Смекни!
smekni.com

Френсис Бекон (стр. 4 из 7)

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В исто­рии математики он занимает весьма видное место. Одно из важнейших достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей великих древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригина­лах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и найденные к тому времени) произведения Евклида, Архимеда, Аполлония, Паппа, Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрож­дения появились начатки математического естествознания. Теперь же, в эпоху Декарта, без математического естествознания наука была бы не способна стать производительной силой. В свою очередь математи­зация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы не­возможна без определенного прогресса в самой математике. Такой прогресс, в частности, невозможен без успехов формализации. И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной ал­гебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буква­ми латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынеш­нее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.

Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание анали­тической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существова­ли в раздельности.

Укажем, далее, и на большой вклад Декарта в формирование столь важной науки, как оптика (итоги его исследований в этой об­ласти содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах"). Так, он открыл (независимо от В. Снеллиуса) закон преломления светового луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого за­кона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии).

Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и научных открытий Декарта.

ВВЕДЕНИЕ

Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук.При этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей,трудив­шихся тогда на поприще науки,заложивших фундамент современного естест­вознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинув­ших естественные науки,особенно философию.В созвездии их имен первос­тепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса (1588-1679).Как и большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи,Гоббс обьективно был выразителем интересов капитализма,достигше­го значительных успехов в Англии и некоторых других странах Евро­пы.Субьективно же он считал себя бескорыстным искателем истины,необхо­димой всему человеческому роду.

"Желание знать, почему и как,-писал Гоббс,-называется любознатель­ностью,Это желание не присуще ни одному живому существу,кроме челове­ка,так что человек ни одним лишь разумом,но также зтой специфической страстью отличается от всех других животных,в которых желание пищи и

ругих удовольствий ощущения благодаря своему доминированию подавляет

заботу о знании причин,являющемся умственным наслаждением.Это послед­нее сохраняясь в непрерывном и неустанном возникновении знания,пре­восходит кратковременную силу любого другого плотского наслаждения".

Только присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области филосо­фии,которые делают его труды и произведения интересными и поучительны­ми до наших дней.

Томас Гоббс родился 5 апреля в 1588 года в Вестпорте,вблизи Маль­мсбери,одного из значительных в то время городов Вильтского графс­тва,на юге Англии.Его мать была крестьянского происхождения;отец­сельский священник; его родственники занимались перчаточным ремес­лом,довольно распространенным в этом графстве,Первоначально Гоббс свое образование получил в церковной школе ,которую начал посещать с четы­рехлетнего возраста.Так как мальчик обнаруживал недюженные способности и большую склонность к учебе,его определили в городскую школу,где он с успехом продолжал свое образование.К четырнадцати годам Гоббс обладает уже древними языками настолько,что переводит "Медею" Еврепида в стихах на латинский язык.Пятнадцати лет он поступает в Оксфордский универси­тет и по окончании получает университетский диплом,давший ему право заниматься педагогической работой и открывший путь к академической карьере.Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века - Декарту,Спинозе,Локку,Ньютону и другим - Гоббс в дальнейшим не был связан с университетами.

После окончания университета Гоббс становиться воспитателем одного из знатных аристократических семейств.В это время у него появляются связи среди правящих кругов,в том числе среди придворных кругов Анг­лии.В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его че­тыре поездки на Европейский континент (его прибывание в Европе соста­вило в общей сложности 20 лет),главным образом в Париж.Они дали анг­лийскому мыслителю возможность глубоко изучить философию,лично позна­комиться с ее виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в Италию в 1646 году ),и принять самое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени.Посте­пенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения.

Первым наброском философской системы Гоббса стало его сочинение 1640-го года,которое в течение нескольких лет распространялось в руко­писи (в дальнейшем в 1650 году оно было издано в виде двух отдельных произведений,из которых первое получило название "Человеческая приро­да",а другое-"О политическом теле").На дальнейшую всестороннюю разра­ботку философской системы Гоббса,повлияли события связанные с конфлик­том, связанные с английским парламентом и королем,а затем и события Английской революции.Эти события в общественной жизни Англии стимули­ровали интерес Гоббса к общественно-политическим вопросам и заставили его ускорить разработку и публикацию своего сочинения "О Граждани­не",задуманного им как третья часть своей философской системы,но опуб­ликованного ранее остальных частей , еще в 1642 году.Основная идея этого произведения сводилась к доказательству того,что обсолютный су­веренитет государства составляет одну из главных предпосылок спокойной жизни граждан,избавляя их от опасностей гражданской войны (которая на­чиналась тогда в Англии между сторонниками короля и сторонниками пар­ламента).Вместе с тем произведение Гоббса было направлено против цер­ковников,ибо одна из его важнейших идей состояла в том,что цер­ковь,неправильно истолковывавшая свои прерогативы,становится одним из наиболее опасных источников гражданской смуты.Продолжая углублять и обдумывать эти общественно-политические идеи, Гоббс работал над своим крупнейшим политическим и социологическим изданием "Левиафан".Это про­изведение, заострявшее антиклерикальные идеи "О Гражданине",было изда­но в Лондоне в 1651 году.Окончательно порвав с королевской парти­ей,Гоббс в том же году вернулся в Лондон.Здесь он сотрудничает по не­которым вопросам практической политики с лордом-протектором Англии Кромвелем,ведет полемику по одному из важнейших философских вопросов

вопросу о свободе воли - с епископом Брамхолом и продолжает разробаты-

- вать свою философскую систему.В 1655 году выходит в свет работа Гоббса "О Теле",представляющая собой первую часть его системы,а в 1658 году - ее вторая часть - "О Человеке".

После реставрации монархии в Англии положение Гоббса осложняет­ся.Враждебное отношение духовенства и придворных кругов к автору "Ле­виафана" приводит к тому , что против него выдвигают наиболее тяжелые в ту эпоху идеологические обвинения в отеизме и свободомыслии.Гоббсу запрещают печатать книги,имеющие отношение к религии и политике (это запрещение относилось прежде всего к его произведению "Бегемот",вышед­шему в 1668 году,посвященному истории гражданской войны в Анг­лии).Последние годы своей жизни Томас Гоббс посвящает переводу на Анг­лийский язык Илиады и Одисея Гомера,который он заканчивает на 90-ом году своей жизни.Зимой 1679 года 4 декабря Гоббс умер.

Характеристика и сущность проблем затрагиваемых

Томасом Гоббсом в своем философском учении.

Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философских исследований Гоббса ,то вырисовывается следующая картина.

Проблема власти,проблема генезиса и сущности государственного об­щежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формиро­вания государственных институтов.В Англии в условиях революции и граж­данской войны эта проблема стояла особенно остро.Не удивительно,что разроботкой вопросов моральной и гражданской Философии,или философии государства,и привлекала прежде всего внимание Гоббса.Философ сам под­черкнул это в посвящении,предпосланном произведению "О Теле",в котором он определяет свое место среди других основоположников науки и филосо­фии нового времени.

......................................................................

Разроботка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению человека.Английский философ,как и многие другие передовые мыслители той эпохи,не поднявшиеся до понимания действительных,материальных при­чин общественного развития,пытался объяснить сущность общественной жизни,исходя из принципов "Человеческой природы".В противовес принципу Аристотеля,гласящему,что человек существо общественное,Гоббс доказыва­ет,что человек не общественен по природе.В самом деле,если бы человек любил другого только как человека,почему ему тогда не любить всех оди­наково.В обществе мы ищем не друзей,а осуществление собственных своих интересов.