Смекни!
smekni.com

Френсис Бекон (стр. 5 из 7)

" Чем занимаються все люди,что они считают удовольствием,если не злоречие и высокомерие? Всякий хочет играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты и знания и сколько слушателей в ауди­тории,столько и докторов.Все стремятся не к обшежитию с другими,а к власти над ними и следовательно к войне.Война всех против всех явля­ется и сейчас законом для дикарей,и состояние войны до сих пор являет­ся естественным законом в отношениях между государствами и между пра­вителями", - пишет Гоббс.По Гоббсу ,наш опыт,факты обыденной жизни го­ворят нам,что существует недоверие между людьми.

"Когда человек отправляется в путешествие ,человек берет с собой оружие и берет с собой большую компанию;когда он ложится спать,он за­пирает дверь на замок;оставаясь дома он запирает свои ящики.Какое же мнение мы имеем о своих согражданах ,раз мы разъезжаем вооруженны­ми,раз мы запираем на замок свою дверь,о своих детях и о прислуге,раз мы запираем свои ящики? Разве этими своими действиями мы не обвиняем людей так же,как я их обвиняю своими утверждениями."

Впрочем, добавляет Гоббс,никто из нас не может их обвинять.Желания и страсти людей не являются греховными.И когда люди живут в естествен­ном состоянии,никаких несправедливых актов не может существовать.Поня­тие добра и зла может иметь место там,где существуют общество и зако­ны;там ,где нет установленных,не может быть несправедливости.Справед­ливость и несправедливость,по словам Гоббса,не суть способности ни ду­ши,ни тела.Ибо если бы они были таковыми человек владел бы ими,даже будучи одиноким в мире ,так же как он владеет восприятием и чувствова нием.Справедливость и несправедливость суть качества и свойства чело-

- века,живущего не в одиночестве,а в обществе.

Но что толкает людей к совместной жизни в мире между собой,вопреки их наклонностям, к взаимной борьбе и к взаимному истреблению.Где искать те правила и понятия, на которых базируется человеческое обще­житие?

По мнению Гоббса таким правилом становится естесвенный закон,осно­ванный на разуме,при помощи которого каждый приписывает себе воздержа­ние от всего того,что, по его мнению,может оказаться вредным ему.

"Естесвенный закон - это правило которое кроется не в согласии лю­дей между собой,а в согласии человека с разумом,это- указание разума относительно того,к чему мы должны стремиться и чего мы должны избе­гать в целях нашего самосохранения." - говорит Гоббс.Так каковы же эти естественные законы человеческого общежития в понимании Гоббса?

Первый основной естественный закон гласит:Каждый должен добиваться ми­ра всеми средствами,имеющимися в его распоряжении,а если он не может получить мира,он может искать и использовать все средства и преиму­щества войны.Из этого закона вытекает непосредственно второй за­кон:Каждый должен быть готов отказаться от своего права на все,когда другие этого тоже желают,поскольку он считает этот отказ необходимым для мира и самозащиты.Помимо отказа от своих прав может быть еще (как считает Гоббс) перенос этих прав.Когда двое или несколько человек пе­реносят друг на друга эти права,это называется договором.Третий ес­тественный закон гласит,что люди должны придерживаться собственных до­говоров.В этом законе находиться функция справедливости.Только с пере­носом прав начинается общежитие и функционирование собственности,и только тогда возможна несправедливость при нарушении договоров.Чрезвы­чайно интересно, что Гоббс выводит из этих основных законов закон христианской морали:"Не делай другому того,чего не хочешь,чтобы сдела­ли тебе".По Гоббсу естесвенные законы,будучи правилами нашего разу­ма,вечны.Название"закон"для них не совсем подходит,однако поскольку они рассматриваются как веление бога,они есть "законы".

...................................................................... Теория Государства Гоббса логически вытекает из его теории права

и морали.Основа государства лежит в разумном стремлении людей к само­сохранению и безопастности. Мы знаем уже каковы по Гоббсу,естественные законы,которые диктуются человеком его разумом.Но разум не всегда тре­бует выполнения этих законов.Ибо исполнение этих законов одними и не­исполнение другими приводит первых прямо к гибели ,а не самосохране­нию.Отсюда ясно,что для соблюдения естественных законов нужна уверен­ность в своей безопасности,а для достижения безопасност нет иного пу­ти,как соединения достаточного количества людей для взаимной защи­ты.Для общего блага,люди,как считает Гоббс,должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и обьединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения.Такой до­говор или такое перенесение прав и есть образование государства.Гоббс определяет государство следующим образом:"Государство есть одно лицо или собрание,воля которого в силу соглашения многих людей является за­коном для них всех,так как оно может употреблять силы и способности каждого для обеспечения общего мира и защиты." Лицо или собрание,воле которого подчиняются все прочие,получает название верховной власти;все остальные граждане называются поддаными.

Но каковы права Государства? Государство,в силу перенесения на не­го прав всех обладает всеми правами ,принадлежащими человеку в естест­венном состоянии,как мы видели безгранично,то безграничны и права государства.Нет на земле власти высшей, чем государственная власть,и нет никого ,кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия; ибо с момента существования государства она обладает всеми без исклю­чения правами всех людей,входящих в него."Единственное право на земле есть государственный закон,а государственный закон- не что иное,как выраженная внешним образом воля государственной власти."Так как в государстве единственным определяющим началом для воли отдельного че­ловека становится воля государсвенной власти,то естественно,что подчи­нение этой власти должно быть безусловные.Ибо всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естественному состоянию "войны против всех".Поэтому тот же самый закон,предписывающий человеку желать мира,требует обсолютного подчинения государсвенной власти.

У Гоббса,цель государства - упразднить естественное состояние че­ловека,и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безо­пасность и спокойное существование.Ясно ,что при сохранения этого сос­тояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соот­ветсвующими правами.Эти права следующие:

Первое право Гоббс называет"мечом справедливости"; то есть право наказывать нарушителей закона,ибо без этого права безопасность не мо­жет быть обеспечена;

Второе право есть "меч войны"; то есть право обьявления войны и заключения мира,а также установление количества вооруженных сил и денежных средств,необходимых для ведения войны,ибо безопасность граж­дан зависит от существования войск,сила же войск зависит от единства государства,а единство государства - от единства верховной власти.

Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев,где нужно приложение меча,так как без разрешения споров невозможно охранение од­ного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина.

Четвертое право - право установить законы о собственности,потому что до установление государственной власти каждому принадлежало право на все,что и было причиной войны против всех,но с установлением госу­дарства все должно быть определено ,что кому принадлежит.

Пятое право - право устанавливать подчинение власти,с помощью ко­торых можно было бы осущесвлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти.

Шестое право - право запрещать вредные учения,ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства,а также направленные на подры государственного единства.

Все остальные права,по мнению Гоббса,заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.

Гоббс является противником отделения исполнительной власти от за­конодательной.Такое разделение властей является для него единсвенной причиной гражданской войны бушевавшей тогда в Англии.Государственная власть ,как считает Гоббс,чтобы выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам,- должна быть нераздельной и суверенной.Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-ли­бо суду или контролю.Она должна быть выше всех законов,ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу.Какова бы ни бы­ла ее форма,она по существу своему безгранична.В республике народное собрание имеет такую же власть над поддаными, как король в монархичес­ком правлении ибо иначе будет продолжаться анархия.Отрицание обсолют­ной власти,происходит,по мнению Гоббса,от незнания человеческой приро­ды и естественных законов.Из природы верховной власти вытекает,что она не может быть уничтожена волей граждан.Ибо,хотя она происходит от их свободного договора,но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу,но и в отношении к самой верховной власти; поэ­тому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.

Гоббс устанавливает три вида государственной власти: монархичес­кую,аристократию и демократию; ибо" государственная власть может при­надлежать одному лицу или совету многих.Соответственным образом совет многих людей состоит либо из всех граждан таким образом,что любой из них имеет право голоса и может участвовать,если захочет,в обсуждении дел, либо только из их части."