Смекни!
smekni.com

Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс (стр. 10 из 14)

Объективная истина может существовать как в форме относительной, так в форме и абсолютной истины.

Диалектика абсолютной и относительной истины

Относительная истина - неполное, неточное, знание о предмете, "приблизительно верный", "относительно правильный образ" действительности, соответствующий данному историческому этапу познания. Относительная истина обладает свойством изменения, уточнения по мере обнаружения новых, более точных способов и методов изучения мира, поэтому существуют этапы восхождения, углубления относительно истинного знания.

Как из кирпичиков, зерен относительной истины складывается истина абсолютная. Это - полное, исчерпывающе точное, не подлежащее изменению, абсолютно адекватное реальности знание об объекте.

Эти характеристики истины, по сути, являются полярными, диаметрально противоположными категориями. И, одновременно, они, будучи неразрывно связанными, взаимопроникают, взаимодополняют друг друга. В каждой относительной истине содержится частичка истины абсолютной. Абсолютная истина складывается как усовершенствование знания относительных истин. На определенном этапе истина абсолютная может превратиться в истину относительную, либо стать так называемой истиной вечной. Достижения абсолютной истины осуществляется через бесконечный процесс познания.

Диалектическая связь между ними прослеживается в случаях необоснованной абсолютизации их роли в познании.

Так, абсолютизация изменчивости, относительной истинности знания приводит к релятивизму (Кратил, софисты): нет ничего постоянного в мире, и поэтому познать истину раз и навсегда невозможно. Даже относительной истина не может быть, поскольку как " в одну реку нельзя войти и единожды", так и вывести устойчивое знание о предмете невозможно.

Либо, абсолютизация устойчивости, гипертрофирование неизменности знания, признание только абсолютности истины приводит исследователя к догматизму (теология).

Релятивизм в науке отвергает объективность знаний, это - прямой путь к субъективизму и агностицизму. Догматизм в науке приводит к торможению ее развития, упованию достижениями прошлых периодов познания.

Диалектическое понимание процесса познания способствует пониманию сути конкретности истины. Знание, полученное на одной стадии развития наук, не всегда можно применить как истинное на другой, последующей стадии. Поэтому истинное знание должно быть соотнесено с предметом, находящимся на данной фазе своего развития. Причем, пространственно-временные характеристики предмета исследования выступают ключевыми в определении конкретности истины и в утверждении, что абстрактной истины нет, это - нонсенс, истина всегда конкретна.

Виды истины

Истина многообразна по своим характеристикам, а также по области отражения объектов. Выделяют такие виды истины как:

а) экзистенциальная (обыденная) истина - постижение сути духовного мира человека, фактов его существования.

б) предметная истина - соответствие знания субъекта - реальным материально-предметным системам.

в) научная истина - аргументированное, доказательное, логически последовательное, системно изложенное теоретическое знание о мире, либо о его фрагментах.

Антиподы истины.

Помимо антипода конкретности истины как невозможности быть абстрактной, к антиподам истины относятся ложь и заблуждение.

Под заблуждением понимается непреднамеренный уход от истины в случае непроизвольного нарушения способов, методов познания, приведших к искажению знания о реальности.

Ложь олицетворяет собой сознательное, заведомое искажение, извращение знания о предмете, о сущности явлений с целью получения удовлетворяющего субъекта результата.

Роль практики в познании истины.

Что же представляет практика в процессе познания? Как она помогает отыскивать истину?

Практику определяют чаще всего в виде субъект - объектного взаимодействия, в результате которого объект преобразуется в продукт человеческого потребления, соответствующий его целям и установкам. Практика, в первую очередь, процесс материальной деятельности. Субъект практики - всегда общественно-исторический индивид, социальная общность. Практика детерминирована уровнем развития общества.

Формы практики:

а) производственная деятельность людей и преобразование природы;

б) деятельность, направленная на преобразование общества и его подсистем;

в) духовная практика, научный эксперимент.

В познании практика выполняет ряд функций:

1) практика ставит цели, которые могут быть реализованы в процессе познания. Она указывает, какие реальности необходимо изучить.

2) практика - основа познания. Она дает исходный материал, с которым работает исследователь.

3) практика выступает движущей силой познания. Она стимулирует познание отдельных фрагментов действительности.

4) практика является критерием истины. На практике исследователь может проверить истинность теоретических положений, добытых им. Она способствует переходу идеального в материальное, цель опредмечивается, абстрактный образ превращается в продукт. Практика вместе с тем обладает относительностью как критерий истины.


Тема 13: Специфика научного познания

1) Сущность науки, ее развитие и роль в обществе. Наука как деятельность

2) Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного исследования.

3) Методы научного познания, их разнообразие и особенности использования на различных этапах исследования.

4) Идеалы и нормы научного познания. Построение научной картины мира. Динамика научного знания и возникновение научных революций.

5) Наука как социальная ценность. Статус ученого, его ответственность и научный этос.

1. Сущность науки, ее развитие и роль в обществе. Наука как деятельность

Сущность науки, ее развитие и роль в обществе.

Понятие науки.

Наука – система достоверных знаний о природной и социальной действительности и внутреннем мире человека; знание законов об объективном мире и познании.

По природе знание идеально, “результат духовного производства”. Но для того, чтобы результаты науки могли быть использованы обществом, были переданы из поколения в поколение – надо, чтобы они получили предметное воплощение в виде знаковой системы.

Возникновение науки и законы ее развития.

Отдельные элементы науки существовали в древних обществах (шумерская культура, Китай, Египет). Возникновение науки относят к 6 веку до н.э. когда в Древней Греции сложились соответствующие условия для построения первых теоретических систем знания (математика, философия и др.).

В процессе более чем 2 тысячелетней истории науки обнаружились общие законы и тенденции ее развития.

а) ускоренный, динамичный рост научного знания по мере социокультурного развития общества. Объем научного знания удваивается каждые 10 – 15 лет.

б) развитию науки свойственен аккумулятивный характер: на каждом этапе развития она суммирует в концентрированном виде все прошлые достижения.

в) преемственность научного знания обеспечивает функционирование его как особого вида социальной памяти.

г) по мере совершенствования научного знания изменяется и структура науки; на каждом этапе применяются особенные методы, нормы и идеалы познания (для античности доминирующим было наблюдение, для Нового времени характерен эксперимент, современная наука использует комплексный подход).

д) накопление принципиально нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем приводит к научным революциям.

е) в науке происходит диалектическое сочетание дифференциации и интеграции знания, междисциплинарных и комплексных исследований.

Наука как деятельность.

Оформление науки в качестве социального института произошло в 17 - 18 вв., когда в Европе были образованы научные общества, академии, изданы научные журналы, а ученый из отшельника-одиночки стал социально востребованной профессией, а наука стала действенной, практически реализуемой производительной силой.

Специфика и основные характеристики научного знания. В отличие от обыденного познания, которое изучает предметы непосредственно соотнесенные с жизнью человека, его практической деятельностью, наука ориентирована на изучение таких фрагментов реальности, которые могут встретиться в практике в будущем.

Вещи, выделяемые для познания, наука фиксирует в виде идеальных образов – объектов, с которыми потом начинает работать как со специфическими предметами, заменяющими объекты реальности.

В науке закрепляются специально вырабатываемые средства познавательной деятельности, отличающиеся от средств обыденного познания (категориальный аппарат, концептуальные разработки, методология, гипотетико-исследовательские процедуры и пр.)

Необходимость осознания и фиксации совокупности методов и форм научной деятельности, позволяющих включать объект в сферу исследования и описывать его языком науки.

Наличие ученых – специалистов, появление специальных учреждений, обучающих этой деятельности и производящих прикладные и широкомасштабные исследования по выработке достоверных знаний о действительности.

2. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни. Формы научного исследования

Структура научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни.

Эмпирическое исследование непосредственно соприкасаясь с объективной действительностью, отражает преимущественно явления и отношения между ними. В широком смысле эмпирическое знание – это обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики.

В узком – это определенный этап получения научного знания, который добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента (измерения).

Главные цели эмпирического познания: 1) получение данных наблюдения; 2) формирование фактов науки, на основе которых строится эмпирический базис научного знания и развертывается система теоретического построения. 3) обработка, систематизация, классификация полученных данных.