Смекни!
smekni.com

Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс (стр. 9 из 14)

3. Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли ):"Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". Истинность знаний зависит от правильности чувственного опыта. Лишь чувственный (эмпирический) опыт способен отражать правильно реальный мир.

4. Рационализм (Лейбниц, Декарт, Спиноза): разум способен достичь истины, которой не было в чувственном познании. Истинное знание дает рациональное познание, приводящее человека к уяснению интиллегибельных сущностей бытия.

5. Диалектико-материалистическая модель познания. Категории чувственного и рационального важнейшие структурные элементы познания. Их нельзя противопоставлять, они взаимодополняют друг друга. Чувственная ступень познания (живое созерцание), являясь основой и источником познания, стимулирует переход исследователя на вторую ступень - рациональное познание (абстрактное мышление), которая, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на чувственную ступень, а также на практическое освоение предметом познания. Этот элементарный цикл познания многократно повторяется, позволяя субъекту познания переходит от истин относительных к абсолютным, совершенному и обоснованному знанию.

Этими моделями не ограничивается многообразие подходов к познанию. Существуют еще религиозный, иррациональный и другие подходы к познанию.

3) Диалектика процесса познания. Чувственная и рациональные стороны познания. Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс

Диалектика процесса познания.

Познавательный образ является результатом отражения объекта познания в сознании субъекта. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту и субъективен по способу (форме) своего существования. Материальной основой воплощенного образа выступают практические действия, знаковые системы. Специфической формой образа является художественный образ.

На чувственной ступени познания образами (формами) познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения представляют собой чувственный, конкретный образ отдельных свойств предмета, который возникает благодаря непосредственному воздействию предмета на органы чувств. Представители теории символов (иероглифов) (Г. Гельмгольц) утверждают, что ощущения - это только символы, вызываемые внешними воздействиями, но не имеющие с ними сходства, они не являютя копиями, отражением внешнего мира, а лишь знаками его свойств. Ощущения сходны с внешним миром не больше, чем имя человека с ним самим.

Существует противоположная точка зрения на познавательный образ, формируемый ощущениями. Суть ее заключается в том, что ощущения представляют собой субъективный образ объективного мира, предполагающий как реальность отображаемого, так и сходство (зеркальное отражение) между образом и отображением.

Чувственная и рациональные стороны познания

Ощущения:

а) превращают внешнее раздражение в факт сознания;

б) фиксируют изобразительные контуры, представленные непосредственно в чувствах;

в) оображают части, элементы предметов в виде субъективных образов в сознании человека;

г) способствуют познанию отдельных свойств, качеств вещей и явлений;

д) формируют образы, адекватные объективной реальности.

В результате фиксации в сознании чувственных образов, а также их анализа и синтеза происходит переход познавательных действий к следующей, более высокой форме чувственного познания - восприятию.

Восприятие - представляет собой целостный чувственный образ предмета как совокупности свойств и качеств предмета. Общее с ощущениями - непосредственное воздействие на органы чувств, отличие: первые дают отдельный образ, вторые - целостный образ.

Основные характеристики восприятия в познавательном процессе:

а) активная сознательная деятельность по систематизации ощущений, приводящая к выстраиванию впечатлений в комбинированную предметную форму;

б) подключение ощущений различных видов ;

в) обобщение ощущений с использованием ранее известных ощущений, фактов;

г) осознание и понимание цельного образа.

Запоминание чувственных образов, воспоминание и воображение на их основе способствует развитию познавательных действий на следующей стадии чувственного уровня - представление.

Представление - это форма чувственного образа, созданная продуктивным воображением человека на основании ранее сформированного наглядно-образного знания. В отличие от восприятия представление выходит за рамки единичных объектов, непосредственно представленных в чувствах, а устанавливает их взаимосвязи, производит обобщения чувств и их трансляцию во времени.

Представление производит:

а) обобщение восприятий и их воспроизведение без непосредственного контакта с чувственно-предметным миром;

б) возобновление целостного образа через временные интервалы;

в) комбинирование воображаемых явлений;

г) сохранение в памяти ранее усвоенного наглядно-образного знания.

Если чувственное познание способно дать и воссоздать знание и явлениях либо сторонах предметов, то следующий уровень познания, рациональный, либо абстрактное мышление, помогает исследователю проникнуть в их сущность, отразить и выразить сущности в чистом виде. С его помощью познание устанавливает законы и закономерности, существенные связи и отношения между предметами, формирует мир понятий, абстракций, гипотез, теорий.

Процесс абстрактного мышления протекает в трех основных формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - отражение в мышлении в общих и существенных чертах признаков и свойств предметов. Для возникновения понятий исследователем на основе известного знания о предметах выделяются общие, абстрагированные от конкретных предметов признаки, объединяя их в классы с выделением существенных признаков. Понятия фиксируются словами в виде имен, категорий, способных схватить и выразить общие, значимые отношения между мыслью и явлением. Выделяют всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные понятия.

В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, высказывает суждения, формулирует свои мысли. Суждение - это форма мысли, в которой отражается связь понятий и отражает знание о способах отношения между понятием и явлением. Суждения реализуются в высказываниях, предложениях, в которых утверждается либо отрицается мысль о предмете и его свойствах. Мыслить - значит выражать (в уме, устно либо письменно) суждения, т.е. судить о вещах, явлениях и их свойствах.

Третья форма абстрактного мышления - умозаключение. Это - умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий суждения различного содержания с обобщающим их выводом. Умозаключения позволяют на основе одного, известного знания выводить другое, новое, ранее неизвестное знание о вещах и процессах объективного мира, в чем и состоит их особая ценность в процессе познания, научной деятельности.

Роль интуиции, подсознания в познании. Познание как творческий процесс.

4) Познание как процесс постижения истины. Проблема истины в различных философских школах. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в познании истины.

Познание как процесс постижения истины

В чем заключается проблема истины?

Как формируется объективно-истинное знание?

Проблема истины в различных философских школах.

Истина - особое свойство человеческих знаний соответствовать объективной реальности (Аристотель). Т.е., истина не есть свойство предметов, это свойство знания быть адекватным этим предметам.

Истина - это состояние субъекта познания, при котором его понятие о мире соответствует его ощущениям (Беркли). По сути истина, как таковая, не существует, она всецело субъективна по содержанию.

Истина - организующая форма человеческого опыта (Богданов). Это значит, что не всякое адекватное реальности знание истинно, а только то, что практически полезно, благодаря которому образуется человеческий опыт.

Истина - соответствие субъективного по форме знания объективной реальности, мыслей человека - предметной действительности, адекватное отражение в сознании существенных закономерностей явлений и процессов, результат познания, зафиксированный в виде достоверного знания об объектах действительности.

Знание, в том числе и истинное, принадлежит человеку и без его существования в принципе невозможно. Следовательно, по форме (по носителю) истина - субъективна.

Но содержание наших знаний, если оно стремится быть истинным, не зависит от его носителя (его воли, интересов, устремлений). Оно - есть образ, копия, отражающая посредством знаков содержание, сущность объективного мира. По содержанию истина всегда объективна.

Одним из распространенных взглядов, отрицающих объективность содержания истины является так называемая конвенциональная концепция истины (софисты, эклектика), по которой истинное знание есть результат договоренности (конвенции) между людьми, принимавшими участие в изучении предмета и предлагающими принять соглашение о том или ином состоянии вещей. Однако, это отрицает адекватность истинного знания реальности. И хотя, познание истины - сложный, противоречивый процесс, но принимать на веру, либо беспочвенно соглашаться с некоторым знанием как достоверным - значит, уходить от объективности, т.е. истинности знания. Объективность и истинность знания в этом случае выступают синонимами.