Смекни!
smekni.com

Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс (стр. 3 из 14)

Кроме того, можно выделить два типа движения:

1) с сохранением качества системы (устойчивость) - движение электронов и атомов, перемещение в пространстве и пр.;

2) с изменением качества системы (изменчивость) - развитие.

Основные формы движения.

В основе классификации форм движения находятся принципы, разделяющие все существующие материальные предметы и явления по: а) специфике носителя, б) по специфике законов взаимодействия, в) по генетической связи, г) в иерархической последовательности.

Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения. Это - 1) механическая, 2) физическая, 3) химическая, 4) биологическая, 5) социальная. В ХХ в. в науке произошли огромные изменения, позволившие расширить и углубить представления о многообразии форм движения, не отрицающих предыдущую классификацию. Так, акад. Б. Кедров описал кроме общих форм движения материи (механическое, электромагнитное, тепловое, гравитационное, кибернетическое), выделяет и частные формы. К примеру, в классе ядерно-физических взаимодействий находятся:

-взаимодействие элементарных частиц и полей;

-ядерная форма движения:

-субатомная форма движения;

в классе форм геологического движения выделяют:

-химическую форму движения;

-малекулярно-физическую форму;

нуклеиновые кислоты и белки образуют:

-биологическую форму движения;

-социальную форму.

Все формы движения находятся в своеобразной субординации. Сложная структура вытекает из более простой., одновременно, включая в себя все низшие формы движения. Поэтому разрыв высших и низших форм движения недопустим, как и сведение более высокой формы движения к более низкой (редукционизм).

Пространство и время как атрибуты материи.

Всеобщие формы бытия, его свойства. Взаимосвязь движения, пространства и времени.

Пространство характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие, расположение одного возле другого.

Время выражает длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, существование одного после другого.

Характеристики: общие (объективность, всеобщность, неуничтожимость и пр.) и особенные (время однонаправлено, пространство многомерно и т.д.)


Литература

1. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевнопейской философии. - М., 1986;

2. Капто А.С. Философия мира. - М, 1990;

3. Лосский Н. Мир как органическое целое//Избранные произведения. - М., 1991;


Тема 7. Часть 2. Философское учение о развитии

1) Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. .

2). Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия.

1). Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические формы диалектики и ее альтернативы. Философское понимание развития

Мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение, взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм, организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития.

Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.

Объективные признаки, приводящие к развитию:

1. невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию;

2. потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций предметов, процессов, явлений.

3. направленность преобразований всякой системы.

Характеристики развития:

а) объективность;

б) разноплановость;

в) непрерывность;

г) многоуровневость;

д) системность;

е) многоэтапность;

ж) комплексность.

Направленность развития обнаруживает три основных типа развития.

1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.

2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.

3. Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.

Диалектику можно представить: а) как метод, методологию,

б) как теорию , как учение, систему знаний;

в) как логику развития.

Диалектика как метод и теория.

Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).

Диалектика также выступает методом исследования существенных противоречий, изменяющихся явлений, понимания процессов реальности с позиций их развития и взаимосвязи.

Антиподом диалектики как метода выступает метафизика. Это - учение, представляющее мир и его фрагменты как застывшие, неизменные, однозначные и неразвивающиеся сущности. Метафизика отрицает саморазвитие бытия посредством разрешения внутренних противоречий. Есть и иное понятие метафизики как учения о сверхчувственных началах и принципах существования бытия (природы, физики).

Вторым известным антиподом диалектики является эклектика (от греч.: выбирать) - соединение разнородных взглядов и идей без выделения главных, сущностных связей, без целостного и цельного представления явления, процесса. Родоначальник - Потамон Александрийский (2 в. н.э.).

Среди иных антиподов диалектики следует выделить такие учения как догматизм, софистика, релятивизм.

Исторические формы диалектики.

1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.

2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий.

3. Современная диалектика.

а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность.

б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.


2) Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Современные дискуссии о диалектичностиявлений бытия

Диалектика в ее современном обоснованном виде представляет собой стройную теорию, состоящую из совокупности идей, принципов, категорий и законов. Диалектика как теория выполняет ряд функций - мировоззренческая, методологическая, эвристическая, прогностическая, социальная, аксиологическая.

Принципы диалектики:

а) развития;

б) всеобщей связи;

в) взаимообусловленности явлений;

г) историзма;

д) антиномии,

е) объективности;

ж) системности, всесторонности анализа.

и) монизма.

Категории диалектики.

Философские категории представляют собой всеобщие формы мыслительной деятельности, идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Познавая мир, размышляя о нем, человек оперирует соответствующими понятиями, определенные качества, свойства и связи. Они являются поэтому всеобщими, принадлежащими всем явлениям действительности. Категории диалектики разделяют на разновидности, отражающие: а) универсальные процессы самоорганизации бытия и категории и б) выражающие связи детерминации. К первым относятся такие категории как единичное - особенное - общее (всеобщее), целое - часть, система - структура - элемент, содержание - форма.

Связи детерминации объясняют категории: причина - следствие, необходимость - случайность, сущность - явление, действительность - возможность.

Законы диалектики.

Под законом понимается необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся и объективная связь между свойствами и элементами системы, явлениями и процессами действительности.

В отличие от других законов законы диалектики имеют всеобщий характер и отражают универсальные характеристики развития. Законы разработаны в диалектической системе Гегеля, но впервые понятие "диалектический закон" применено в марксизме.

Основными законами диалектики являются:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

3. закон отрицания отрицания.

1. Закон единства и борьбы противоположностей формулируется следующим образом: явления и процессы объективного мира находятся в единстве тождества и противоположности, находясь одновременно в отношении взаимоисключения, противоречия, различия, тождества, гармонии.

Суть закона: он объясняет источник, причины саморазвития, самодвижения - они находятся во внутренней противоречивости предмета, процесса, явления; в единстве и борьбе противоположностей.

Содержание: диалектическое развитие - это результат взаимодействия противоположных, противоборствующих сторон, находящихся в единстве и взаимообусловленности внутренней структуры явлений, процессов, предметов.

Формула: гармония - дисгармония - конфликт - постконфликт.