Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 4 из 9)

4.В мире существует абсолютная сущность – причина мира. В мире нет абсолютно необходимой сущности, как его причины. Есть Бог – нет Бога. Объективно доказать существование Бога нельзя. Но разум не может доказать и небытие Бога. Разум подписывает себе приговор: некомпетентность. В работе "Критика чистого разума" Кант критикует все доказательства бытия Бога (онтологическое, космологическое, физико-теологическое), но признаёт Бога, религии в области нравственности. В этой работе Бог – это обязательный и устойчивый объект веры, а не доказательства. Знать что-либо о Боге невозможно, в него можно только верить. Надо устранить знание из областей, ему не принадлежащих. По Канту существует 3 вида веры:

-1- Прагматическая. Вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае. Цена её – один дукат. У человека нет сомнений. Уверенности достаточно, если оценить её в 1 дукат. Если в 100 – то уже возникают сомнения.

-2- Доктринальная. Вера в общие положения. Человек готов держать пари на всё своё имущество, что хотя бы на 1 из видимых нами планет существуют обитатели, но затруднения возникают при размышлении. Они отдаляют нас от веры, хотя мы постоянно к ней возвращаемся.

-3- Моральная вера. Иной характер вопроса об истинности суждений даже не встаёт. Верить в Бога – это значит не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Веру нельзя сопоставлять со знанием. Она реализуется в поведении. Верить в Бога – значит всегда и везде следовать долгу. Философия имеет смысл только когда она служит воспитанию человека.

Общий вывод по агностицизму: к нему надо подходить как к теории, которая скрывает сложность и противоречивость познания. Аргументы агностиков формально правильны.

Всё содержание знания может быть постигнуто только из опыта. Агностицизм – разумное сомнение в возможности адекватного познания.

Важными направлениями в теории познания являются сенсуализм и рационализм. Они возникли в разные исторические эпохи, развивались, оказывая воздействие друг не друга. Сенсуализм – концепция, которая объявляет источником знания ощущение, чувство, то есть чувственность – это главная форма достоверного знания. Сенсуализм близок к эмпиризму. Эмпиризм – это концепция в гносеологии, науки, согласно которой главным (и может быть даже единственным) основанием и источником знания является методологически организованная опытная чувственность. Рационализм – точка зрения рассудка собственного разума, вера в неограниченность человеческого разума. Он -–основа познания и поведения. Иррационализм – инстинкты, чувства, воля, любовь, интуиция – это решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает.

Диалектический метод выполняет следующие функции:

методологическую

Эвристическую. Позволяет определить общее направление исследований. Ориентирует на неизученные стороны, освобождает от субъективного произвола в подборе и анализе фактов.

Прагматическая.

Действительность следует рассматривать не только из текущих, но и будущих составляющих.

Учёный несёт ответственность за изменения существующего положения дел, должен улавливать тенденции. Метафизика, как антидиалектика, как метод, признаёт одностороннее развитие дел, либо только количественные изменения, либо только качественные, либо не рассматривает причину изменения и развития, либо видит её в чём-то внешнем, например первотолчке, Боге. Развитие понимается как простое повторение уже имеющегося.

Общий вывод: мы рассмотрели философию как мировоззрение. Её можно понимать как специфическую область идеологии (когда та или иная концепция, доктрина возводится в ранг так называемой государственной религии). Цветаев: таскать философа в обозе политики непроизводительно. Надо чтобы он был впереди.

Еще какой то: философ не вмешивается в политику, но надо чтобы его слышали политики. Философию можно рассматривать как науку (она имеет свой предмет, метод, язык, категории). Философия может быть рассмотрена как искусство. Искусство даёт субъективный образ. Оно не должно быть категорическим.

Оно должно наталкивать на поиски. Гёте: наука на более чем 50%: принадлежит природе. Искусство более чем на 50% принадлежит человеку. Искусство призвано давать человеку духовные точки опоры. Лев Шестов: великие художники потому великие, что исследовали человеческое страдание, находили точки опоры.

Жизнь всегда полна страданий. Чем больше человек предрасположен самоанализу, тем чаще его посещает мысль о конечности существования. Философия -–это способ утешения человека. Философия – это:

- образ жизни

- проповедь

- не массовое, а штучное производство.

Теории познания

Познание – базовая потребность человека, сознание в действии, постоянная реализация сознания. Все виды познания отличаются базовой ценностью: добро, красота, истина.

К классическим теориям познания относят две линии, сложившиеся еще в эпоху античности. 1 линия связана с Сократом, Платоном. Теория припоминания. СУТЬ: человеку даны универсальные знания, потенциальные. Человек, сталкиваясь в жизни с явлениями, как бы вспоминает то, что у него было заложено. Реальные вещи вызывают воспоминания. Люди думают, что имеют дело с реальным миром. Это не так! Самое ценное чувство – зрение. 2 линия связывается с Демокритом. Познание – отражение реальности в головах людей. От реально существующих тел отслаиваются эйдосы, поступают к человеку. Человек их улавливает органами чувств. Отображение не может существовать без отображаемого. Отражение – это свойство материальных систем в своей структуре отразить структуры взаимодействующего объекта.

Любая действительность представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – это носитель материи и духа действительности, источник активности, направляемой на объект. Понятие "субъект познания" впервые употребил Аристотель в смысле субстанции. В 17-18 веках – психологи-теоретики познаваемого "Я", "Я" - как носитель познавательной деятельности. В качестве субъекта может выступать индивид, коллектив, всё человечество в целом.

Существует теория бессубъектного познания. В 20 веке её выдвинул К. Поппер. Она основана на учении о третьем мире. Первый мир – мир физических состояний. Второй – психический (мир состояний сознания). Третий – научного знания, мир объективного содержания мышления. По Попперу в мир входят теоретические системы, проблемы, аргументы, знания в книгах, журналах. Третий мир возникает в результате взаимодействия физического и психического миров. Предпосылка – язык. Он превращает мир объективного содержания мышления в субъективный дух. Именно он делает третий мир состоятельным. Содержащиеся в нём знания объективны и от субъекта не зависят. Что такое объект? Это то, что противостоит субъекту, та часть объективной реальности, которая включена в деятельность субъекта.

В идеалистических системах объект познания – активное творческое начало. В материалистической системе объект – это нечто, существующее независимо от субъекта. Объект реальности расширяется на основе ощущения, восприятия, представления.

Ощущение фиксирует отдельные свойства. Восприятие даёт целостный образ. Представление – это анализирование образа, запечатление в памяти. Рационалистическая ступень включает в себя понятия, суждения, умозаключения.

Любой объект, с которым имеет дело субъект познания в принципе неисчерпаем, имеет бесчисленное количество свойств. Поэтому, говоря о свойствах объекта, указываем на:

1) избирательность

2) целостность

3) мобильность. В зависимости от богатства внутреннего мира человека, его фантазии.

4) Целостность образа

5) Многоструктурность образа. Соотношение чувственного, эмпирического и теоретических компонентов.

6) Социокультурная природа образа (познание опосредовано системой социально-исторических отношений).

Когда я утверждаю о чём-то, это значит, что моё знание говорит о существовании некоторого объекта, что знания принадлежат мне. Я претендую на выражение в знании действительного положения дел и могу подтвердить эту претензию той или иной процедурой. Когда я передаю сообщения другим, я включаюсь в коммуникативную связь с другими. Мы Обучаем друг друга человеческим методам использования вещей. Мы формируем культурные установки, нормы, находимся в соотношении учитель-ученик. Доля участия постепенно уменьшается. Познавательная деятельность осуществляется не только для меня, она носит социально опосредованный характер. Весь смысл познания в конечном счёте сводится к тому, чтобы получить истинные знания. Неверно, когда говорят, что надо познать истину. Познаётся объект с помощью полученных знаний. Понимание истины неоднозначно. Существуют некоторые трактовки: