Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 6 из 9)

1) В человеке противоречие естественного и социального. Как конечное существо человек стремится определить основания своей бесконечности, построить жизнь по этим основаниям. Эта "затея" придаёт направленность человеческой деятельности (М. Вебер "Ценность протестантизма").

2) Всё подвержено изменению в мире, так что человек не застрахован от собственного отношения к той цели, которую он раньше считал абсолютной. Разрыв между личным идеалом и реальной жизнью обуславливает так называемое круговое движение самосознания. Идёт специфический перебор различных форм бытия. Человек ищет смысл, истину жизни. Культура часто подобное движение фиксирует как колесо судьбы. Смысл этого колеса – вывод, что абсолютное недостижимо. Следует вывод, что существование человека – это противоречивое единство одномерного и многомерного. Человек свободно развивает свои способности. Именно он – источник добра и зла. Опыт говорит, что выдающиеся личности довольно легко становятся моральными чудовищами. Различие эпох, конкретных условий жизни определяет специфику общей культуры. С её позиции человек оценивает себя, результаты своей деятельности. Культура формируется в реальном непосредственном общении индивидов, поэтому она неизбежно обретает узкогрупповые формы. Они теряют смысл за пределами данной группы. Условности культуры выставляют основания для представлений о ценности жизни. "Ценной жизнью" осознаётся не просто как ценность физического существования, а как достойная человека жизнь.

Социально-историческая природа сознания. Концепция Карла Маркса

Западно-Европейская традиция исходила из двух допущений:

1) автономность и самостоятельность сознания;

2) прозрачность и очевидность актов сознания для него самого.

Марксу характерно выделение следующих оснований: сознание зависит не от него самого, а от внешних по отношению к нему причин. Маркс впервые стал изучать сознание, его содержание через анализ предметно-практической деятельности. Сознание – это функционирующая социальная система, её необходимый элемент. В основе индивидуального сознания лежит общественное, которое формируется общественными связями и отношениями. Сознание вторично, его определяет бытие.

Первым историческим актом является производство средств, необходимых для удовлетворения материальных потребностей, производство самой материальной жизни. Второй акт – удовлетворенная потребность, приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям. Третий акт – производство и воспроизводство жизни самих людей. После этого мы находим, что человек обладает сознанием. Никакое сознание не является беспредпосылочным, автономным, самодостаточным. За идеями, идеалами любого порядка всегда стоят вполне определённые жизненные отношения, эмпирически фиксирующие интересы и цели. Действительность сознания, её мотив, продукты деятельности не всегда являются прозрачными, очевидными ни для её агентов, ни для тех, кому эта деятельность адресована. Значения, которые человек принимает за очевидные, непосредственно данные, в реальности это отражения совершенно другого, того, что от самих людей непосредственно скрыто. Сознание способно обрастать значениями, изначально не принятыми, не предусмотренными содержанием. Наиболее отчётливо это можно выявить в политической идеологии.

Задача любой идеологии – обоснование классового интереса, обосновать – это значит придать форму всеобщностей, то есть показать, что частный интерес является наиболее разумным, отвечающим интересам всех. Обосновать – это создать видимость всеобщего интереса. На самом же деле классовое общество неоднородно, а общественное познание, выступая как сознание всего общества, является сознанием господствующего класса. Маркс впервые предпринял попытку теоретического разоблачения иллюзий сознания относительно самого себя. Позднее эту работу продолжили Ницше, Фрейд. Маркс вскрыл факт, что основания сознательных процессов заключены не в них самих, не в рефлексивных актах, а в совершенно другой сфере. Сознательные явления надстраиваются одно на другое. Это было названо Марксом как идеологизация. Идеолог ошибочно принимает мысли, идеи за основу существующего мира. Идеологи прошлого предполагали, что идеи и мысли управляли до сих пор историей, что история этих идей и мыслей и есть единственная история. Для Маркса за историей идей скрываются смыслы – это интересы. Формированием идей-смыслов занимаются особые люди – появившееся сословие идеологов. На основе разделения труда внутри господствующего класса появились специальные группы политиков, юристов, теологов, для которых идеология стала ремеслом, а системная разработка иллюзий для своего класса – главным источником существования этого сословия. Маркс также ставит проблему бессознательного, суть которой – отыскать скрытые детерминанты сознания.

Главная мысль: сознание не есть нечто данное, заранее противопоставляемое бытию. Сознание воплощается в реальной языковой жизни. Бессознательное тоже имеет социальный характер. Его преодоление может произойти в ходе только социальных изменений.

Вывод: в каждом обществе существуют своеобразные фильтры: социальные, культурные. Через них как бы просеивается содержание духовного опыта перед допуском его в сферу сознания. По Фрейду бессознательное – сфера душевной жизни человека. Бессознательным управляет либидо – это гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Сила содержания бессознательного проявляется в снах. Бессознательное в структуре человеческого опыта не одно. В человеческом опыте присутствуют нормы, социальные установки, которые получили название "Сверх Я". "Сверх Я" образует систему фильтров и то, что не проходит через них, загоняется в бессознательное, вытесняется из сознания, становится причиной психологических расстройств (например, Эдипов комплекс). Культура, развитие цивилизации предполагают бесконечную работу по отлучению людей от инстинктов. Когда культура чрезмерно задавляет инстинкты, они вырываются наружу, уничтожают культуру.

Общий вывод кратко: требование от человека и человечества постоянной работы по превращению "Сверх Я" в Я, нормальный путь человека – перевод его в так называемое само сознательное Я.

Проблема духовности.

Духовность – это сложное синкретическое подвижное устойчивое психическое образование, которое проявляется в жизни ощущений человека. Духовность – это такие трудно выражаемые внутренние качества человека, как тонкость, объёмность, глубина, сила, противоречивое стремление к свободе и гармонии с окружающим миром. Структура духовности может быть представлена следующим образом:

1.Осознание – это отчётливое ясное отражение, понимаемое на основе термина "управление".

2.Подсознание – это резервуар творчества. В творчестве выделяют следующие составляющие:

А) Бессознательное – это витальная потребность в пище, воде, продолжении рода. По Павлову – это безусловные рефлексы, генетически заданные черты.

Б) Всё то, что было осознаваемым и может им стать при определённых условиях (убеждения, нормы, так называемые переживания – зов сердца, чувство вины, веление долга).

В) Несознаваемые накопленные данные того или иного опыта, которые пробуждаются в определённых условиях, потребностях. Неосознанность этих первоначальных этапов творчества представляет защиту рождающихся гипотез, замыслов от консерватизма сознания, от чрезмерного давления очевидности, догматизма норм.

3.Надсознание – это творческий смысл, осознание и подсознание, сам процесс творчества, прорыв в сверхчеловеческое, интуиция. Интуиция – это способность непосредственного или прямого усмотрения истины, своеобразная форма сопряжения чувственного и рационалистического.

4.Самосознание – уровень, который пронизывает все другие и существует на основе следующих форм:

А) Самочувствование – это определение своего места в системе жизни тел и природы в целом.

Б) осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, культуре или социальной группе.

В) Сознание самого "Я" как саморефлексия.

Г) Самооценка, самоконтроль. Крайняя сложность качественного многообразия духовного мира наводит на следующую мысль: духовный мир соотнесён с рядом миров, а не с одним (например, с материальным, идеальным, Божественным, миром предков и т. п.) Давно замечено, что люди часто сталкиваются с явлениями так называемых изменённых состояний сознания. Деление на субъектные и объектные отношения в данном случае невозможно. Это акты творчества: Божественные откровения, интуитивные прозрения, экстазы. Во всех этих случаях субъект сливается с объектом. Такие состояния с трудом поддаются вербализации. Результатом такого слияния является рождение новых духовных миров: музыки, живописи, архитектуры – в этих мирах разделение на субъект и объект условно. Художник в момент творчества живёт в мире собственных образов, фантазий, он формирует свой собственный духовный мир. Часто на время он полностью теряет связь с окружающим миром. Но как существо телесное, художник не может покинуть реальность надолго, возвращаясь, он зачастую не может объяснить, что с ним происходило, но своим произведением он открывает путь в свой духовный мир. Он переструктурирует внутреннюю сферу зрителя. Зритель начинает жить в этом новом мире. У него возникают специфические эмоции, образы, чувства, которые могут не совпадать с теми, которые он получает в физическом мире. Разумеется, такое погружение в художественный мир доступно людям не в одинаковой мере, а во многом зависит от внутренней организации и опыта. Степень проникновения в мир художника определяется также силой воздействия произведения.

НАУКА

Наука вводит в свой мир с помощью процесса обучения. Новые миры создаются путем творческих усилий личностей ученого, когда в какой-то момент происходит выход за рамки субъектно-объектных представлений. Так возникли миры неевклидовой геометрии и теория относительности. Выход в другие миры не проходит бесследно – формируются новые потребности, в зависимости с которыми предпринимаются попытки преобразовать физический и социальный миры (например, коммунизм).