Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 9 из 9)

Историческое развитие носит в целом объективный характер. Эта объективность обусловлена наличием материальных предпосылок и условий жизнедеятельности людей. Объективный характер исторического процесса позволяет говорить о наличии законов в истории, несмотря на то, что в обществе действует субъективный фактор. С объективностью исторического процесса связано его единство. Преемственность, взаимосвязь в развитии производительных сил общества образуют общий материальный стержень и объективную основу развития человеческого рода, а также взаимосвязь исторического процесса в различных его проявлениях и регионах.

Каждое следующее поколение стоит на плечах предыдущего. Чем дальше, тем больше человеческая история выступает как всемирная, как история единого человечества.

Прогресс и регресс в общественном развитии

С латинского прогресс означает усовершенствование, улучшение чего-либо, движение вперёд. Идея общественного прогресса возникла в философии ренессанса, а окончательно выкристаллизировалась во французском, немецком, итальянском просвещении. Прогресс – многоаспектное, многоплановое понятие – это прогресс человеческого разума, науки, техники, всех производительных сил общества. В комплексный критерий прогресса важно ввести развитие человека как деятеля и творца. Вознесенский: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек". Наука и техника могут развиваться в отрицательном значении. Когда их достижения направляются против человека, когда уничтожают гуманизм. Поэтому развитие морали, литературы, искусства, творческих сил и дарований человека – это необходимые составляющие прогресса.

Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению. Цели, стремления, идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие меняются в ходе истории.

Прогресс – объективная закономерность восходящей направленности развития общества, выражающаяся в усилении воздействия общества на природу. В качественном преобразовании форм человеческой жизни, совершенствовании человека как личности, ускорения в целом темпов общественного развития.

Прогресс имеет субъективное содержание. Как поступательное развитие способности людей к сознательному творчеству в достижении поставленных целей. Факторы субъективного значения возрастают по мере развития общества.

Критерий прогресса – детерминанта восходящей тенденции общественного развития - это единый эталон, к которому стремятся все социальные явления. Идеи социального прогресса нашли отражение в истории философской мысли. Демокрит: целая концепция исторического развития. Он делит историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей. Двигатель всех изменений – нужда. Она ставит цель, приводит в движение способности человека. Другим важнейшим средством благополучия граждан является демократическое государство. Искусство управлять государством – наивысшее. Лукреций Кар освобождает мир человеческой жизни от вмешательства Богов. Всё возникает, развивается естественным путём. Прогресс – это покорение сил природы в земледелии, скотоводстве, мореплавании. Для него источник и двигатель прогресса – нужда и разум.

Идею прогресса как совершенствования разума продолжает Кондорсет, 18 век. Исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека. Развитие этой способности он прослеживает из века в век, из поколения в поколение. Его заключение: не существует никакого предела для развития человеческих способностей. Кроме границы длительности существования самой планеты. Развитие идёт более-менее быстро, но никогда не пойдёт вспять. Развитие человеческих знаний ведёт к устранению неравенства и совершенствованию человека. Настанет момент, когда солнце будет освещать Землю, населенную людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума. В этом состоит линеарная модель развития.