Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 5 из 9)

1) Истина – правильное адекватное отражение предметов и явлений реальности путем познания субъектом.

2) Истина – это объективное соединение человеческих ощущений, представлений, понятий и суждений, умозаключений и теорий, проверенных практикой.

3) Истина – соответствие предложений в уме о вещах, о которых идёт речь.

4) Истина – это содержание человеческих ощущений. ТО же самое, что и чувственность.

5) Гегель: Истина – это совпадение человеческих понятий с идеальной структурой мироздания.

6) Кант: Истина – это свойство идеальных объектов, нечто такое, что существует безотносительно человеческого познания, особый вид духовных ценностей.

В истории философии существует 2 традиции: онтологическая и гносеологическая. Истина – это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность в сознании, отражают её такой, как она существует сама по себе. Истина объективна по своему источнику. Но объект истины имеет субъективную сторону, так как истина – идеальное отражение материального. Идеальным является мир субъектов. Поэтому любая истина содержит в себе элементы субъективизма.

Относительная истина содержит такие знания, которые в основном отражают знания адекватно. С дальнейшим движением познания они уточняются, углубляются, заменяются новыми, но в этих знаниях всегда существует такое содержание, которое остаётся неизменным. Например: жизнь есть способ существования белковых тел. Это положение Энгельса содержит в себе момент абсолютного. Жизнь не сводится только к белковым процессам. Знания о жизни продолжают уточняться. Абсолютная истина – полное исчерпывающее в определённых отношениях знание о процессах реальности. Это такой элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Слово абсолютный часто употребляется в смысле вечный. Поэтому, распространено мнение о том, что абсолютная истина – это знание в последней инстанции. Дальше их уже не развить. Но познание, как и мир в целом, не может получить окончательного завершения. Абсолютная истина недостижима. Вот отстой. Абсолютная истина складывается из суммы относительностей. В неё входят те относительные истины, которые подтверждены и не могут быть опровергнуты.

Кнкретность истины. Любое положение, выраженное в форме принципа, аксиомы, определения представляет собой абстрактную истину. Чтобы ответить вреден или полезен дождь, надо узнать, в каких условиях он идёт. Как с любым знанием, истина конкретна. Если её преувеличить, распространить за пределы её применимости, то доведешь её до абсурда.

Проблема сознания

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Сознание – вечное, неуничтожимое, то, что сопутствует человеческому освоению мира. Это способность человека оперировать образами социальных взаимодействий с предметами природных и культурных связей. Это особое состояние, в котором человеку одновременно доступны и мир, и он сам. Это проклятый дар Божий человеку. Без него человек был бы счастливее, ибо в сознании дано не только знание о мире, но и вся боль мира. В истории философии проблема сознания имеет 2 уровня решения. Первый уровень – описание способов, какими вещи даны в сознании. Второй - объяснение, как возможно само сознание.

Сознание не поддается обычным способам исследования. Оно функционирует в качестве органа жизни человека, жизни, которая не заключается в границах тела, а наоборот, выводит за эти границы в мир человеческих взаимоотношений.

Первый этап понимания сознания – космоцентризм. Античная философия открыла направленность сознания на внешний мир. Предмет разума существовал до того, как он был увиден и продолжает существовать в таком же виде и после акта его восприятия. Разум существует как вещь, даже если он не мыслит в данный момент. Разум и объект существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект остается в разуме, следовательно, этот след означает внешность вещей. Античный грек знал о душе, но она не воспринималась как начало интимности. Душа – это скрытый двигатель вещей и человека.

Новые трактовки сознания связаны с христианством. В культуре христианства произошло важное изменение. В центр внимания попала потребность выражения собственного переживания. Душа – это то, что истинно существует и тогда, когда освободится от тела. Христианство открывает одиночество. Одиночество – это сущность души. Предметом исследования становится переживания. Поэтому сознание – это знание о собственном духовном опыте, о его содержании. То есть сознание трактуется как самосознание. Известный неоплатоник Плотин выделил 3 уровня духовного опыта:

1.Отдохновение в божественности – это высший уровень. Он не связан с телесностью, недосягаем для неё. На этом уровне человек приобщается к красоте.

2.Рефлексия и рассуждения человека одолевают чувства, мысли, связанные с жизнью в мире.

3.На данном уровне господствуют инстинкты и страсть. По Плотину сознание – это возмещение нашей недостаточности несостоятельностей. Именно они и не дают человеку постоянно пребывать на высшем уровне. Сознание – это воспоминание, не реальность, а только отражение того, что случилось на высшем уровне, а также попытка зафиксировать это восприятие в языке. Поэтому сознание – это явленность духовного.

Новое время. Понятие духовного опыта меняется. Человек – это начало и причина всего того, что с ним случается. Человек – это условие и возможность мира, который можно понимать, что-то о нём знать, действовать в нём. Человек сам творит мир. Именно он – единственная реальность. Я мыслю, следовательно я существую. Единственным и подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли. По Декарту, мыслительные логические процедуры должны были обеспечивать очищение сознания от эмоциональных личностных переживаний, которые в конечном счёте рано или поздно должны были быть прояснены сознанием. Сознание в новоевропейской философии рассматривалось по преимуществу как сознание познающее. Сознание дано до познавательного процесса. Оно – условие и основа познания. Сознание – это реальность, существование которой не вызывает сомнения.

Умышление – это особая способность давать себе самому существование. Когда мы говорим о других вещах, то мы различаем их существование и то, что мы о них думаем. Но для того, чтобы существовала мысль достаточно просто помыслить. То есть акт мышления даёт мысль, её существование. Мышление – такое сущее, которое имеет основание своего существования в самом себе. Мир рассматривается в качестве, несоизмеримом по масштабу с сознанием человека. Представление о гармонии между организацией человека в том, что он укоренён в мире, в том, что он имеет в этом мире гарантированное место.

В центре классической философии – концепция абсолютного сознания: человек способен везде в любой момент воспроизвести источник, основу и механизм своего действия. В сознании нет ничего, что не могло бы войти в содержание самосознания. Все состояния сознания можно полностью без остатка воспроизвести на уровне самосознания и удержать как конструкцию. В классической философии быстро оформилась процедура так называемого чистого сознания (рефлексии). Рефлексия – это мышление, направленное на осмысление и познание собственных форм и предпосылок сознания. Считается, что выделяя очевидные образования в составе внутреннего опыта, мыслящий индивид одновременно усматривает и фундаментальные характеристики самого мира.

Благодаря чему рефлексия способна зафиксировать сущностные характеристики мира самого по себе? Ответ: в актах самосознания сознание охватывает ту же самую познавательную операцию, посредством которой этот мир постигается. У рефлексии существуют 2 особенности:

1) Процесс обработки данных сознания осуществляется под контролем самого сознания. Оно в каждый момент может дать отчёт о своём действии.

2) Наблюдаемый очевидным для мышления мир выступает потому, что сознание всегда способно рационально воспроизвести своё содержание, развернуть его в схему, структуру, образ, и при необходимости многократно повторить.

Субъект абстрактно идентифицировал себя с некой абсолютной точки зрения и с этой позиции как бы обозревал все свои состояния. Мысль интерпретировалась только как состояние личности. Сознание – это некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того как они включаются в общение с миром. Сознания нет без самосознания. Сознание – средство определения объекта природного мира средствами доказательства его.

Хосе Артего Игасет: вещи не входят в сознание извне. Они содержатся в нём как идеи. Материалистическая трактовка сознания связана с восприятием, с воздействием внешнего мира на внутренний. Идеалистическое направление связано с воображением: сознание творит и конструирует мир. Концепция идеализма наиболее полно представлена Кантом. СУТЬ:

В сознании человека имеются особые непосредственно данные знания о чём-либо. Получить их с помощью познавательных актов нельзя. Они присутствуют в нас и мы обнаруживаем их как только начинаем себя осознавать. Когда человек осознаёт себя как "Я", он уже имеет дело с каким-то содержанием своего внутреннего мира. У него уже есть способности к логическому мышлению, к языку.

Материализм обосновывает опытное знание. Сознание в материализме утрачивает способность соотноситься с мистическим. А если и сохраняет эту способность, то лишь в силу непросвещенности ума того или иного индивида. Человек становится рационалистом, позитивистом. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективного практического опыта, опыта межчеловеческих отношений. Рефлексия – это не просто осознание того, что есть в человеке. Это одновременно переделка человека, выход за пределы своего "Я". В основе самосознания лежат следующие исходные основания: