Смекни!
smekni.com

Мировоззрение человека (стр. 4 из 9)

9. Познание. Категории. Диалектика чувственного

Познание – базовая потребность человека, сознание в действии, постоянная реализация сознания. Все виды познания отличаются базовой ценностью: добро, красота, истина.К классическим теориям познания относят две линии, сложившиеся еще в эпоху античности. 1 линия связана с Сократом, Платоном. Теория припоминания. Суть: человеку даны универсальные знания. Человек, сталкиваясь в жизни с явлениями, как бы вспоминает то, что у него было заложено. Реальные вещи вызывают воспоминания. Люди думают, что имеют дело с реальным миром. Это не так! Самое ценное чувство – зрение. 2 линия связывается с Демокритом. Познание – отражение реальности в головах людей. От реально существующих тел отслаиваются эйдосы, поступают к человеку. Человек их улавливает органами чувств. Отражение – это свойство материальных систем в своей структуре, отразить структуры взаимодействующего объекта. Теория познания – это отражение объективности в субъективном. В теории познания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Тот и другой составляют

единый процесс познания. По источнику познания направления делятся на: 1) сенсуализм – это концепция утверждает, что единств основанием познания явл. ощущения. Ощущения – это первичная ступень познания, а разум подключается позже. 2) Рационализм – принцип, согласно которому наука жизненная практика должна основываться на опыте. Проблемы надо решать, обращаясь к фактам и логике. Рационалист отказывается признавать истинными те сведения, кот получены без науки. Знание, проблема должна быть объяснена. Рационализм-это точка зр. рассудка, точнее разум. Разум-основа воззвания. Нет ничего в разуме, кроме самого интеллекта.Иррационализм – находящееся за пределами разума. Несоизмеримое с логическим мышлением. Источником познания называют инстинкты, чувство, волю, любовь. Данные перечисленного и разрабатывает разум.Категории – всеобщие понятия, в которых сущностные хар-ки дейст-ти фиксируются как соотношения мышления и бытия. В категориях «мировая природа» и «мировой человек» берутся под одну скобку. Категории – средства соотношения объекта познания и субъекта. Это форма перевода объективного в субъективное. Категории фиксируют результаты отражения деятельности и сам процесс отображения.Категории – наиболее общий способ решения познавательных задач, приращения новых знаний. Методологическая роль категорий: определяют форму постановки проблем; принцип отбора материала; последовательность изучения объектов; способы построения исследовательских программ.

10. Объект познания и субъект познания. Бессубъектное познание

Любое познание – это взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленный на объект. Структурно, субъект существует в след. формах: индивид, соц. группа, человечество в целом. Субъект познания – это психолого-теоретико-познавательное Я. Существует теория бессубъектного познания. В 20 веке её выдвинул К. Поппер. Его теория выглядит так: 1-ый мир – мир физических состояний. 2 – психический (мир состояний сознания). 3 – научного знания, мир объективного содержания мышления. В него входят теоретические системы, проблемы, аргументы, знания в книгах, журналах. 3 мир возникает в результате взаимодействия физического и психического миров. Его предпосылка – язык, который превращает мир объективного содержания мышления в субъективный дух. Именно он делает третий мир состоятельным. Содержащиеся в нём знания объективны и от субъекта не зависят. Объектом познания, начиная с Канта с к. 18 в. называют то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру.

11. Проблема истины в философии

Истина – это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность в сознании, отражают её такой, как она существует сама по себе. Истина объективна по своему источнику и содержанию. Относительная истина это такие знания, которые в основном отражают д-ть адекватно. С дальнейшим движением познания они уточняются, заменяются новыми, но в этих знаниях всегда существует такое содержание, которое остаётся неизменным. Например: Энгельс: жизнь есть способ существования белковых тел. Оно содержит в себе момент абсолютного (жизнь включает белковые процессы). Относительное (жизнь не сводится только к белковым процессам). Абсолютная истина – полное исчерпывающее в определённых отношениях знание, которой не может быть опровергнуто в будущем (пр. дата события). Абсолютная истина – это знание в последней инстанции (т. к. абсолютный – вечный). Абсолютная истина складывается из суммы относительностей. В неё входят те относительные истины, которые подтверждены и не могут быть опровергнуты.Критерий истины – это способ, с помощью которого устанавлив. истина знания. Критерий истины: 1) чувственный – Эпикур, Гоббс, Феербах. Панимали истинность как соответствие очевидностей, как соотношение суждений с чувствен данными; 2) рациональный: а) ясность и отчетливость знания, т.е. философы видели критерий истинности в ясности и отчетливости, в выведении знаний из всеобщих, первоначальных истин. Эти истины постигаются с помощью интеллектуальной интуиции. (пр. квадрат имеет 4 стороны); б) внутренняя согласованность и не противоречивость знания. Знание истинно если оно не противоречиво, согласованно. Критерий истины знания наход в самом знании; в) соответствие знаний законам формальной логики. Формально-логический критерий – это строгая последовательность мысли, это следование законам и правилам формальной логики. Этот критерий ограничен, т.к. общие положения из которых выводятся другие не всегда истинны; 3) аксеологический – это общемировые, общеметодологические, соц-политич, правовые, этические принципы, которые положены в основу оценки истинности знания (пр. общезначимость как критерий: истинно то, что соответствует мнению большинства); 4) прагматический. Истина – это то, что лучше всего работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни. (пр: если религиозн. идеи выполняют эти условия, то это и будет истиной). Истинно и нравственно лишь то, что выгодно; 5) принцип экономии мышления – истина это то, что мыслится экономно; 6) практический. Как критерий истины практика абсолютна, т. к. все, что подвергается практике явл истиной и относительна, т. к. и теория и практика развиваются и на каждом этапе своего развития, практика не может полностью подтверждать теорию. Правда понимается как наполненная личным смыслом истина. Правда выражает интересы. Поиски правды направлены на нахождение данных интересов. Соотношение истины и правды – это гносеологич. проблема. В определ. границах истина и, правда соотносятся как значение и смысл.

12. Истина

Истина – это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность в сознании, отражают её такой, как она существует сама по себе. Истина объективна по своему источнику. Но объект истины имеет субъективную сторону, так как истина – идеальное отражение материального. Идеальным является мир субъектов. Поэтому любая истина содержит в себе элементы субъективизма. Относительная истина содержит такие знания, которые в основном отражают знания адекватно. С дальнейшим движением познания они уточняются, но в этих знаниях всегда

существует такое содержание, которое остаётся неизменным. Абсолютная истина – полное исчерпывающее в определённых отношениях знание о процессах реальности. Это такой элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Слово абсолютный часто употребляется в смысле вечный. Поэтому, распространено мнение о том, что абсолютная истина – это знание в последней инстанции. Дальше их уже не развить. Заблуждение-это ложное знание, принимаемое за истину. Критерий истины это способ, с помощью которого устанавливается истинность знания. Выделяют различные критерии истины: 1) чувственный – эта традиция идет с античных времен. Эпикур, Лукреций признавали ощущения и чувственный опыт за критерий истины. В новое вр. таких же взглядов придерживались Бэкон, Гоббс и др. Сторонники этого подхода понимали истинность как соответствие очевидности ощущений, как согласованность суждений с чувственными данными. 2) рациональный. 1. ясность и отчетливость разума, 2. внутренняя согласованность и непротиворечивость знания, 3. соответствие знания закону, форм-ой логике. 3) аксиологический это общемировые, общеметодологические, соц.-политические, правовые, этические принципы, которые положены в основу оценки истинности знания. 4) прагматические. Прагматизм-это теория узко утилитарного понимания истины. Игнорируются предметные основания, объективная значимость. Истина-это все то, что лучше всего работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни. 5) принцип экономии мышления. Истинно то, что мыслится экономно. Оствальд выдвинул интеллек-ый (энерг-ий) императив-не расторгай энергию. 6) практический Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности. Практика трактовалась им, как активность абсолютной идеи. Она одновременно абсолютна и относительна.Правда – это истина в образе, во благе. Это честность, неподкупность, справедливость.Правдивость – свойство человека. Это принадлежность понятия, рассказа, описания. Это полное согласие слова и дела. Правда категория мировоззренческая. Она понимается как наполненная личным смыслом истина. Правда утверждает не соответствие наших знаний действительности, она выражает интересы. Соотношение истины и правды – это гносеологическая проблема. Измерить эту проблему можно включив лишь множественность миров и только тогда можно ответить на? «Что такое правда?» Правда характеризует возможн6ость отношений между субъектами. Там, где возникает конкуренция истинной правды, там возникает точка перехода логик. Правда начинает обозначать единство истины и смысла, истины и справедливости, а истина начинает допускать сосуществование правд.