Смекни!
smekni.com

Мировоззрение человека (стр. 5 из 9)

13. Практика и теория. Основные формы и функции практики

В знании истинным является то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. Практика выполняет в сознании следующие функции: 1) выступает его источником. 2) является основой познания. 3) составляет путь познания. 4) даёт средства для исследования. 5) играет роль целей познания. 6) выражает функции критерия истины. Формы практики: *материальное производство. *социальные действия. Это преобразование общественного бытия, изменение существующих общественных отношений: революция, война, преобразование социальных структур. *научный эксперимент. Теория – это форма достоверного знания о некоторой совокупности объектов. Это система взаимосвязанных утверждений и доказательств, а так же методов объяснения и предсказания поведения явлений данной предметной области. В этом смысле теория – это противопоставление эмпирическому знанию. Теория даёт обобщенное описание исследуемых явлений. Она формирует законы, которые не только описывают, но и объясняют и прогнозируют поведение явления. В теории выделяют множество различных утверждений, в том числе исходных. Процесс вывода подчиняется особым логическим закономерностям. Важнейшими функциями теории являются объяснения и предсказания. Выделяют следующие теории, по которым строится современное знание: *описательные. Такая теория описывает большую группу явлений, объектов и её эмпирический базис обширен. То есть эта теория решает задачу упорядочивания фактов. На основе обобщения формируются общие законы, а теория формируется в естественных языках и с помощью специальной терминологии математизированные: используют аппарат и модели математики. В таких теориях конструируется особый идеальный объект, который замещает реальный. Этот вид теории больше подходит для научного знания. Плюс этих теории в том, что модели допускают несколько интерпретаций для объектов разной природы. *дедуктивные: исходная основа формулируется в самом начале, затем включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены из этой основы. Все логические средства строго фиксируются, доказательства строятся в соответствии с этими средствами. Основные функции теории: *синтетическая: теория объединяет отдельные знания в целостную систему. *объяснительная: выявляются причинные связи и зависимости, происхождение, развитие системы противоречий. *методологическая: на основе теории формируются методы, способы, приёмы исследовательской деятельности. *предсказательная: на основе теории делаются выводы о существовании ранее неизвестного. Прогнозирование – это форма предвидения. *практическая

14. Системный подход. Простые и сложные системы

Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: 1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; 2) исследование механизма взаимодействия системы и среды; 3) изучение характера иерархичности, присущего данной системе; 4) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; 5) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности

15. Специфика социально-гуманитарного познания

Внимание акцентируется на деятельности человека, на ценностно-целевых установках. Гуманитарное знание в психологии предполагает ценностное отношение к изучаемой действительности – человеку; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов.

16. Сущность отчуждения. Проблемы отчуждения

Отчуждение – категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы, ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности и её условиям, средствам, результатам, самому себе. Сущность отчуждения заключается в стихийном и неконтролируемом действии законов общественного развития процессов, господстве над человеком и результатами его деятельности. Аспекты экономического отчуждения: 1) Отчуждение труда – связано с дроблением труда на отдельные виды, подвиды, операции. Поэтому утрачивается универсальное содержание и всеобщий характер деятельности. Работник выполняет часть общественного труда. Труд превращается из средства всестороннего развития личности во внешнюю необходимость. Такой труд всегда принудителен. Меняются только способы принуждения: внеэкономическое, экономическое, юридическое, нравственное. 2) Отчуждение от производителя продукта его труда. Продукт становится предметом для другого. 3) Следствие первых 2-х аспектов – отчуждение от производителя орудий и средств производства. 4) Отчуждение природы. Отношения человека к природе подчинены целям общественного производства, определено степенью его организации. Развивая производство, потребляя его продукты, люди формируют новые потребности, удовлетворить которые они могут только за счёт преобразования вещества природы, за счёт использования её энергии. Люди всегда находятся в зависимости от природы. При этом они часто разрушают природное равновесие. Люди осуществляют свои цели как сознательные существа. Посредством орудий труда человек подчиняет себе природу, покоряет её, но это подчинение не абсолютное, а относительное. Власть человека над природой усиливается, но растет и сила отчуждения. Природа «мстит» человеку. 5) Отчуждение между людьми. Отчуждение – это не свобода человека перед обществом. Оно выступает как отношение между людьми, как отчуждение человека от человека и человека от общества. Если человек отождествляется с выполняемой социальной функцией, то он становится средством для другого общества, осуществляет господство через овеществлённые сущностные силы: – производственные силы и производственные отношения, – социальные институты, – формы регуляции социального поведения людей. 6) Межличностные отношения как отчуждение. Человеческое поведение зависит от социальной среды. Речь идёт о нашем с вами приспособлении. Весь вопрос в том, какова степень зависимости одного человека от другого? Человек человеку….Друг, Волк, Бог, Дьявол, Бревно. Духовное отчуждение. Это господство над человеком продуктов духовного производства, тех ценностей, которые определяют ход развития цивилизации. Нынешняя цивилизация стоит в тяжелом разладе с человеческой психологией, физиологией, нравственностью. Этот разлад пронизывает все устои жизни. Цивилизация расчеловечивает человека. Дробное разделение труда превращает нас в винтик социальной машины. Промышленная база воспитывает в нас хватательные рефлексы. Город отсекает человека от природы, превращает его в пассажира, прохожего, соседа, покупателя, производителя. Стресс будней растит в нас темные струны души, глушит светлое. Человечество сейчас расколото на чуждые мировоззрения, религии, классы, нации, идеологии.

17. Прогресс

С латинского прогресс означает усовершенствование, улучшение чего-либо, движение вперёд. Идея общественного прогресса возникла в философии ренессанса, а окончательно выкристаллизировалась во французском, немецком, итальянском просвещении. Прогресс – многоаспектное, многоплановое понятие – это прогресс человеческого разума, науки, техники, всех производительных сил общества. В комплексный критерий прогресса важно ввести развитие человека как деятеля и творца. Наука и техника могут развиваться в отрицательном значении. Когда их достижения направляются против человека, когда уничтожают гуманизм. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению. Цели, стремления, идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие меняются в ходе истории. Прогресс – объективная закономерность восходящей направленности развития общества, выражающаяся в усилении воздействия общества на природу. В качественном преобразовании форм человеческой жизни, совершенствовании человека как личности, ускорения в целом темпов общественного развития. Прогресс имеет субъективное содержание. Как поступательное развитие способности людей к сознательному творчеству в достижении поставленных целей. Факторы субъективного значения возрастают по мере развития общества. Критерий прогресса – детерминанта восходящей тенденции общественного развития – это единый эталон, к которому стремятся все социальные явления. Идеи социального прогресса нашли отражение в истории философской мысли. Демокрит: целая концепция исторического развития. Он делит историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей. Двигатель всех изменений – нужда. Она ставит цель, приводит в движение способности человека. Другим важнейшим средством благополучия граждан является демократическое государство. Искусство управлять государством – наивысшее. Лукреций Кар освобождает мир человеческой жизни от вмешательства Богов. Всё возникает, развивается естественным путём. Прогресс – это покорение сил природы в земледелии, скотоводстве, мореплавании. Для него источник и двигатель прогресса – нужда и разум. Идею прогресса как совершенствования разума продолжает Кондорсет, 18 век. Исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека. Его заключение: не существует никакого предела для развития человеческих способностей. Кроме границы длительности существования самой планеты. Развитие идёт более-менее быстро, но никогда не пойдёт вспять. Развитие человеческих знаний ведёт к устранению неравенства и совершенствованию человека.