Смекни!
smekni.com

Мировоззрение человека (стр. 7 из 9)

20. Учение о биосфере В И Вернадского. Ноосфера и императивы коэволюции

Больш.знач. для понимания взаимод-я общ-а и прир. имеет учение о биосфере Вернадского. В20-х гг. 20 в. он пришёл к выводу, что на нашей планете происх. переход биосферы внов геолог-е сост. Чел., познавая законы, совершенствуя технику, начин оказыватьопережающее влияние на ход прир-х процессов. Он считает, что следует различать 3реальн-ти: наблюдаемая реальн-ть в обл-и жизни чел.+ненаблюд-я-микроскоп-яреальн-ть атомных явл-й+реальн-ть в глобальном масштабе. С понятием биосферы. Верн-й связ-т плёнку жизни, кот возникла на поверхности планеты и способнапоглощать энергию космоса, с пом-ю кот м трансформ-ть земное в-во, она окруж-твнешн оболочку земли и ускоряет эволюц-е процессы. По Верн-му, живое в-во напротяж-и всей истории земли было постоянным, благодаря геохим-ким циклам, свозникнов чел., появл мощный фактор прир-х взаимод-й-сфера разума. Чел. выработал всоц-ной среде научн мысль, кот стала нов геолог-й силой, и биосфера переходит вноосферу-особым образом орг-ная сфера, в кот общ-о сообразно своим растущимпотребн-м направл-т и контрол-т ход прир-х процессов. Ноосф-огромн скачок впланет-м раз-и, появл-е и исп-ние но ср-в и факторов раз-я, имеющих дух-нопсих-ю прир. Образов ноосф предполаг проявл-е всего чел.-ва, как единогомыслящего целого, появл нов вид энергии: биохим-кий процесс+энергия разума,культ. Границы, образующие ноосф, непостоянны, зависят от степ разумн-ти, откач-ва мыслит-х процессов. Формир-е ноосф означ нов единство общ-а и прир: нечел. не м сущ-ть без прир, но и прир в преобраз-м мире не м сущ-ть без только целенаправл-го участия чел. В 60-х гг появл нов термин-коэволюция-нов этапсогласованного сущ-ния прир и чел. Пробл коэв-вписать чел. с произвед-м имтехнократ-м миром в универс-е эволюц-е раз-е, обеспечить совместное раз-е биосфи общ-ва, а значит, устан опр-ные запреты на чел.-кую деят-ть. Биосф-сложн сист,развив-ся крайне неустойчиво, её эволюц знает множ-во катастроф. По соврем-мданным для естесств-го образов-я нов биол-го вида треб-ся не менее 10 тыс лет.Скоросто техноэвол-и, в отлич от биоэвол, постоянно растёт, при больш разнице вскоростях говорить о коэвол практич-и невозм-о. Локальные последствия деградацииокруж-й средв приводят к заболев-м, смерт-ти, генет-му уродству и др, поэтомунагрузки на биосф не д превыш её возм-ти по сохран-ю стаб-ти. Прир-я средаоказывает влияние на разл-е стороны общ-ной жизни, прир-источник здоровья чел.(телесн и душ-го), один из источн формир-я эстетич-х вкусов, идеалов людей.Климат, почва и др-постоянн и необход усл-я жизни общ-а, прир-е усл-я предоставлнам ср-ва для сущ-ния и раз-я, влияют на темпы раз-я производ-х сил, нанаправл-е этих сил, прир-я среда ускоряет или замедляет раз-е общ.

22.Потребности, интересы, цель как движущие силы развития истории

Общество – это высоко организованная самоуправляющаяся система. В основе саморазвития находятся определённые движущие силы исторического процесса. История протекает в разное социальное время, проявляется в различных культурах и цивилизациях. На социальную жизнь оказывают влияние географическая среда, производительные силы, уровень технологий, господствующие идеологические, этические и другие ценности. Все названные факторы тесно между собой связаны. В обществе жизни связей выражают взаимоотношения между мыслящими существами, которые осуществляют не только материальную, но и духовную деятельность. Люди преследуют свои цели, следовательно, общественные отношения проявляются в форме интересов, целей, потребностей. Движущие силы включают в себя объективные факторы и субъективные. Потребности. Потребность – это первый, самый сильный побудитель человеческой деятельности вообще, трудовой в частности. Потребность – это объективное свойство, выражающее настоятельную нужду человека в чём-либо. Потребности делятся на естественные и социальные. В структуру социальных потребностей входят экономические, социально-политические, духовные. Решающую роль играют экономические. Они органично связаны с производством и потреблением. В процессе удовлетворения данной потребности возникают новые, которые с течением времени становятся старыми, требуют своей замены. Потребности могут быть реализованы путём целесообразной преобразующей деятельности человека, а сам процесс реализации совершается через интересы. Интерес – в отличие от потребностей – имеет дело только с социальными процессами. Он является продуктом общественных отношений. По своей природе интерес имеет объективный характер, ибо его источники берут своё начало в экономических отношениях различных социальных общностей. Вместе с тем, интерес – это явление историческое. Выделяют личный интерес. Он определяется социально-экономическими условиями общества. В этом интересе выражается отношение человеческого индивида к его собственной жизни, к данной микросреде, а также к жизни всего общества. Групповые интересы – это интересы какой-либо социальной общности. Общественный интерес – он включает в себя в преобразованном виде все виды интересов, не зависимо от того, в какой сфере общественной жизни они проявляются. Общественные интересы отражают объективные тенденции и потребности развития общества. Потребности, интересы, противоречия органически связаны друг с другом. Экономические интересы – это объективные побудительные мотивы деятельности людей, выражающие связь между положением людей в обществе и их материальными, духовными потребностями. Экономические отношения составляют объективную основу интересов общества. В общественных интересах существует субъективная сторона. Она связана с осознанием людей своих интересов и определением конкретной цели своей деятельности. Потребность создаёт в себе внутренние противоречия, без разрешения которых нельзя выполнить отведенную противоречиям роль в общественном развитии. Вывод: общественные противоречия – коренной главный постоянно действующий источник и движущая сила общественного развития. На основе противоречий возникают не только новые потребности и интересы, а также различные идейные мотивы, побуждения, для удовлетворения которых люди действуют, ведут борьбу с природой, друг с другом, покоряют силы природы, вступают в определённые общественные отношения, создают организации, работают сообща. Историческое развитие носит в целом объективный характер. Эта объективность обусловлена наличием материальных предпосылок и условий жизнедеятельности людей.

23. Методология формационного развития общества

Формационный подход теория общественно экон формаций явл краеугольным камнем материалистич понимания истории. Термин формация взят из геологии и им обознач надпластовое геологич отложение. У Маркса термин формация обществен – эконом формация, экон формация, обществен формация. Он разделил общественную историю на 5 стадий. Он говорил о сущ 3 эпох: 1) формирование человечества 2) господство частной собственности. 3) коммунистич она снимает архаичность эпохи первобытности и соц онтогонизмы рабовладения, феодализма и бурж цивилиз. 1и2 объявляется предысторией чел., а собственно чел. история это бесконечное развитие при коммунизме. В фундаменте каждой формации лежат опред производительные силы, их характер и уровень. Базисом формаций явл производств отношения. В условиях классового общества сущностью и ядром производит отнош стан экон отнош между классами. На этом базисе и вырастают все стадии формации. Осн элементы формации: 1) производст отнош опред надстройку – совокупн полит, правов, моральных, философ и религиозных взглядов общества и соответствие этим взглядам отнош и учреждений. Именно по отнош к надстройке производит отнош выступ как экон базис общества. Осн законом формац развития явл взаимод базиса и надстройки. Этот закон опред всю систему экон отнош, а главное собствен на средства производства. Базис всегда первичен, а надстройка вторична, но Маркс указыв что воздейств базиса на надстройку не фатально. Надстройка развив самост и побуждает базис к развитию. 2) этнические формы общности людей: род, племя, нации. Эти формы опред способом поизводства, характером производ отнош и ступенью развития производит сил. 3) Тип и форма семьи.Абсолютно чистых формаций не бывает, так как любое общество всегда находится в процессе развития. Надо учитывать и уровень развития отдельных стран. Закономерности: формации саморазвиваются это обусловлено технико-технологич базисом и отнош собствен, возникшими в предыдущих формациях. Полнота развития формаций. Движение и развитие осущ ступенчато. Страны высокого формационного уровня оказ сильное влияние на менее развитые.

24. Проблема периодизации исторического процесса. Технологический детерминизм

Начиная с древности формировались различные модели по-разному представляющие ход исторического процесса. Самым древним является триада (рождение, жизнь, смерть). Эта триада получает свое развитие прежде всего в философии древней Индии., где учение о карме и реинкорнации дополняется идеей о цикличности исторического развития, которое рассматривается как на уровне космологическом, так и уровне человеческой истории. Значительные эпохи юги, которые отличаются тем, что в человеке преобладает либо добродетель, либо злобы. Выделяют 4 юги: 1) сати-юга золотой век, век благости. 2) Трето-юга благо вытесняется 1\4 злобы. Серебряный век. 3) двапара-юга 1\8 зла. 4) Кале юга железный век. В античной философии представления о цикличности исторического процесса основывались на учении о первоэлементах. По Гераклиту и его последователям развитие человека и общества осуществляется в периоде

продолжительностью от 10 тыс 800 до 18 тыс лет. По окончанию периода происходит катастрофа, выраженная во всеобщем воспламенении, а потом происходит мировой поток. Но в этом процессе сохраняются логосы, которые дают начало новому циклу. Идеи цикличности представлены у Платона в чередовании форм общественного устройства от золотого века к постепенно ухудшающимся современным формам. В представлении Эмпедокла маетникообразная модель истории, где предельную модель определяет любовь и ненависть. С распространением христианства циклическая модель становится неактуальной и до конца XVII в. к ней практически не возвращаются. Своеобразный Ренессанс идеи цикличности осуществляется Ж.Б. Вико. По его мнению, мир сотворен, но его порядок вечность. Вико выделяет 3 века: 1) век богов (теологич. юриспруденция), 2) век героев (героич юриспруденция) 3) век людей (естеств справедливость). Каждый век завершается кризисом. Со II пол XIX в. и по настоящее время идеи цикличности исторического процесса развиваются в основном в русле цивилизационного подхода. Линейная концепция связана с христианством и ключевыми представлениями о сотворении мира и конца света. А. Августин 4 впервые вводит понятие стрелы времени (большой взрыв сотворение мира конец света) (телеологизм учение о целях; Эсхатология учение о конце света; сотереология учение о спасении). Периодизация истории в рамках цикличной и линейной модели различны. С XVIII в. линейная концепция дополняется идеей прогресса, которая становится условием и фактором человеческого развития. Для этого необходимы критерии прогресса. Модель Соловьева, который выделяет 3 периода человеческого развития: 1) хозяйственное общество (семья); древнейшая история; 2) политическое общество (государство); 3) теократическое общество (церковь). Спиралевидная модель исторического процесса предусматривает соединение идей циклической и линейной моделей. Представляется, что с одной стороны, развитие прогрессирует и исторический процесс необратим. Исторические время и события неповторимы, но имеют место повторения прошлого, но на более высоком этапе развития спиралевидная модель основывается на идеях диалектического и исторического материализма и проявляет себя в формационном подходе. Ковариантная концепция исторического развития (к. Ясперс), которая в качестве ключевого использует понятие «осевое время». Этим понятием фиксируется значительный культурно-исторический феномен. В период 800 200 г. до н.э. заложена духовная основа человечества. Осевая духовная основа человечества прежде всего сам человек, в его духовной открытости миру. Главное измерение духовной открытости человека осевого времени универсальность, переходящая в трансцендентность, – стремление умение человека выходить за свои пределы. Осевая схема выводит на единство мировой истории, в которой Ясперс выделяет 4 эпохи: 1) прометеевская; 2) великих культур древности; 3) осевая (духовная открытость человека миру) 4) науки и техники. История по Ясперсу – процесс, совершаемый между истоками и целью. Истоки – создание человека. Цель – царство душ. Ясперс предполагает о наступлении нового «осевого времени». Технологический детерминизм философское направление II половины ХХ века. Выделяет в истории в соответствии с этапами развития техники стадии: доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества. Его представители: А. Турен, Дж. Гэлбрей, Д. Белл, О. Тоффлер. Вместе с изменением технической организации изменяется господствующая сфера производства: сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг, и изменяется социальный слой: землевладельцы, бизнесмены, профессионалы для доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества соответственно. Технократия власть тех, кто связан с техникой. Постиндустриальное общество характеризуется, как информационное, т.е. общество, где в основе всякой технологии лежат информационные процессы.