Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 12 из 15)

Натуралистические подходы рассматривают общество как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьба народов в основном определяется ритмами космоса и солнечной активности (А. Чижевский), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), либо природной организацией человека. Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетическим стремлением к разрушению и насилию, что ведет к нарастанию угрозы существования человечества.

В идеалистических моделях сущность общества усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.п. Так, мировые религии (христианство, ислам, буддизм), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечить человеку условия для достойной встречи с Богом в будущей жизни. В наибольшей степени эта идея выражена в христианстве, где земная жизнь - только прелюдия к жизни вечной, В исламском обществе, главное следование шариату, кодексу норм мусульманского права и морали на основе воли Аллаха. Идеалистический подход ярко выражен в философской системе Гегеля, где Абсолютный дух выражает себя в "сознании свободы" в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.

Существовали и другие концепции, но все они не могут претендовать на абсолютную истину, так как выражают определенные стороны общества.

Вообще, общество можно определить как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой, так как оно взаимодействует не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.

Понятие общества охватывает не только всех, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения включает человека в естественную жизнь.

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое. Человеческое общество - это внутри себя расчлененная целостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы связан друг с другом, и их взаимосвязь ведет к единому целому.

Таким образом, общество является самой сложной из всех известных человеку систем, так как она иерархическая. многоуровневая. Если какое либо конкретное общество теряет свою целостность, то оно обречено на разрушение и исчезновение.

В обществе выделяют следующие подсистемы: экономическую, социальную, политическую, духовную.

Экономической подсистемой общества является экономика, которую определяют как способ производства материальной жизни, включая совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю.

Марксу принадлежит великая заслуга в развитии экономической мысли. Он считал, что экономическая сфера является фундаментом общества. Как люди производят свои материальные блага, каким является способ производства ими материальной жизни, так и развивается общество. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Г1роизводительные силы являются сложной системой, включающей в себя трудящихся людей, орудия и средства производства. Они характеризуют уровень освоения природы человеком.

Производственные отношения - это экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления орудий труда и средств жизни. Это отношения между инженерами и рабочими, между участками и цехами и т.п., основанные на разделении труда в процессе производства.

Таким образом, экономическая сфера является базисом, от которой зависит социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе.

Социальная подсистема включает в себя семейно-родственные, национально-этнические, территориально-населенческие общности. Они чрезвычайно многообразны в своем проявлении. Одни более или менее подвижны, другие мало изменчивы, более постоянны. Переход из одних общностей в другие обычно ограничивается либо социальными, либо естественными - природными, биологическими, физиологическими причинами. В целом это способствует тому, что социальная структура любого общества обладает относительной стабильностью, даже если в социальной сфере жизнедеятельности людей и происходят какие-то перемены (несколько улучшается или ухудшается их благосостояние, увеличивается или сокращается продолжительность жизни, повышается или снижается рождаемость и т.д.).

Ключевым моментом в рассмотрении социальной подсистемы, является ее структура, то есть деление на социальные группы (классы). Любой социальный класс не однороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими условиями существования и функционирования соответствующего класса.

Таким образом, социальная подсистема включает все общество в целом, его многоуровневую структуру, и рассматривает специфику всех общественных групп и слоев населения.

В политическую подсистему общества входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В

их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь.

Вообще, политика - это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение и удержание государственной власти. Она охватывает все отношения между классами, касающиеся государства. В сферу политики входят также отношения между государствами и нациями. Эти отношения формируются с учетом интересов господствующих в данном обществе классов. В особых условиях (отражение вражеского нашествия, борьба за освобождение от чужеземного гнета) государство может выражать интересы всех классов и слоев и групп населения.

Таким образом, политика - это все то. что касается устройства государства и его функционирования.

Духовная подсистема общества представляет идеологию, образование, воспитание, науку, культуру (литературу, МЗЬТК, живопись, народное творчество и т.д.), то есть все те области. в которых происходит осознание жизни общества и человека и осуществляется передача этого знания новым поколениям.

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значение тех или иных явлений для человека. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает самого себя, свой духовный мир.

В целом, духовная подсистема. включает взаимоотношения между индивидуальным и общественным сознанием, которые не могут существовать друг без друга, но они не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании кроме общезначимого много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содержанием, насыщенно таким объемом информации, что оно просто не может "поместиться" в сознании отдельного, пусть самого гениального и обладающего феноменальной памятью человека.

Общественное сознание существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека, но в то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей и человечеством в целом. В противном случае они ничего не значат и по сути дела мертвы. Например, язык, на котором никто не говорит, это мертвый язык. Общественное сознание имеет сложную структуру, оно подтверждено закону изменения и регулярной переоценке ценностей.

Итак, все четыре сферы общественной жизни связаны между собой функционально и взаимодополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Они обеспечивают необходимые условия человеческой деятельности, одновременно создавая предпосылки жизнеспособности общества в целом.

Из всего выше изложенного, можно сделать вывод о том, что общество есть обособившаяся часть природы, будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам естествознания.

Любое общество не может сохранить себя в своей первозданности. Оно развивается, изменяется и как все в мире существует в определенном времени и пространстве.

Попытка осмысления сути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Полибия, Плутарха, Августина, Лейбница, Гегеля, Шопенгауэра, Тойнби и др. Все они пытались найти и обосновать какой-то один фактор исторического развития. Откуда мы и куда мы идем, чего ждать от настоящего и будущего - вот вечные темы философствования по поводу общества и его истории.

Давно было замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Так родилась идея циклов исторического развития общества. Выделяют 4,12,36,100 и 144-летние циклы и т.д.Ф. Бродель говорил, что исторические события - это пыль, а главное - циклы. Философский смысл этих измерений истории в том или ином понимании характера развития вообще. Или история течет линейно от начальной точки (сотворение мира Богом или иной космической силой) до конечного пункта - прихода Мессии и тысячелетнего Царства Божия. Или же она течет циклично с "возвращением на круги своя" (Экклезиат).