Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 13 из 15)

Выделяют несколько типов цикличности: маятникообразное движение, круговое, спиралевидное и волновое, но история часто идет зигзагами и кружевными путями.

Таким образом, пространственно-временные координаты истории - это во многом проблема, контуры решения которой только намечены. Для анализа истории общества крайне важно уяснить общую траекторию ее развития. Для человека и общества важна, сама возможность, извлекать из прошедшего уроки для будущего, что позволяет нам осмыслить ход исторической жизни человечества, а мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Человек и его нынешняя история подлинная и единственная цель общества, придающая смысл нашему существованию.

Итак, человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, политика и государство, а также совокупность различных институтов и т.д. Оно состоит из четырех больших сфер: экономической, политической, социальной, духовной. Каждая из них является обязательной, неотторжимой частью жизни общества. Общество в целом может развиваться лишь в том случае, если одновременно и эффективно развиваются все его сферы. Развитие общества - это исторический процесс, который может помочь нам понять смысл человеческого существования.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое общество?

2) Что отличает общество как систему от других систем?

3) Раскройте своеобразие основных сфер общественной жизни.

4) Роль истории в жизни общества. Ответ аргументируйте.

Тема 3.4 Философия и культура

Ключевые слова и термины:

Культура, материальная культура, духовная культура, ценность, цивилизация.

Слово культура - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению. Одни определяют культуру как "систему знаков", символическую оболочку человеческой деятельности, другие - как форму традиционного поведения, третьи - как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, четвертые - как способ или технологию человеческой деятельности, программу образа жизни и т.д. до сих пор единого "окончательного" постижения культуры не сложилось.

Правильнее будет считать, что культура - это совокупный духовный опыт человечества, имеющий ценностные ориентации. К ней относится все то, что противостоит девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.

Итак, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся средства труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Это вещи, процессы, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня овладения человеком природой. К духовной культуре - относятся наука, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, владение логикой мышления и богатством языка, религия. духовная культура отражается в книгах, картинах, кино и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с человеческим разумом.

Таким образом, культура охватывает все достижения человечества. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, в знании, но и навыках.

Существует множество различных видов культуры (политическая, эстетическая, экологическая, научная, религиозная и т.д.), отражающие многообразие форм деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется ее целостностью. Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству - они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

Освоение культуры предполагает научение, позволяющее пользоваться вещами так, как это было задумано их создателями. Например, любая техника., сколь бы великолепной она ни была, нуждается в человеческих усилиях. Без процесса обучения грандиозная техника перестанет служить человеку.

Таким образом, культура - это общественное достояние, которое люди получают и передают дальше. Ее особенность заключается в том, что никто не может овладеть ею без приложения собственных усилий. Она является человеческим достижением.

Культура не может существовать, не обновляясь. Но единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры. Всякое новшество в культуре, имеющее глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

История "породила" несколько форм культур: корневую (народную) и <высокую> (профессиональную), "элитарную, "масс-культуру" и т.д. например, корневая (народная) культура порождена в глубинах народного духа, выросла в повседневной трудовой деятельности, проросла как бы безавторно, анонимно. До сих пор точно никто не скажет, как возникли сказки, пословицы, анекдоты и частушки. Известна лишь мысль о том, что это создал народ, деятельность которого, массовидна и глубинна. Поэтому культура неотделима от человеческой деятельности, ее развитие обусловлено участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве.

Каждую культуру можно представить как набор определенных ценностей. Они являются неотъемлемой частью духовной жизни человека, объединяют (или разъединяют) людей, служат основой их осмысленной деятельности.

Вообще, ценностью является то, что обладает положительной (отрицательной) значимостью для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством.

Сущность ценностей выводится из потребностей человека. Например, вдохновление тишиной, закатной зарей одиночество в лунной ночи или пронизанная солнечным светом листва - это все переживается как нечто высокое, торжественное. Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая чувство участия, восхищения, любви или, наоборот, чувство ненависти или презрения. Эти всевозможные удовольствия и неудовольствия как раз и составляют то, что именуется вкусом, как - то: хорошее, приятное, прекрасное, нежное, изящное, сокровенное, священное и т.п. Но под ценностью подразумевается то, что снято для конкретного человека или группы людей или всего человечества. Поэтому существует утверждение, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь спорят, отстаивая право на свой вкус.

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в системе ценностей. Различают: материальные, политические, социальные и духовные ценности. Они занимают господствующее положение в сфере искусства и религии, морали и права, культурной жизни общества. Ценности непереводимы на язык научных понятий и зачастую облекаются в художественно-образную, мифологическую или другую форму. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность, и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

Ценности меняются в процессе развития общества: то, что было ценностью вчера, может престать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, наряду с возникновением новых ценностей. Они способствуют общественному прогрессу, без них мир глух и пуст.

Итак, ценность это понятие, указывающее на культурное, общественное и личное значение явлений и фактов действительности. Все многообразие мира может выступать в качестве ценностей, и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного безобразного, справедливого и несправедливого и т.д.

С культурой очень тесно переплетается понятие "цивилизация". Вокруг смысла этих слов ведутся споры, так как они синонимы: у них имеются сходства и различия.

Так в одном случае культура является особым слоем цивилизации, определяющим ее человеческую сущность, а цивилизация составляет ее "защитную среду"; в другом - цивилизация представляет основу для проявления духовной сущности культуры.

Первым, кто ввел, отличие культуры от цивилизации был, И. Кант. Он определил культуру как - то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Исходя из своего понимания сути культуры, Кант противопоставлял культуре умения культуру воспитания", а чисто - внешний, технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Мыслитель утверждал. что цивилизация гораздо бурно развивается, чем культура. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества.