Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 8 из 15)

Смерть.

Человек от всех живых существ отличается тем, что осознает свою смертность, Видит в смерти неизбежный финал всего живого. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого мира, где "кипит" жизнь. Размышляя, начинаешь понимать, что смерть - единственное, перед, чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые.

Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Поэтому не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать о мысли смерти. Человек должен, одинаково относится к ним обоим. "Мы не знаем, что лучше - жить или умереть". (М. Ганди)

Религия рассматривает смерть человека как конец его земной и переход к вечной жизни. Подобное представление существует во всех религиях с момента возникновения.

Античные философы (Демокрит, Эпикур), считали, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает нас уже нет. Подобные доводы неоднократно повторялись в ходе развития философской мысли.

Столетиями человечество пытается доказать и воплотить в жизнь реальное бессмертие. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Все это связанно с осознанием факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию.

Выделяют несколько типов бессмертия, связанных с тем, что после человека останется его дело, дети, внуки, продукты его деятельности, личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т д)

На протяжении истории человечества было немало концепций смерти и бессмертия, основанных на религиозном и нерелигиозном, научном и ненаучном подходах к миру и человеку.

В ХХI веке проявляется особый интерес к проблеме смерти - это обусловлено следующими причинами:

1) глобальный кризис человечества может привести к самоуничтожению;

2) изменение ценностного отношения к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Таким образом, человек обречен на пожизненные раздумья о смерти, и ее смысл является обратной стороной "вечной" проблемы смысла жизни.

Смысл жизни.

Человек рано или поздно задумывается о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Его рассуждения зависят от религиозных, атеистических, философских, этических, практических установок личности и общества. На протяжении истории человек по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живет.

Религиозное понимание смысла жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни. Теоцентризм обесценивает и признает греховные естественные радости земного существования. Человек должен думать и заботиться о вечной жизни, а не о кратком миге земной жизни.

В эпоху Возрождения, смыслом существования является достижение счастья и блаженства на основе рационального познания реального земного мира.

Однако, проблема цели и смысла жизни, проблема человеческого счастья, всегда находилась в центре внимания художественной литературы и искусства в целом, так как оно исследует и воспроизводит человека во всем богатстве и многообразии его проявлений.

Гете в своем произведении "Фауст" рассуждает, что смысл жизни в самой жизни, надо дорожить жизнью, любить ее и постараться сделать ее лучше для других и тем самым для себя.

Каждый человек - частица рода человеческого, звено, соединяющее прошлые и будущее поколения людей, поэтому жизнь человека должна соответствовать некоторым общим требованиям, выполнение которых способствует нормальному развитию человечества. Каждый человек самостоятельно осознает и делает свой нравственный выбор, иногда он бывает ошибочный, противоречащий естественным требованиям сохранения жизни на планете.

Поэтому о смысле жизни можно рассуждать тогда, когда уважаешь, ценишь жизнь не только свою, но и чужую.

Таким образом, СМЫСЛ ЖИЗНИ заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимальному числу людей.

Вопросы для самоконтроля:

1) В чем заключается смысл ПОНЯТИЯ свободы человека?

2) Какую роль в жизни человека играет творчество?

З) Кто такой <счастливый человек"?

4) В чем предназначение человека?

Тема 2.4 Проблема сознания

Ключевые слова и термины:

Сознание, отражение, труд, мышление, рассудок, разум, язык, самосознание, бессознательное.

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. ЕЕ изучают многие науки:

психология, физиология, социология медицина и дт. но философия рассматривает глубинную сущность сознания при решении мировоззренческих вопросов. Трудность заключается в том, что описать сознание очень трудно, так как оно не существует как отдельный предмет или вещь. Тем не менее, сознание проявляется в каждом образе восприятия. Оно приводит в связь наши ощущения, мысли, чувства, причем, без нашего согласия и контроля. Человек может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен войти в сферу собственных мыслей, рассуждать, показывать и оценивать, выстраивать логическую последовательность умозаключений.

Сознание можно определить как великий дар человеку, как чудо мироздания, но при этом надо отметить, что сознание одновременно и крест. тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую), отключают на время сознание (с помощью алкоголя, наркотиков и т.д.), человек благодаря ему способен к душевному страданию и знает, что такое самоубийство, а животные, не обладая сознанием, не знают этого человеческого акта.

Таким образом, сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему доступен мир и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, почувствовал, подумал, пережил.

В истории философии проблема сознания решалась исследователями по-разному. Одни описывали способы, какие вещи даны в сознании и существуют в нем. Другие объясняли, как возможно самосознание, как феномен. И только в ХХ в. в философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный. Сейчас мы можем сказать, что сознание - продукт деятельности головного мозга, оно развивается с развитием именно этого тончайшего аппарата.

Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. У современного человека сложно организованный мозг и подлинно человеческое сознание. Сознание ребенка развивается в единстве с’ формированием его мозга и процессом усложнения различных видов детского, а потом подросткового поведения, воспитания и образования. Когда же нарушается в силу тех или иных заболеваний функционирование мозга, в той или мере, нарушается и сознание. Или как деформируется духовный мир личности, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками, что приводит нередко к полной деградации личности.

Таким образом, мозг функционирует как орган сознания и представляет собой наивысшую форму организованной материи.

Свойство материи, которое напрямую связано с сознанием - это отражение, имеет всеобщий характер. Из этого свойства с появлением органической жизни вырастает раздражимость, а затем на иных, качественно более высоких ступенях организации материи - ощущение и сознание. Отсюда очевидно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное и необъяснимое.

Итак, сознание - продукт длительного биологического и социального развития, оно возникает и развивается вследствие возникновения и развития человеческого общества.

Решающую роль в возникновении и развитии сознания человека играет труд, как особая форма взаимодействия живого организма с окружающей средой. Ее особенность состоит: во-первых, в изменении исходного природного объекта, его преобразовании в продукт, отсутствующий в природе, а во-вторых, в сложной целенаправленной духовной деятельности. Животным не свойственна такого рода активность, хотя ее зачатки можно обнаружить в поведении "высших" животных. Так строительство гнезд, плотин не удовлетворяют этим требованиям. Результаты труда людей постоянно наслаиваются, создавая особый мир человека - его культуру.

Таким образом, трудовая деятельность тесно связана с процессом становления "человека разумного, к тому же она имеет общественный характер.

Развитие абстрактного мышления также сыграло решающую роль в появлении человека.

Мышление - способность оперировать идеальными образами и отражать реальность в обобщенной идеальной форме, то есть создавать понятия и осуществлять с ними логические операции. Посредством его человек преобразовывает и приспосабливает к своим интересам окружающую среду. У "высших> животных существует элементарное мышление основанное на простейших жизненно важных связей вещей. Например, обезьяна иногда может применять различные предметы для добывания пищи, но ни одна не изобрела ни одного орудия.

По способу мыслительной деятельности сознание можно разделить на два типа: рассудок и разум.

Рассудок - житейское, расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.

Разум - теоретическое, философски мыслящее сознание, ориентированное на более полное знание истины.

Таким образом, мышление - это внутреннее стремление человека овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями.

Подобно тому, как сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью, так оно неотделимо от языка - универсального средства коммуникации, взаимодействия и общения людей. Язык появился и может существовать только в человеческом обществе. Возникновение членораздельной речи стало сильнейшим средством развития общественных отношений, то есть у людей с помощью языка вырабатывался более мощный способ передачи опыта и социально значимой информации. Это обеспечило преемственность знаний, традиций, культур различных поколений и эпох, что стало мощным стимулом дальнейшего развития и совершенствования языка.