Смекни!
smekni.com

Концепт душа в русской языковой картине мира (стр. 11 из 15)

В русском языке можно выделить несколько основных образных воплощений концепта «душа»:

1. Душа как вместилище, сосуд – она может быть пустой (опустошенной) или полной (заполненной); кроме этого, душа может быть тайником, хранилищем, сокровищницей. Сюда же относится представление о невозможности увидеть душу и ее содержимое, о непроницаемости ее для чужого взгляда. Душа выступает как синоним индивидуальности, личности. Также можно добавить, что душа может принимать некие размеры (может быть великой или мелкой) и что в ней могут одновременно присутствовать.

2. Душа как ткань, полотно или завеса.

3. Душа как воздух.

4. Душа со свойствами физического тела, как некий орган.

5. Душа как струны, нити, фибры или жилы.

6. Душа как растение, деревце.

7. Душа как некая ценность, которую можно заложить, продать, купить или которой модно завладеть [Михеев 1999:28-30].

Часто понятие «душа» синонимично понятию «сердце», что, безусловно, связано с представлением о локализации души в сердце. В русской языковой картине мира душа выступает как символ внутреннего психического мира человека, место средоточия эмоций, желаний, связанных с удовлетворением духовных запросов и потребностей. Вообще русская модель личности основывается на противопоставлении тела как материального компонента человеческой сущности – душе как морально-эмоциональному ядру человека. И в этом противопоставлении приоритетом обладает именно душа. Ярким примером могут служить такие паремии: «Тело в тесноту, а душу на простор», «Упокой, Господи, душеньку, прими, земля, косточки!», «Тебе, телу, во земле лежать, а мне, душе, на ответ идти» – здесь особенно отчетливо видно понимание души как духовного начала, морального ядра человеческой сущности.

Противопоставление души и тела часто происходит как противопоставление земных благ и духовных. Причем и здесь акцент делается на тленности и вечности, несовместимости телесного, противоположного духовному: «Что телу любо, то душе грубо», «У кого деньги вижу – души не слышу», «Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся», «Хоть мошна пуста, да душа чиста», «Живота (т.е. богатства) не копи, а душу не мори!». Сюда же примыкают пословицы, говорящие о несовместимости богатства и безгрешной души: «Пусти душу в ад, будешь богат».

Образ души как высшей ценности часто противопоставляется материальным, земным богатствам: «Деньгами души не выкупишь». Этот же мотив мы видим в устойчивых выражениях «заложить душу», «душу продать черту».
В антитезе «душа-тело» часто присутствует мотив тесной связи духовного и телесного. Причем эта связь двусторонняя: «Грешное тело и душу съело» – здесь находит отражение христианское понимание плоти как прибежища греха и зависимости судьбы души от земной жизни. Земная жизнь рассматривается как особенный путь души, от которого зависит ее дальнейшая судьба, а душа видится как важнейший и основной элемент человеческой сущности, независящий от внешних обстоятельств земной жизни: «Хоть шуба овечья, да та же душа человечья», «Не тронь голыша (бедняка) – у него такая же душа».

Но при этом душа напрямую зависит от внутренних обстоятельств – от того, как сам человек поступает с другими людьми, от его поступков и помыслов. Анализируя богатейшую сокровищницу русских пословиц и поговорок, мы находим немало пословиц-предостережений, например: «Не криви душой: «кривобок на тот свет уйдешь» – то есть, за неправедные слова и поступки неминуемо последует наказание, поскольку они, так или иначе, отразятся на человеческой душе.

У таких пословиц и поговорок очень сильно воспитательное значение, тесно связанное с христианской этикой: «Обидеть (сгубить) легко, да душе каково?», «Хоть мошна пуста, да душа чиста», «Живота (богатства) не копи, а душу не мори!».

Итак, концепт «душа» в русской культуре ощутил на себе очень сильное влияние христианства. Понимание души как божественного начала в человеке нашло отражение во многих поучительных паремиях, приведенных выше. Кроме того, вероятно, древняя, еще дохристианская этика славян также включала в себя понимание необходимости блюсти духовную сущность в чистоте, поэтому и христианские этические нормы так органично вплелись в народную мудрость.

Душа рассматривается как личное достояние каждого человека, как то, что в первую очередь зависит от самого человека [Савина 2001:55-68]: «Тело довезу, а за душу не ручаюсь» – то есть, безопасность, благополучие души зависят только от самого человека, и в этом ему никто помочь не может.
Если душа человека содержится в чистоте, ей ничто не грозит: «Невинная душа непричастна греху».

В пословицах мы также наблюдаем понимание души как такого элемента человеческой сущности, который обладает своей собственной защитой: «Не ела душа чесноку, не будет вонять».
Также мы наблюдаем пословицы и поговорки, как бы констатирующие факт нарушения безопасности души самим человеком, например: «Покривил ты душой, не пожалел ты души своей», «Душе с телом мука».
В паре «душа-плоть» отношения могут быть самыми разными, и зависимость тела от души может меняться на зависимость души от тела, но в гораздо меньшей мере. Можно даже сказать, что душа мыслится зависимой лишь от некоторых недостатков плоти.

Независимость души от дефектов физического тела подчеркивается пословицами, где акцент ставится на красоте и чистоте души, а не тела: «Рожа крива, да душа пряма», «Плоха рожа, да душа пригожа», «Личиком беленек, а душой черненек», «Плоть немощна, а душа грешна. Плоть грешна, да душа хороша», то есть, душа без тела не мыслима, но отношения между ними могут быть самыми разными. Так, при прекрасной душе у человека может быть уродливое лицо, или же он может быть грешен, но при этом иметь «хорошую душу». В этой паре «душа-тело» реализуются самые разные элементы понимания души, противопоставление души и тела может принимать самые разные формы. Иногда это доходит едва ли не до конфликта: «Душа на прохладу, а плоть в баню просятся», «Душа прохладу любит, а плоть пар» [Пословицы и поговорки русского народа 1987] – здесь мы видим отражение противоречивых устремлений духовных и телесных.

Что любопытно, весьма широк пласт пословиц, говорящих о том, что неблаговидное поведение души способно сгубить и тело – таким образом, приоритет все равно отдается душе: «Душа согрешила, а спина виновата». Более того, утрата чистоты души понимается как нечто непоправимое: «Как душа черна, так и мылом не смоешь», «Как нет души, так что хошь пиши!» (то есть, ничего не поделаешь, исправить ничего нельзя), «Руку, ногу переломишь – сживется, а душу переломишь – не сживется [Пословицы и поговорки русского народа 1987].

Психическая деятельность, особенно такая, которая связана с познанием и восприятием окружающего мира, также мыслится как деятельность прежде всего духовная: «Не глаза видят, а человек; не уши слышат, а душа». Очень мощным является пласт пословиц и поговорок, в которых нашли отражение понимание души как жизненной силы, ее связи со здоровьем физического тела, с самой жизнью. Часто в таких пословицах душа выступает символом жизни и напрямую связана с судьбой, с Божьей волей [59,стр.85-96]. Утрата души означает смерть тела: «Игла служит, пока уши, а люди – пока души», «Покуда жива душа», «Без поры душа не выйдет. Кто душу вложил, тот и вынет», «Никто не увидит, как душа выйдет», «Ни жить, ни умереть, ни ноги протянуть, ни душу испустить», «У старого до смерти душа не вынута, а у молодого не запечатана».

С концептом «душа» в русской культуре напрямую связаны концепты «сердце» и «совесть», причем связь прослеживается очень тесная и многогранная. Сердце как средоточие психической жизни, как вместилище души выступает плотским эквивалентом души. Иногда сердце и душа сопоставляются как две стороны психической жизни человека: «Сердце – вещун, а душа – мера» - здесь отразился взгляд на сердце как на вместилище души, обладающее определенными метафизическими свойствами. Душа же здесь является эталоном, мерилом всех остальных явлений человеческой жизни.
Также душа может выступать как некая сущность, управляющая сердцем: «Сердце – пестун, а душа – дядька», то есть, сердце находится в подчиненном положении по отношению к душе. Сердце может и влиять на душу: «Сердце душу бережет, и душу мутит». Концепт «совесть» по отношению к концепту «душа» выступает явлением того же порядка, то есть, принадлежит к сфере психической и моральной жизни человека. «Совесть» по отношению к «душе» может быть эквивалентом, а может находиться в оппозиции. В первом случае совесть является некоей функцией души: «С совестью не разминуться: душа не сосед, не обойдешь», а во втором случае она равноправна с душой, но может противоречить ей, отсюда возникает оттенок трагизма и поучительное значение пословицы усиливается: «Душа христианская, да вот совесть цыганская» [Пословицы и поговорки русского народа 1987].

Следует также отметить такую сторону содержания концепта «душа», как таинственность, непостижимость и ценность. Душа – это личное достояние каждого человека, его внутреннее пространство, в которое не должен проникать никто чужой. Душа в этом смысле выступает как некий храм, сокрытый от всех, кроме самого человека и Бога.
Прежде всего это нашло отражение во фразеологии, в таких выражениях, как «лезть в душу», «плюнуть в душу», «влезть в душу без мыла», «стоять над душой», «ломиться в душу», «осквернить душу» и т.п., и в пословицах и поговорках: «Чужая душа потемки», «В чужую душу не влезешь», «Чужая душа – темный лес», «Как в кремне огонь не виден, так и в человеке душа». В приведенных выше примерах мы видим, что душа рассматривается как нечто тайное, непостижимое и непознаваемое.