Смекни!
smekni.com

Концепции институционализации в германской теоретической социологии второй половины ХХ века (стр. 1 из 8)

Концепции институционализации в германской теоретической социологии второй половины ХХ века

Е. А. Островская-младшая, Российский университет дружбы народов

Германская теоретическая социология второй половины XX века внесла весьма значительный вклад в разработку теорий общества, непременным компонентом которых выступают концепции институционализации. В перспективе анализа социальных изменений концепции такого рода исключительно важны и заслуживают серьезного внимания. Однако в отечественной науке они еще не получили должного освещения: теоретический инструментарий концепций институционализации, созданный авторитетными немецкими социологами, до сих пор малоизвестен российским специалистам и остается практически невостребованным.

Настоящая статья нацелена на частичное восполнение этой лакуны. Вниманию читателей предлагается аналитический разбор двух концепций институционализации, предложенных в контексте системно-функциональной теории общества Н. Лумана и теории социального конструирования реальности Т. Лукмана и П. Бергера.

Выбор для рассмотрения концепций вышеназванных авторов обусловлен прежде всего тем, что в германской социологической традиции они представляют две противоположные по своей теоретико-методологической направленности тенденции и вместе с тем являются наиболее авторитетными и обсуждаемыми. Они в равной степени претендуют на статус теоретико-методологических парадигм не только для социологии, но и всех гуманитарных наук. Кроме того, в своих изысканиях как Луман, так и Лукман и Бергер опирались на одни и те же теоретические источники — философское наследие Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Э. Гуссерля, философскую антропологию А. Гелена, структурно-функциональный анализ классика американской социологии Т. Парсонса.

В рамках данной статьи концепции институционализации, созданные Луманом, Лукманом и Бергером, рассматриваются в контексте выдвинутых ими теорий общества, что позволяет осуществить последовательный анализ их теоретико-методологических подходов к исследованию процесса институционализации.

В конце 60-х годов XX в. в Западной Европе и США особую популярность начали приобретать именно те теории, в которых на передний план выдвигалось рассмотрение роли индивида, интерсубъективного взаимодействия, субъекта социальных отношений в процессе формирования общества [2]. Среди социологических построений такого рода наибольшую известность получила теория общества, совместно выдвинутая Т. Лукманом и П. Бергером.

В контексте нашего исследования принципиально важно, что эти авторы активно оперируют в своей теории понятиями «институт» и «институционализация». Теория общества Лукмана и Бергера интересна для нас потому, что, во-первых, в ней представлена своеобразная компиляция именно тех концепций институтов, которые составляют единый мыслительный континуум германской социологической традиции. А во-вторых, в этой теории предпринята попытка синтеза идей, возросших на почве германской социологии, и достижений американской теоретической социологии.

Вышедшая в 1966 г. в США монография Лукмана и Бергера «Социальное конструирование реальности» [1] немедленно привлекла к себе всеобщее научное внимание. В ней обнаруживалась отчетливая тенденция соединения идей, сформулированных в рамках совершенно различных теоретико-методологических подходов, и были эксплицитно представлены концепции авторитетных немецких социологов, труды которых еще не обрели в то время значительной известности в США.

Необходимо отметить, что одной из специфических особенностей научного дискурса Лукмана и Бергера выступает стремление к отчетливому выявлению концептуальных источников разрабатываемого ими подхода. Так, во введении к «Социальному конструированию реальности» они говорят о таких интеллектуальных источниках своей теории общества как философская антропология в трактовках М. Шелера, Х. Плеснера и А. Гелена, ранние работы К. Маркса, феноменологическая социология А. Шюца, социология знания К. Мангейма, социологические концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера. Кроме того, свои центральные теоретические положения Лукман и Бергер оснастили тщательно выверенным ссылочным аппаратом.

Теоретическая новизна предлагаемого подхода виделась авторам в том, что они предложили рассматривать проблематику возникновения общества в диалектическом процессе конструирования объективно и субъективно релевантного знания именно в контексте социологии знания. А это, в свою очередь, открывало возможность нового «прочтения» тех концепций общества, которые в тот период подвергались значительной критике, поскольку разворачивались лишь в рамках теоретической социологии.

Анализ основополагающих тезисов теории, предложенной Лукманом и Бергером, и ее источников отчетливо демонстрирует тот факт, что эта теория опирается на концепцию идеологии К. Маркса, теорию институтов А. Гелена, феноменологию знания в трактовке А. Шюца, концепцию социальности Дж. Г. Мида и структурно-функциональную теорию общества Т. Парсонса. А синтез важнейших идей Э. Дюркгейма и М. Вебера, о чем Лукман и Бергер говорят как о собственной инновации, можно обнаружить уже в наиболее ранних работах Парсонса [7, с.154-258.]. Объединение теории действия, сформулированной Парсонсом, и концепции символического интеракционизма Дж. Г. Мида, которое они также считают своей научной заслугой, в неэксплицированном виде присутствует в теории институтов А. Гелена.

Подход, сформулированный Лукманом и Бергером, — и это необходимо подчеркнуть — отличается не столько теоретико-методологической новизной, сколько попыткой новой компоновки крупных достижений немецких и американских социологов, теории которых в силу различных причин не учитывались в качестве релевантных в социологическом дискурсе второй половины 60-х гг. XX в. И здесь мы имеем в виду, в первую очередь, осуществленное этими мыслителями объединение теоретической модели общества, созданной в рамках феноменологического подхода Шюца, и концепции институционализации Парсонса.

Общество определяется Лукманом и Бергером как социальная реальность, конструируемая людьми в процессе их повседневного взаимодействия. Соответственно этому теория общества разворачивается создателями нового подхода через подробное рассмотрение социальной реальности — конструированного порядка объектов, или общего запаса знания, и через анализ субъективной стороны конструирования, предстающей в процессе социализации. Дефиниция понятий «институт» и «институционализация» увязывается Лукманом и Бергером с анализом объективной реальности общества.

Общество как объективная реальность, утверждают они, — это продукт опредмеченной человеческой деятельности, объективированной исторически. Общество в интерпретации этих авторов предстает в качестве совокупного запаса знания, конструируемого индивидами в процессе взаимодействия и закрепляемого социально в виде институтов —«объективированных, обладающих статусом фактичности типизаций действий и деятелей» [1, с.92-101.]. Объективированная социальная реальность институциональна и имеет принудительную силу над индивидом.

Такая интерпретация общества обусловлена тем, что Лукман и Бергер исходят в своих рассуждениях из антропологических предпосылок возникновения социального мира. Вслед за Геленом они подчеркивают изначальную открытость человека по отношению к миру. Отличие человека от окружающей природной и животной среды конструируется посредством специфического способа взаимодействия с миром [1, с.80-81.]..

Рассматривая антропологические основания социальной реальности, Лукман и Бергер практически дословно воспроизводят базовые положения «элементарной антропологии» А. Гелена. Так, геленовский тезис «человек создает сам себя через целенаправленную деятельность» [8, p.11.] лишь переформулирован ими и возведен в статус аксиомы: «…создание человеком самого себя всегда и неизбежно предприятие социальное. Люди вместе создают социальную среду» [1, с.86.]. Таким образом, человек, будучи существом социальным, трансформирует свою биологическую открытость миру в относительную закрытость социальной реальности. Социальная закрытость обусловлена тем, что поведение человека становится управляемым и стабильным благодаря наличию социального порядка [1, с.88.]. И в этом пункте своих рассуждений Лукман и Бергер задаются вопросом: каким образом возникает, поддерживается и воспроизводится социальный порядок, предстающий как объективная реальность в социальной повседневности индивида?

Социальный порядок (т.е. общество, создаваемое человеком) возникает, согласно Лукману и Бергеру, именно в процессе институционализации. В этой связи концепция институционализации должна выступать инструментом анализа происхождения социального порядка, форм его поддержания и воспроизведения. По существу Лукман и Бергер осуществляют тот же самый методологический ход, который обнаруживается у Парсонса. Именно в «Теории социальной системы» им впервые была дана социологическая интерпретация «гоббсовского вопроса» о природе социального порядка. В парсоновской версии механизмами установления социального порядка выступают институционализация и интернализация. В теории общества Лукмана и Бергера данная трактовка также принимается в качестве исходной, а отличие от парсоновской версии в данном пункте состоит в объяснении предпосылок институционализации.

У Парсонса предпосылками институционализации выступают «двойная контингенция» взаимодействия и проблематичность селекции смысла в виду его многообразия. А Лукман и Бергер рассматривают генезис институциональной реальности сквозь призму геленовской интерпретации «двойственной природы человека».

Институционализация, по Лукману и Бергеру — динамический процесс возникновения, установления и передачи социального порядка. В этом процессе они вычленяют три последовательных этапа — типизацию, объективацию и легитимацию, руководствуясь в значительной степени теоретическими положениями К. Маркса и А. Гелена. Так, Лукман и Бергер утверждают, что необходимым антропологическим условием типизации (т.е. возникновения институтов) является хабитуализация деятельности, высвобождающая энергию индивида для инноваций [8, p.19-21, 66.]. Процессы хабитуализации, «опривычивания» действия предшествуют институционализации, задают ее социальные основания.