Смекни!
smekni.com

Инфляция социально - экономические последствия в России (стр. 2 из 11)

Немалую роль в развёртывании инфляционного процесса играют так называемые моменты ожидания. Ожидаемый рост цен толкает население скупать товары. Тем самым создаётся искусственный дефицит некоторых из них, а следовательно, повышаются цены, что заставляет заранее требовать увеличения заработной платы (при наличии системы коллективных договоров). Такого рода инфляционные ожидания сбить особенно трудно.

Представители основных направлений современной экономической теории расходятся в оценке роли той или иной причины, порождающей инфляцию. Отсюда и различия в предлагаемых рецептах антиинфляционной политики.

Среди теоретиков, прежде всего западных, наиболее распространено объяснение инфляции чрезмерным увеличением денежной массы. Сторонники такой точки зрения - монетаристы - исходят из количественной теории денег. Вот её суть: всякое увеличение денежного предложения, превышающее темпы роста валового национального продукта, неизбежно рождает рост цен. В чём причины такой инфляции? В экспансионистской денежной политике центрального банка и росте государственных расходов. Отсюда и методы антиинфляционного «лечения», предлагаемого монетаристами: сокращение бюджетных расходов и жёсткое денежно-кредитное ограничение. Главная задача центрального банка, по их мнению, - поддерживать устойчивые цены и стабильность денежной системы, допускающей рост денежного предложения только в соответствии с ростом ВВП.

В этом, по мнению монетаристов, и есть главное «правило», которым должно руководствоваться правительство, невзирая на характер экономической конъюнктуры и уровень безработицы, требующих как раз увеличения государственных расходов для оживления экономики и стимулирования роста производства.

К этому отряду теоретиков примыкают сторонники так называемых институциональных теорий, которые основной причиной инфляции считают чрезмерность государственных расходов - её порождают интересы определённых групп населения, политических партий и правящей бюрократии. Главное противодействие инфляции, по их мнению, - это свобода конкуренции, свободные рыночные отношения и, прежде всего, ограничение роста вмешательства государства в экономику, в то время как государственная бюрократия кровно заинтересована в обратном. Следовательно, от такой бюрократии нельзя ждать истинного контроля или ограничения этого роста. Следовательно, такого рода ограничения должны быть внесены в форме конституционно закреплённых правил, которые бы защищали рыночную систему от искажённого влияния чрезмерной перераспределительной деятельности государства.

Существует и кейнсианская теория инфляции, также связанная с давлением денежного спроса. Однако, по этой теории, не всякое увеличение денежного спроса вызывает инфляцию. Напротив, увеличение количества денег в обращении, когда в стране существуют неполная занятость, большая безработица и значительная недогрузка производственных мощностей, может, по Кейнсу, стимулировать рост производства, не затрагивая цены. Подлинная же инфляция появляется в том случае, когда налицо полная занятость людских и производственных ресурсов. Вот тогда дальнейшее увеличение денежного спроса приводит к росту не производства, а цен, то есть к инфляции.

Иные экономисты делают акцент на роль издержек. Ключевой элемент, приводящий в движение инфляционную спираль (издержки - цены - издержки), они видят не столько в заработной плате, сколько в политике профсоюзов, которые при заключении договоров с предпринимателями добиваются специальных оговорок о возможном повышении заработной платы, если возрастут темпы инфляции, - то есть о её индексации. Но дело в том, что крупные корпорации легко переводят растущие издержки по зарплате в цены. Так механизм непрерывного повышения цен оказывается встроенным в современную экономику корпораций и мощных профсоюзов.

Многие полагают, что в советские времена, вплоть до начала реформ 90-х годов минувшего века, роста цен (они на все товары были фиксированы), а значит, и инфляции в России не существовало вообще. На самом деле инфляционный процесс развивался - тихо и скрытно. Инфляция носила подавленный характер. По некоторым данным, ежегодный темп роста цен в 80-е годы составлял 1,5%. Вскоре на прилавках магазинов продукты питания почти исчезли. Люди старшего поколения помнят «колбасные экскурсии» в Москву. Во многих городах появилась своеобразная карточная система - талоны, продуктовые заказы. Деньги мало что значили, на них почти нечего было купить.

Переход в 90-е годы к экономическим реформам - а они начались с либерализации цен в обстановке всеобщего дефицита и развала производства - сделал инфляцию открытой и поистине «разбойной». «Денежный навес» (то есть разрыв между массой денег, вброшенных в обращение, и объёмом товарной продукции), вскрывшийся в этих условиях, рухнул. Инфляция приобрела катастрофические масштабы. Только за 1992 год цены выросли в 26 раз, а в следующем - ещё в 10. Потребительские цены в первой половине 90-х годов ежемесячно росли на 15—18%.

Принятые меры (прежде всего, резкое ужесточение денежно-кредитной политики) привели к тому, что к 2000 году инфляция начала ослабевать. Годовой прирост потребительских цен в 2002 году составил 15,1%, в 2003-м — 12%, в 2004-м — 11,7%, в 2005-м — 10,9%, в 2006-м — 8,2%. На 2007 год планировали довести инфляцию до 6—7%, а в 2008 году — до 4—5,5%. И вдруг осень 2007 года дала неожиданную вспышку роста цен, опрокинувшую все прогнозы. Правительство вынуждено было пойти на чрезвычайные административные меры по замораживанию цен на социально значимые продукты - на шесть видов продовольствия.

Только за один месяц, октябрь 2007 года, потребительские цены выросли на 1,6%, а на продовольствие - в среднем на 3,3% (это более чем в три раза превысило сентябрьский рост цен). Некоторые продукты питания успели подорожать ещё до замораживания цен особенно сильно: цены на подсолнечное масло выросли с июля по октябрь на 60%, на сливочное масло, молоко и молочные продукты - на 50%, на яйца - на 40%. Темп инфляции в целом за 2007 год составил, по официальным данным, 12% (не следует забывать, что вышеприведённые цифры - усреднённые показатели). По расчётам центра макроэкономического прогнозирования (цМАКП), в течение 2007 года товары в «корзине для бедных» подорожали на 15% (в 2006 году - на 9%).

Причиной столь резкого оживления инфляционной тенденции стало увеличение денег в обращении. Подобное увеличение происходило и происходит благодаря серьёзной социальной политике государства, направленной на повышение доходов населения, у которого начинает расти и спрос это одна из главных причин развития инфляции в стране.

В России на протяжении всех 90-х годов ХХ века и в новом столетии темпы роста денежной массы систематически превышали показатели, планировавшиеся центральным банком. Диапазон этих превышений - от 20 до 50%. Всего за период с 1999 по 2007 год денежная масса увеличилась в 13,4 раза. С увеличением денежной массы происходил и происходит рост спроса на сами деньги, увеличиваются сбережения. Свидетельство тому - рост денежных вкладов населения в сберегательных учреждениях, особенно в Сбербанке (это сокращает зависимость между увеличением денежного предложения и индексом роста потребительских цен).

Происходит замедление скорости обращения денег, и для обслуживания того же товарного оборота требуется большая масса денег. И, наконец, третий фактор, который необходимо учитывать: объём денег в обращении важен не сам по себе, а в сопоставлении с величиной ВВП - это соотношение называют коэффициентом монетизации.

В развитии инфляционного механизма в нашей стране важную роль играет так называемая несбалансированная продовольственная проблема. Речь, прежде всего, о дефиците продовольственных товаров. А он - результат прежней слабости нашего почти разорившегося сельского хозяйства, причём разорившегося не только в результате реформ 90-х годов. Они лишь выявили полную неконкурентоспособность его организационных форм - колхозов и совхозов, возникших в начале 30-х годов прошлого века. Неслучайно во время переходного кризиса падение производства в сельском хозяйстве оказалось гораздо более сильным, чем в промышленности. Образовался огромный разрыв между спросом и предложением.

Этот разрыв восполняет импорт, имеющий, к сожалению, тенденцию к увеличению. Вот несколько цифр: за последние годы удельный вес импорта в потреблении сливочного масла достиг 52,3%, сыров жирных, включая брынзу, — 42,1%, сахара — 67%, рыбы — 30%, овощей, фруктов, ягод — 32%, мясных и колбасных изделий — 40%, мясного сырья — 80%. В целом 35% продукции, входящей в рацион питания россиян, ввозится из-за рубежа.

Значение импорта противоречиво. С одной стороны, он возмещает недостающее продовольствие и тем решает важные социально-экономические задачи, но, с другой - вытесняет с рынка отечественного производителя. Зачастую это происходит потому, что импортная продукция дешевле отечественной. В то же время мы оказываемся в плену ценовых подвижек, которые происходят на мировых рынках. Например, в последние годы цены на продовольствие стали расти повсюду (по некоторым данным, они увеличились в 2,5 раза). Появился даже особый термин - «агфляция», то есть «аграрная инфляция».

Наиболее сильное воздействие агфляция оказала на зерновые культуры, растительное масло и молочные продукты. А рост импортных цен на эту продукцию в свою очередь повлиял на ускорение нашей внутренней инфляции осенью 2007 года (её часто называют импортируемой инфляцией). Но бывает и так: меры нашего правительства - квоты и ограничивающие пошлины, направленные на сдерживание импорта некоторых видов продукции (прежде всего животноводческой, чтобы создать более благоприятные условия для развития отечественного производства), - на деле подстёгивают рост цен. Подорожание мяса — всякий раз результат такой политики.