Смекни!
smekni.com

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2 (стр. 135 из 154)

Острейший финансовый и валютный кризисы в России в 1998 г. затруднили расширение сферы конвертируемости рубля. В частно­сти, Центральный банк РФ временно ввел запрет на приобретение иностранной валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полу­ченных от осуществления ими текущих операций с резидентами и находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Для перехода от частичной к полной конвертируемости рубля необходимы стаби­лизация экономики, финансов, денежного обращения, кредитной системы, достаточные золотовалютные резервы и политическая стабильность в стране. Наконец, нужно увязать конвертируемость рубля с общеэкономической политикой. Большая часть этих усло­вий в России, переживающей системный кризис, пока отсутствует.

Валютные ограничения в сфере движения капиталов. Основной формой валютной политики России в этой области по-прежнему являются ограничения операций с валютными ценностями (ино­странной валютой, драгоценными металлами и изделиями из них, фондовыми инструментами). Российские предприятия имеют пра­во открывать банковские счета, получать валютные кредиты и по­купать ценные бумаги за рубежом только с разрешения Централь­ного банка РФ.

К валютным ограничениям относится и обязательная продажа экспортерами части их валютной выручки. С 1 июля 1993 г. участ­ники внешнеэкономической деятельности были обязаны продавать 50% валютных поступлений на рубли на одной из валютных бирж в течение 14 дней после их зачисления на счет экспортера. С 27 июня 1995 г. они получили возможность продавать 50% валютной выруч­ки не только на биржевом, но и межбанковском валютном рынке. Половина экспортной выручки оставалась в распоряжении предпри­ятий. Важной проблемой является ее эффективное использование.

Требование обязательной продажи экспортерами части их ва­лютной выручки формально касается внешней торговли, однако оно направлено и на сдерживание инвестиций в иностранную валюту, а, следовательно, по сути дела ограничивает вывоз капи­тала. Это не противоречит обязательствам России по Статье VIII устава МВФ.

В 1993 г. была создана Федеральная служба России по ва­лютному и экспортному контролю. Ее задачи — пресечение сокрытия валютной выручки и незаконного вывоза валюты, над­зор за корреспондентскими счетами банков России в зарубежных банках.

В связи с валютным и финансовым кризисами 1998 г. и их последствиями власти осуществили ряд мер, направленных на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений в об­ласти движения капиталов, на противодействие нелегальному бег­ству капитала за рубеж.

Во-первых, с 1999 г. норматив обязательной продажи валют­ной выручки увеличен до 75%, а срок продажи сокращен до 7 дней. Такой порядок увеличивает предложение иностранной валюты на валютном рынке России.

Во-вторых, по Закону «О первоочередных мерах в области бюд­жетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. (статья 20) внесены изменения в Закон «О валютном регулировании и валют­ном контроле» 1992 г., суть которых состоит в переклассификации понятий «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капиталов» с точки зрения их продол­жительности: предельный срок текущих операций, осуществляе­мых в виде авансового платежа в иностранной валюте по импорту, сокращен вдвое — со 180 до 90 дней. Это расширяет область валютных операций, на которые распространяется действие ва­лютных ограничений.

В-третьих, принятый в мае 1999 г. Закон «О внесении дополне­ния в статью 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предоставил Банку России право определять поря­док установления кредитным организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории оф­фшорных зон иностранных государств. Этот закон призван по­мочь Центральному банку РФ перекрыть один из каналов «бегст­ва» капитала из страны.

Предприняты и другие шаги законодательного и оперативного характера: ограничен максимальный размер единовременного вы­воза из страны наличной валюты физическими лицами (до 10 тыс. долл.); разработан порядок валютного контроля со стороны упол­номоченных банков за операциями их клиентов, связанными с пе­реводами валюты за границу; усилена уголовная ответственность участников внешнеэкономической деятельности за нарушение тре­бований валютного законодательства.

Управление официальными золото-валютными резервами. Од­ним из ключевых направлений валютной политики России являет­ся управление официальными золото-валютными резервами. Эти резервы используются для покрытия дефицита платежного балан­са страны, обеспечения ее международных расчетов, регулирова­ния курса рубля. Международные резервы России, как и других стран, включают: золото; иностранные свободно конвертируемые валюты; резервную позицию в МВФ; средства в СДР. Резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ.

Золотой запас пополняется путем приобретения золота у золо­тодобывающих предприятий, а с 1997 г. и у коммерческих банков. Валютный резерв Центрального банка РФ до середины 1993 г. формировался за счет продажи выручки экспортеров. После от­мены с июля 1993 г. требования продажи валюты Банку России основным каналом пополнения валютного запаса стали операции на валютном рынке. Другой источник приобретения валюты Цен­тральным банком РФ — ее покупки у Министерства финансов РФ, особенно средств, получаемых им в виде кредитов международных финансовых организаций, иностранных государств. Валютные ре­сурсы Министерства финансов складываются из поступлений от централизованного экспорта, таможенных пошлин, иностранных кредитов. Валютные резервы пополняются и в результате продаж за рубежом или залога золота.

Проблема управления международными резервами России со­стоит в обеспечении эффективности их использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки реше­ний по следующим направлениям.

Во-первых, определение оптимально необходимого объема резе­рвов. Чрезмерное их сокращение чревато опасностью, что страна не сможет обеспечить свои жизненно важные потребности за счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства. В то же время непомерное увеличение резервов содействует расширению денежной массы, стимулирует инфляцию, приводит к неоправдан­ному переливу ресурсов из производственной сферы в денежную.

В соответствии с мировой практикой минимально достаточной считается величина резервных активов, соответствующая стоимо­сти импорта товаров и услуг за три месяца. Наибольшей величины объем золото-валютных резервов России достиг в середине 1997 г. (24,6 млрд долл., что соответствовало стоимости импорта за 3,6 месяца). В связи с финансовым и валютным кризисами величина резервов сократилась к началу 1999 г. почти вдвое — до 12,2 млрд долл., что достаточно для оплаты импорта товаров и услуг только в течение 2 месяцев, т.е. ниже общепринятого критерия достаточ­ности золото-валютных резервов. Поэтому одной из задач валют­ной политики является увеличение объема этих резервов.

Во-вторых, существует проблема выбора между компонентами резервов, установления целесообразного соотношения между ни­ми, в первую очередь между золотом и иностранной валютой. Доводом в пользу сокращения доли золотого запаса является то, что золото, в отличие от валютных активов, не приносит дохода в виде процентов; напротив, его хранение требует расходов. Одна­ко золото — высоколиквидный актив, который может быть в лю­бое время реализован на мировом рынке в обмен на СКВ или использован для получения валютных кредитов посредством зало­говых операций и сделок «своп».

Для стран — производителей золота, к числу которых относит­ся Россия (шестое место в мире, добыча в 1997 г. — 125 т), естественна более высокая доля золота в резервах. В середине 90-х годов она составляла приблизительно 1/5 их совокупного объема. В результате валютной интервенции для поддержки курса рубля в условиях валютного кризиса эта доля повысилась на 36,2% (на 1 января 1999 г. — 4,4 долл. по цене 300 долл. за тройскую унцию).

В-третьих, стоит задача диверсификации валютного резерва, т.е. выбора конкретных валют и установления их долей. Актуаль­ность данной проблемы определяется глобальной тенденцией пе­рехода от «долларового стандарта» к «многовалютному стандар­ту», а главное — необходимостью минимизации валютного риска. Валютная корзина резервов Центрального банка РФ включает: 75% — доллары США; 20% — немецкие марки; 5% — прочие валюты. Доля долларов и немецких марок существенно выше, чем в среднем в мире. Введение евро должно привести к замене немец­ких марок этой новой коллективной валютой ЕС.

В-четвертых, государственные органы осуществляют выбор финансовых инструментов для размещения резервных валютных средств с учетом их прибыльности и ликвидности. 95% валютных резервов России инвестированы в высоколиквидные кратко- и сре­днесрочные казначейские обязательства правительств США и Гер­мании. При необходимости эти ценные бумаги могут быть прода­ны в течение одного-двух дней, обеспечивая возможность расчетов сроком «завтра». Остальная часть валютных резервов Централь­ного банка РФ размещена в ликвидных и сверхликвидных инст­рументах денежного рынка — в виде депозитов на условиях «овер-найт» в первоклассных зарубежных банках. Они используются в первую очередь для проведения валютной интервенции.

После кризисных потрясений 1998 г. разрабатывается система управления золото-валютными резервами на основе принципа их безопасности и диверсификации.

Валютный курс. В условиях валютной монополии в СССР валютный курс рубля был счетным инструментом и не оказывал реального воздействия на результаты хозяйственной деятельности участников внешнеэкономических связей: доходы внешнеторговых объединений, возникавшие в результате разницы между мировы­ми и внутренними ценами, поступали в государственный бюджет, а убытки соответственно покрывались из бюджета, следовательно, имели плановый характер. Советский рубль, за исключением 1922—1924 гг., когда был введен основанный на золоте червонец, был привязан к иностранным валютам. Курс рубля устанавливал­ся административным путем.