Смекни!
smekni.com

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2 (стр. 67 из 154)

Проектное финансирование, связанное с повышенными рис­ками для банка-кредитора, имеет внешнее сходство с венчурным (рисковым) финансированием. Однако эти механизмы финансиро­вания принципиально различны. Венчурное финансирование осу­ществляется из фондов венчурного бизнеса, которые специально создаются для финансирования проектов с высокими и очень высокими рисками. Как правило, это проекты, связанные с раз­работкой новых технологий и новых продуктов. Соответственно при венчурном финансировании преобладают риски научно-тех­нического характера и коммерческие (рыночные) риски. Проектное финансирование имеет дело обычно с более или менее известными технологиями, а проекты чаще всего ориентированы на выпуск традиционных товаров и услуг (нефть, газ, другие энергоносители, золото, другие сырьевые товары и полуфабрикаты с устойчивым спросом на мировом рынке). В проектном финансировании преоб­ладают проектные риски (задержки ввода в действие объекта; превышение сметы по строительству; низкое качество оборудова­ния и строительных работ; повышение цен на сырье и другие элементы издержек производства; неквалифицированное управле­ние объектом на стадии эксплуатации и т.п.). Главное различие между проектным и венчурным финансированием в следующем. При венчурном финансировании закладываются допустимые нор­мы убытков, которые для участников проектного финансирования являются неприемлемыми. А для венчурных фондов в убытки из-за провалов в реализации проектов списывается 50% и более капитала фонда, и на их учредителях такие убытки серьезно не отражаются. Для участников проектного финансирования, прежде всего банков, провалы в реализации проектов могут иметь серьез­ные последствия вплоть до банкротства.

Поскольку проектное финансирование сопряжено с повышен­ными рисками для кредиторов, банки используют эту форму обычно только в отношении инвестиционных проектов, обеща­ющих высокую прибыль. В 70-е годы, когда в связи с «нефтяным бумом» цены на нефть и другие энергоносители выросли много­кратно, прибыльность инвестиционных проектов в добычу углево­дородного сырья стала нередко исчисляться сотнями процентов. Это существенно повлияло на политику ряда банков, которые активно включились в поиск привлекательных проектов в нефтегазовом секторе, предлагая кредитные ресурсы без обычных форм обеспечения. Во многих случаях соотношение заемного капитала и капитала проектной компании составляло 80:20 или даже 90:10. Вникая в сущность проектов, активно участвуя в их подготовке и реализации, банки расширили традиционное поле своей деятель­ности, получая по сути не только банковский процент, но и пред­принимательский доход. Предпринимательская ориентация бан­ков особенно явно проявляется в тех случаях, когда они выступа­ют в качестве соучредителей проектной компании или когда в кредитном договоре за банком резервируется право на приоб­ретение части акций компании-заемщика. Во всех случаях банки, специализирующиеся в области проектного финансирования, осу­ществляют непрерывный и глубокий контроль и надзор за ре­ализацией инвестиционного проекта. Проектное финансирование стало новым средством активного сращивания банковской и про­мышленной сфер.

В 80-е годы после падения цен на энергоносители портфель инвестиционных проектов многих банков, специализирующихся на их финансировании, обесценился. Кризис проектного финансиро­вания был преодолен посредством диверсификации проектных портфелей: банки стали внедряться в сектор телекоммуникаций, переработку нефти и газа, добывающую промышленность, от­части химию, экономическую инфраструктуру (в первую очередь электро- и теплоэнергетика, а также транспорт, водоснабжение), туристский бизнес и т.д. Доминирующей формой стало проектное финансирование с ограниченным регрессом (до этого преобладало проектное финансирование без регресса). В отраслях с невысокой нормой прибыли и сравнительно высокими рисками соотношение заемного капитала и капитала проектной компании составляет 60:40, 50:50, даже может быть преобладание ее капитала над заемным. Для стимулирования притока банковского капитала на условиях проектного финансирования в относительно «тяжелые» сектора экономики государство оказывает прямую или косвенную поддержку — в виде гарантий и поручительств, долгосрочных контрактов на приобретение проектной продукции (например, эле­ктроэнергии), концессионных договоров с проектной компанией (экономическая инфраструктура, горная промышленность). Про­ектное финансирование не практикуется в отраслях, характеризу­ющихся повышенными технологическими и коммерческими рис­ками: производство товаров народного потребления, большая часть машиностроения, фармацевтика, наукоемкие производства.

В географической структуре проектного финансирования нара­стает тенденция к увеличению доли развивающихся стран. Это обусловлено совершенствованием законодательства данных стран в области иностранных инвестиций и улучшением инвестицион­ного климата, расширением страхования политических рисков со стороны агентств экспортного кредитования и страхования и Мно­гостороннего агентства по гарантированию инвестиций, а также приобретением банками опыта в области управления проектными рисками. Лидером в области привлечения ресурсов на условиях проектного финансирования до финансового и валютного кризиса 1997—1998 гг. являлся регион Юго-Восточной Азии (включая Китай) и Тихого океана (табл. 7.1).

Таблица 7.1

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Регион

Количество проектов

Объем финансирования, млн долл. США

Юго-Восточная Азия — Китай — Тихоокеанский регион

353

76263

Северная Америка

126

51139

Западная Европа

92

34285

Латинская Америка

101

21473

Восточная Европа и государства бывшего СССР

120

15640

Ближний и Средний Восток

23

12225

Южная Азия

44

9854

Африка

36

3018

Поскольку проектное финансирование связано с повышенными рисками для кредитора, особое внимание уделяется оценке запаса прочности проекта: этот запас определяется коэффициентом по­крытия задолженности (Debt Coverage Ratio — DCR), который рассчитывается как отношение суммы ожидаемых чистых поступ­лений от проекта к планируемым выплатам по кредитной задол­женности. В любом случае он не может быть меньше единицы. Реально в мировой практике банковского кредитования проектов в 80-е годы нижняя граница была принята на уровне 2:1 (200%). В 90-х годах острая конкуренция на мировом рынке проектного кредитования привела к снижению этого коэффициента до 1,3:1 (130%). В конкретном случае этот коэффициент может отличаться от среднего (1,3:1) в зависимости от величины принятых банком рисков. Как и при обычном кредитовании, в случае проектного кредитования согласовывается «традиционный» график погашения задолженности перед банком. Однако иногда может применяться метод «заданного процента» (Dedicated Percentage — DP). Напри­мер, банк может настоять, чтобы на погашение задолженности направлялся фиксированный («заданный») процент притока де­нежной наличности (например, 70%). Во многих соглашениях величина DP ставится в зависимость от DCR. В случае резкого падения DCR ниже заданного уровня может предусматриваться повышение DP вплоть до 100%. Можно заметить, что кредитный договор, включающий подобные условия, имеет существенное отличие от «классического» кредитного договора: в нем отсутству­ет фиксированный срок погашения долга банку.

В силу повышенных рисков при осуществлении проектного финансирования кредитор особое внимание уделяет контролю за реализацией проекта. Эту функцию выполняет сам кредитор либо специальная инжиниринговая компания, приглашаемая для осуще­ствления надзорных функций («сопровождения» проекта). Нередко с этой целью кредитор или от его имени и по его поручению специальная инжиниринговая компания подписывает с заемщиком соглашение о реализации проекта, являющееся неотъемлемой ча­стью кредитного договора. В проектном соглашении определяют­ся права кредитора или специальной компании по запросу всей необходимой информации, относящейся к проекту, по доступу инспекторов на площадку и объекты и т.д. Что касается обязан­ностей заемщика, то важнейшие среди них — предоставление регулярных отчетов о ходе работ, подписываемых контрактах, о возникновении возможных препятствий для реализации проекта, о соблюдении строительных, технических, экологических и иных норм, о проведении работ в строгом соответствии с технической документацией. В соглашении о реализации проекта, как правило, оговаривается порядок проведения закупок и выбора поставщиков и подрядчиков (обычно на конкурентной основе), графики работ, смета, бюджет и план финансирования (распределение затрат между заемщиком, кредитором и другими участниками). Обязате­льства заемщика по соглашению о реализации инвестиционного проекта считаются частично выполненными после сдачи объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию (порядок сдачи ого­варивается в проектном соглашении), а полностью выполнен­ным — после погашения всех платежных обязательств по кредит­ному договору. В некоторых случаях затраты по надзору (конт­ролю) за реализацией проекта могут достигать 5% и более от общего объема инвестиций в проект.