Смекни!
smekni.com

Шпаргалки (стр. 15 из 29)

В одной из теорий говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его "естественной ценой"; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их "истинной рыночной ценой". Другая гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли. Как видно, у В. Петти в основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежит затратный, т.е. тупиковый подход.

Положения, высказанные В. Петти по поводу доходов рабочих и собственников денежного капитала и землевладельцев, послужили основой для теоретических изысканий многих последующих представителей "классической школы". Например, следуя В. Петти, заработная плата характеризовалась и Д.Рикардо, и Т.Мальтусом как цена труда рабочего, представляющая минимум средств для его существования и его семьи.

Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы В. Петти посредством унифицированного им по существу понятия "рента". В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял такое понятие, как прибыль фермера. В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, В. Петти вновь прибегает к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен "ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности". Еще в одном примере В. Петти ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. В то же время подход В. Петти к определению цены земли имеет отдельные достоинства, заложенные в его идее о взаимосвязи ссудного процента и ренты с земли за год.

2. Декабристы. Тургенев. Пестель. Орлов.

Декабристы — передовые люди в России, видели худшее положение крестьян России по сравнению с Западом. 2 организации: Северное общество и Южное.

П.И. Пестель(1793-1826) — автор “Русской Правды”. В ней изложил наказ будущему правительству по радикальному преобразованию экономики России. Осуждал деятельность английской и французской буржуазии. П. выступил против утверждения западных экономистов о том, что образование крестьянского богатства является признаком народного благосостояния. Причина социального зла в обществе — частная собственность на средства производства. Обладать другими людьми как собственностью — это зло. Аграрная программа в “Русской правде”: отмена крепостного права; ликвидация привилегий; предоставление каждому права заниматься той деятельностью, которая приносил прибыль; всю землю необходимо разделить на части: 1/2 передать крестьянам. Или разделить землю на 2 равные части: одну — в частную собственность; другую — в общую собственность. Общая земля должна была не допустить нищеты в обществе и не должна явится обогащением в обществе.

П. не противник частной собственности вообще: он считал, что нужно рационально сочетать. Заводские крестьяне должны стать свободными земледельцами.. П. предлагал разделить поровну крестьянские земли. Кроме вопросов реформирования промышленности, сельского хозяйства, в работах П. имеется изложения проблем народонаселения. Он считал, что теория Мальтуса не развивает экономику страны; не отражена в развитие России. П. считал, что развитие промышленности в России должно осуществляться несмотря на то, что он был сторонником развития земледелия. Меры по развитию промышленности: необходимо ликвидировать цеховую регламентацию в промышленности. П. выступил сторонником протекционизма. Необходимо регулировать внешнюю торговлю, защитить нац. товаропроизводителя от иностранных конкурентов. В области финансов: ввести равное налогообложение для всех слоев населения. Ликвидировать привилегии дворян. Раб. класс: благосостояние рабочих зависит от труда и тех усилий, которые определяет предприниматель. Источник состояния предпринимателя — доходы от собственности и наличие капитала в разных формах. Следовательно, П. предлагал революционную программу развития экономики России, осуществить ее не удалось.

Взгляды декабристов выражал Н.И. Тургенев (1789-1871), один из учредителей “Союза благоденствия” и “Северного общества”. По своим взглядам он близок к либералам. Его основные труды: “О новом устройстве крестьян”, “Россия и русские”, “Опыт теории налогов”. В первых 2-х трудах уделяет внимание развитию с/х. Оно невозможно без отмены крепостного права. Отмена приведет к капиталистическому развитию с/х, это выгодно для всех. Земля должна остаться только в собственности помещиков. Т. разработал несколько вариантов распределения земли: 1. Оставить крестьян без земли по инициативе императора, 2. Осуществить освобождение крестьян с маленьким земным наделом. Крестьяне будут наемными рабочими. Общинное землепользование малоэффективно. В развитии пр-ти: против протекционизма, поддерживал теорию фритредерства А. Смита. В “Теории налогов” рассмотрена политика государства в области финансов. Рассматривал налоговую политику фр. экономиста Канара, относился к ней отрицательно. Осуждает подушную подать, личную зависимость и повинности крестьян, безвозмездный труд крестьян на помещиков. В области налогов должно быть равенство перед гос-м, все должны платить одинаковые налоги, они должны быть умеренными. Т. предлагал отменить налоги на з.п. , т.к. она предназначена для воспроизводства. Выступал за регламентацию выпуска бумажных денег для покрытия бюджетного дефицита. Т. - сторонник использования гос. займов. На развитие экономики благотворно влияет кредит.

Орлов М.И. - декабрист. Труд “Опыт теории гос. Кредита”. В нем впервые в российской экономической мысли была обоснована необходимость гос. кредитования экономики. Работа опубликована в 1753 г.; была несколько раз модифицирована. Кредит - это изобретательный способ для обмена. Различие между частным и гос. кредитом: собственник частного кредита заботится как о его возврате, так и возврате %; гос. кредит преследует цель только получить обратно деньги.

3. Вальрас, Парето

Ëåîí Ìàðè Ýñïðè Âàëüðàñ (1834—1910)

Åãî èíòåðåñ ê ýêîíîìè÷åñêîé òåîðèè ïðîÿâèëñÿ áëàãîäàðÿ îòöó, êîòîðûé îáðàòèë âíèìàíèå ñûíà íà ðàáîòû Î.Êóðíî.  ýòîì òàêæå ïðè÷èíà îòðàæåíèÿ â èíòåðåñîâàâøåé Ë.Âàëüðàñà ïîëèòè÷åñêîé ýêîíîìèè ñðåäñòâ ìàòåìàòè÷åñêîãî "ÿçûêà" (åãî áàçîâûì îáðàçîâàíèåì áûëà ìàòåìàòèêà). Оñíîâíîé òðóä Ë.Âàëüðàñà "Ýëåìåíòû ÷èñòîé ïîëèòè÷åñêîé ýêîíîìèè" ïîçâîëÿåò îòíåñòè åãî àâòîðà ê ÷èñëó ìàðæèíàëèñòîâ ïåðâîé âîëíû. Âìåñòå ñ òåì Ë.Âàëüðàñ íå îãðàíè÷èëñÿ õàðàêòåðèñòèêîé ïðåäåëüíîé ïîëåçíîñòè (ñ÷èòàÿ åå îñíîâîé öåííîñòè òîâàðà), ôîðìóëèðîâêîé ïîíÿòèÿ "ôóíêöèÿ ñïðîñà" è äðóãèõ ïîíÿòèé. Îí âïåðâûå ïîïûòàëñÿ ïðèìåíèòü ìàòåìàòè÷åñêóþ ìîäåëü äëÿ âûÿâëåíèÿ ïðîáëåì ñóùåñòâîâàíèÿ ðàâíîâåñèÿ ýêîíîìè÷åñêîé ñèñòåìû è ïðèäàíèÿ ýòîé ñèñòåìå ñòàáèëüíîñòè. Íî â îòëè÷èå îò ìîäåëåé ðûíî÷íîãî ðàâíîâåñèÿ Î.Êóðíî, Ó.Äæåâîíñà, À.Ìàðøàëëà è äðóãèõ ìîäåëü Ë.Âàëüðàñà õàðàêòåðèçóåò íå ÷àñòíîå, à îáùåå ýêîíîìè÷åñêîå ðàâíîâåñèå ñèììåòðè÷íûõ ðûíêîâ. Ïîýòîìó Ë.Âàëüðàñ ïî ïðàâó ñ÷èòàåòñÿ îñíîâîïîëîæíèêîì ñîâðåìåííîãî ìàêðîýêîíîìè÷åñêîãî ìîäåëèðîâàíèÿ. Êðîìå òîãî, íàëè÷èå åäèíîìûøëåííèêîâ è ïðîäîëæàòåëей его учения превратило имя Вальраса в основоположника "лозаннской школы" маржинализма.