Смекни!
smekni.com

Шпаргалки (стр. 19 из 29)

Экономические и финансовые вопросы –им в своих сочинениях Д. отводил особое место. В России к середине 18 в. сложилась система общегосуд. налогов и повинностей, кот. в основном ложились на крестьян. Д. предлагал правительству Ек.II усовершенствовать финанс. и эконом. системы в России. Он считал необходимым ввести налоги на имущество, произведенные в домашних хозяйствах продукты, ввозимые и вывозимые товары, на хоз. и иную деятельность. Д. считал, что гос-во должно финансировать образование, науку и устанавливать контроль над ценами. Влияние идей Смита по вопросам финансов и налогов.

Д. также рассмотрел вопросы социально-экономич. развития общ-ва. Он показал, какие типы собственности соответствуют разным стадиям развития человеческого общ-ва. Как и Смит он различает 4 стадии эконом. развития: охотничий период, скотоводческий, земледельческий и коммерческий. Коммерч. пер-д он связывал с разделением труда и связывал его с развитием, говоря современным языком, рыночных отношений. Д. считал, что рыночному хоз-ву должна соответствовать частная собственность, кот. способствует общественной эволюции и является основой развития самого прогрессивного общ-ва. Коммерческий период дает возможность развивать экономику и создавать богатство, причем для успешного развития экономики важно, чтобы каждый человек имел эконом. заинтересованность.

Иван Андреевич Третьяков (1735-1779) как и Д. учился в университете при АН в С-П, затем в Глазговском унив-те, стал профессором Моск. Унив-та. Как и Д. посещал в Глазговском ун-те лекции Смита. Смит оказал влияние на формирование взглядов Т. и Д. по вопросам экон-ки: толкование проблем роста благосостояния, эволюции собственности, роли гос-ва, кредита, бюджета, налогов, финансов.

Т. “о причинах изобилия и обогащения гос-ва”. Рассматривая эконом. проблемы, он останавливался на хар-ке богатства, труда, его разделения, деньгах и ден. системе, роли банков и гос-ва в экон-ке страны. Т. впервые в России изложил взгляды А. Смита на эконом. проблемы. Т. считал, что труд –основа богатства общ-ва, а его разделение –условие производит-ти и снижения затрат на ед-цу продукции. На рост богатства оказывает влияние и создание банков для обслуживания коммерции торговли. Это подтверждается опытом развития Великобритании. Т. выступал против меркантелизма и доказывал, что деньги (золото, серебро) –это сокровища, кот. не могут обогатить страну. Он отличал, что накопление богатства будет способствовать росту разделения труда, возникновению новых ремесел, развитию хоз-ва страны, обеспечит ее будущий потенциал.

Т. рассматривал проблемы денежного обращения. Он считал, что деньги являются ценностью только тогда, когда они постоянно обращаются. Он ратовал за устойчивое денежное обращение в России.

Государственное участие в развитии экономики Т. считал необходимым. Гос-во должно осущ-ть эконом. регулирование, защищать право собственности, проводить политику фрейредерства и в то же время защищать развитие российской экон-ки от иностранного влияния, способствовать преимуществу вывоза товаров над ввозом. Т. был за политику протекционизма считал, что высокие гос. пошлины окажут благотворное воздействие на развитие России. Новая система налогов, учитывающая размеры имущества независимо от сословной принадлежности, также будет способствовать росту экон-ки.

“НАКАЗ” Екатерины II.

Эконом. либерализм признает взаимозависимость между индивид. свободой, частной собственностью и эконом. эффективностью функционирования фирмы и экономики общ-ва. Идея невмешательства гос-ва связана с концепцией о естественном порядке, кот. рассматривали еще физиократы. Согласно этой концепции все люди наделены разными способностями и потребностями, каждому человеку должно быть позволено действовать естественно –он сам знает, что для него лучше. Общественный договор и его плод гос-во нужно лишь, чтобы никто не использовал свою свободу во вред другим. Пусть каждый своими силами добивается жизненных благ собственность священна, свобода обмена и конкуренции. Также и Смит связывал естеств. порядок с частной собственностью, кот. есть у каждого человека, а “права человека возникли до образования гос-ва и направлены против его существования” Ест. порядок налагает ограничения на фун-ции гос-ва в интересах свободы индивида, свободы предпринимательства и создает условия для наиб. эффект-го функц-я эк-ки.

Как известно, Ек. II переписывалась с Вольтером, Д’Aламбером, Дидро (франц. просветители), чьи идеи влияли и на представления физиократов. В итоге система взглядов императрицы нашла отражение в “Наказе”. Приспособление идей Просвещения шло, главным образом, в русле теоретического обоснования монархического гос-ва как способа самоорганизации общ-ва. Издержки такого приспособления сводятся к тому, что Ек. II полностью игнорировала просветительскую теорию “естеств. права” и “обществ. дог-ра”. Это мотивировалось тем, что, по-мнению Ек. II, только “просвещенный монарх” способен дать общ-ву “правильные законы”. Т.о., “Наказ” в целом удовлетворял задачам создания полит. доктрины дворянской крепост. монархии.

Экономисты Вольного Эконом. общ-ва. В.Э. общ-во организовано в 1765г. –это дворянская организация под покровительством императрицы. Оно издавало труды по экон-ке, агрономии, животноводству и т.д., обсуждало вопросы развития и повышения доходности, товарности помещечьего с/х в условиях крепостничества. В рамках ВЭО проводился конкурс, целью кот. было обсуждение проблемы крепостничества и крестьянской собственности, кот. носило однако теоретич. характер. Видные члены ВЭО –Болотов А.Т., Рычков П.И. и др. пытались рационализировать крепост. с/х путем агроном. и зоотехнич. улучшений. Однако предложенные методы в условиях крепост-ва не могли дать значительного результата и коренного улучшения с/х.

3. Социально-психологический институционализм. Торстейн Веблен и его работа "“Теория праздного класса "

Торстен Веблен (1857 – 1929) занимает почетное место в культуре США, привлекая интерес исследователей и биографов. Этот человек был, без сомнения, очень интересным и умным. Являлся доктором философии в Йельском университете. Был выходцем из семьи норвежских крестьян-эмигрантов. Т. Веблен - основоположник социально-психологического направления институционализма. Пытался сконструировать психологическую теорию экономического развития. Основной упор был сделан на психологию общества, на социальный подход к экономическим явлениям. Это подчеркивается даже в названиях работ Т. Веблена, в числе которых особо выделяются “Теория праздного класса” (1899), “Инстинкт мастерства” (1914), “Инженеры и система цен” (1921), “Собственность отсутствующего” (1923) и др.

И вообще Т. Веблен написал множество крупных трудов. Во всех этих трудах явно чувствуется критика Вебленом основ экономической теории. И, несмотря на то, что Т. Веблен был в прошлом студентом самого Дж. Б. Кларка, он был противником “чистой экономической науки”, вследствие чего многие идеологи того времени сравнивали Веблена с Марксом. У него возникли сомнения насчет того, что возможна саморегулируемость и бескризисность народного хозяйства в целом. Веблен считал, что в экономической науке слишком большое внимание уделяется абстракциям, которые далеки от реальной жизни и необоснованно мало уделяется внимание самому главному – человеку, его психологии, его месту в определенной общественной среде. Он указывал на то, что экономическая теория занята, и, по его мнению, напрасно, поисками достижения равновесия в экономической жизни общества, в то время когда само это общество склонно к постоянно происходящей эволюции, поэтому экономической науке следует искать не пути достижения равновесия, а пути приспособления к складывающимся ситуациям общественной жизни.

Следует отметить, что большое влияние на развитие теорий Т. Веблена оказало учение Ч. Дарвина об эволюции природы. Все постулаты теории Дарвина (борьба за существование и т.д.) Т. Веблен применил к жизнедеятельности общества и формированию общественных институтов. И на основе такого подхода Веблен анализировал экономические явления. И здесь проявляется коренное отличие его взглядов от взглядов практически всех экономистов его времени: экономические явления он рассматривал как устоявшиеся традиции. По мнению Веблена, человеком в его жизни и деятельности движет не подсчет полезности экономических благ и тому подобные “абстракции”, а престиж, общественное положение, родительские чувства, стремление к знанию и т.п. А общественное благополучие Веблен связывал с тем, что в первую очередь человек заботится о благополучии своей семьи, а затем эта забота развивается в заботу об обществе, обо всем человечестве, причем в его понятии все это связывалось с естественными инстинктами. Все эти взгляды были сформулированы Вебленом в его книге “Теория праздного класса”, которая вышла в США в 1899 г.

Т. Веблен считал, что у капитализма есть основное противоречия: между материальным производством – “индустрией” – и сферой управления и обращения – “бизнесом”. Особенно отрицательно Веблен относился к так называемому “праздному классу”, к которому он относил рантье – владельцев особой (абсентеистской) формы частной собственности (этой проблеме даже посвящена книга Т. Веблена “Абсентеистская собственность”). Негативно Веблен относился и к классу людей, принадлежащих “миру бизнеса”, - финансистам, крупным предпринимателям, - которые, по его мнению, несправедливо подчинили себе “мир индустрии” путем всякого рода кредитных и биржевых махинаций, колоссального раздувания фиктивного капитала, создания сложной системы акционерных обществ, и заинтересованы лишь в получении максимально большой прибыли, а не в эволюции общества к “светлому будущему”. Т. Веблен видел выход в дальнейшей эволюции общества, которая, однако, должна сопровождаться реформированием. Он считал, что в будущем неизбежно наступит приход к власти техническо-инженерной интеллигенции, что и будет правильным и справедливым. Несомненно, Веблен идеализировал “мир индустрии” ( все участники производства, в превую очередь инженеры и рабочие), который является инициатором технического прогресса, а, следовательно, и эволюции всего общественного устройства. Таким образом, по Веблену, все вышесказанное просто предопределяет зависимость “бизнеса” от “индустрии”.