Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 12 из 25)

Концерны, как наиболее сложная форма монополий, обычно охватывают многочисленные предприятия разнообразных отраслей промышленности, транспорта, торговли, банковские и страховые фирмы. Ядром концерна является крупный промышленный трест или банк, который, используя акционерную форму предприятий, патентные соглашения, личные связи и т.д., фактически подчиняет себе всех участников концерна.

В.И. Ленин указывал, что «превращение конкуренции в монополию представляет собой одно из важнейших явлений – если не важнейшее – в экономике новейшего капитализма…»1 Итог его таков. Капиталистическая собственность из раздробленной превратилась в высококонцентрированную. Монополия всего класса капиталистов на средства производства сохранилась, но особое значение приобрела монополия верхушечной прослойки этого класса на решающую часть всего производства, обращения и распределения.

Постепенно шел процесс сращивания промышленных и банковских монополий, что означало образование финансового капитала. В.И. Ленин отмечал, что «финансовый капитал есть банковый капитал монополистических немногих крупнейших банков, слившийся с капиталом монополистических союзов промышленников…»[2].

С установлением господства финансовой олигархии (господство немногих) изменяется и роль буржуазного государства. Если до империализма его роль в области экономики была ограниченной (сбор налогов, внешнеторговая политика), то при империализме возникает качественно новое явление – прямое вмешательство государства, в процессы производства, обращения и распределения и участие в них. Это явление называется государственно-монополистическим капитализмом (ГМК). ГМК означает сращивание буржуазного государства с монополиями, слияние воедино экономической и политической власти монополий, непосредственное вмешательство государства в экономическую жизнь общества в интересах финансовой олигархии.

В государственно-монополистическом капитализме чрезвычайно сложно переплетаются самые противоречивые обстоятельства:

- развитие производительных сил объективно требует регулирования экономики в масштабах всей страны;

- частные интересы монополий также требуют государственного регулирования;

- те или иные группы монополий прямо сопротивляются государственному регулированию.

По мысли В.И. Ленина, «конечным продуктом» развития государственно-монополистических процессов является подготовка и доведение материальных предпосылок социализма до высшей степени зрелости. Он писал, что «это шаг вперед на базе новейшего монополистического капитализма, шаг к регулированию экономической жизни в целом, по известному общему плану, шаг к сбережению народного труда, к предотвращению бессмысленной затраты его капитализмом»3.

6. Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа

Общая характеристика маржинализма

В истории любой науки не так уж много «революций», т.е. ситуаций, когда господствующий подход к изучению ее предмета или сам этот предмет резко изменяется в течение относительно короткого промежутка времени.

Самой значительной революцией в истории экономической науки, видимо, следует считать маржиналистскую революцию, которую принято датировать 70‑ми годами XIX в. Изменения были настолько радикальными, что наука поменяла даже свое имя (начиная с У.С. Джевонса и А. Маршалла, в англоговорящих странах ее стали называть economics вместо political economy).

Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: «Теории политической экономии» У.С. Джевонса и «Оснований политической экономии» К. Менгера (1871), а также «Элементов чистой политической экономии» Л. Вальраса (1874). Одновременно и независимо друг от друга они вышли в трех странах – Англии, Австрии и Швейцарии – с совершенно разными социально-экономическими условиями и традициями экономической мысли, и имели фундаментальное сходство. Это сходство относилось к новому взгляду на то, в чем состоят основные проблемы экономической науки и какими методами их следует решать.

В отличие от представителей классической школы, для которых основные теоретические проблемы состояли в определении причин богатства наций и экономического роста и распределения дохода между общественными классами, маржиналисты ставили во главу угла проблему эффективного распределения существующих ресурсов. Их подход отличался следующими вытекающими друг из друга методологическими особенностями.

1. Методологический индивидуализм. В отличие от классиков и меркантилистов, мысливших категориями стран и классов, маржиналисты объясняли экономические явления поведением отдельных индивидов. А общество в целом представлялось ими как совокупность индивидов.

2. Статический подход. Маржиналистов интересовало не то, как изменяется экономика, а то, как она устроена. Динамика трактовалась как последовательность дискретных статических состояний.

3. Равновесный подход. Маржиналисты стремились исследовать не просто статическое, а именно равновесное состояние, устойчивое к краткосрочным изменениям экономических переменных.

4. Экономическая рациональность. Состояние индивида является равновесным, если оно для него в данных условиях наиболее выгодно по сравнению с возможными альтернативами. Поэтому важнейшими для маржиналистской теории являются предпосылки максимизации хозяйственными субъектами своих целевых функций: полезности для потребителей (домохозяйств) и прибыли для производителей (фирм).

5. Предельный анализ. Центральное место в аналитическом арсенале маржинализма занимают предельные (marginal) величины, которые характеризуют дополнительное единичное или бесконечно малое приращение благ, доходов, трудовых усилий и т.д. С помощью предельных величин выводится принцип максимизации целевой функции: если добавление дополнительной единицы потребленного или произведенного блага не увеличивает общего уровня полезности или прибыли, значит, исходное состояние уже является оптимальным и равновесным.

6. Математизация. Принцип максимизации позволил трактовать экономические проблемы как задачи на нахождение условного экстремума и применять дифференциальное исчисление и другие математические инструменты анализа.

Особенности этапов «маржинальной революции»

В экономической литературе выделяют два этапа «маржинальной революции».

Первый – охватывает 70–80‑е годы XIX в. и связывается с трудами К. Менгера и его учеников, а также У. Джевонса и Л. Вальраса.

На этом этапе в центре внимания маржиналистов была проблема меновой ценности благ – пропорции их обмена. Она решалась с помощью теории предельной полезности, которая объясняла ценность благ сочетанием полезности их дополнительной единицы с фактором редкости.

Подход маржиналистов к теории ценности был противоположен подходу классической школы. Классики выводили ценность (стоимость) из издержек производства, т.е. определяли ее «со стороны предложения». Маржиналисты шли «со стороны спроса», придавая основное значение субъективным оценкам блага потребителями. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90‑е годы XIX в., когда маржиналисты стали разрабатывать теории производства (фирмы), распределения дохода, благосостояния и т.д. и отказались от субъективизма и психологизма. Наибольший вклад в развитие новых маржинальных идей внесли А. Маршалл, Дж.Б. Кларк и В. Парето. Они и их последователи стали рассматриваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками.

Решающее значение в распространении маржиналистских идей имела «экономность» теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным явлениям и проблемам. Универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории – предельного анализа, возможность ее формализации сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации экономической науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов, созданию национальных экономических ассоциаций и профессиональных журналов в Англии, США и других странах. Однако в результате уровень анализа стал более абстрактным, радикально упростился образ человека (как рационального максимизатора) и образ мира (как равновесного состояния).

Экономическая теория австрийской школы (учения К. Менгера, Ф. Визера и О. Бем-Баверка)

Карл Менгер (1840–1921), ученый-экономист с мировым именем, глава «австрийской школы» маржинализма. В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревателем при правительстве Австрии в Вене. Издание «Оснований политической экономии» послужило рекомендацией для приглашения К. Менгера на преподавательскую работу в Венский университет по дисциплине «политическая экономия».

Вместе со своими коллегами и единомышленниками, которые стали называть себя учениками школы К. Менгера, он создает серьезную «оппозицию» в борьбе с господствовавшими в экономической науке парадигмами классической политической экономии о безусловном приоритете сферы производства и о затратной природе происхождения стоимости (ценности) товара.