Смекни!
smekni.com

Рынок факторинга РФ (стр. 15 из 18)

Небольшие изменения произойдут в структуре факторинговых продуктов. По оценкам «Эксперт РА» рост рынка факторинга в 2010 году будет основан на 20-30% приросте регрессного факторинга и 2-3х кратном росте безрегрессного факторинга. Если ЦБ РФ не примет поправки в отношении резервирования по факторингу, банки будут преимущественно заниматься низкорискованным факторингом, а специализированные факторы – предоставлять безрегрессный факторинг.

Такая разница в объемах роста факторинговых продуктов объясняется тем обстоятельством, что в низкорискованном сегменте факторы конкурируют за клиентов, уже использующих факторинг. На рынке безрегрессного факторинга, напротив, наблюдается обратная ситуация: из-за ограниченного числа факторов, предоставляющих покрытие риска неплатежа дебитора, конкуренции в этом сегменте практически нет. Снижение маржинальности низкорискованного факторинга, обострение конкуренции и избыточная ликвидность банковского сектора заставили факторов обратиться в сторону безрегрессного факторинга.

Таким образом в начале 2010 года стоит ожидать увеличение доли безрегрессного факторинга не только по рынку в целом, но и в структуре факторингового портфеля отдельных банков. Одним из первых эту тенденцию выделил Михаил Окунев: «у нас неожиданно растет доля безергрессного факторинга. Для меня оказался неожиданным тот факт, что наш банк оказался к этому готов; я, честно говоря, не ожидал, что так будет происходить. И я думаю, что если так пойдет и дальше, если останется такая же немыслимая избыточная ликвидность в банковской системе, то мы 2011 год встретим с долей безрегрессного факторинга, превышающей долю факторинга с правом регресса. Для меня это неожиданно, но такая тенденция есть, от нее никуда не деться. При этом те, кто хотят безрегрессного факторинга, никогда не заинтересуются факторингом регрессным, то есть деньги как таковые, без покрытия рисков неплатежа дебиторов, их не интересовали никогда. Они всегда хотели безрегрессного факторинга, и сейчас они его хотят по-прежнему. В безрегрессном факторинге ситуация прямо противоположная факторингу с регрессом: там поставщики зачастую крайне приличные, а дебиторы – не всегда» [44].

По-прежнему лидерами в сегменте безрегрессного факторинга выступают БСЖВ Факторинг и НФК, доля данного вида факторинга в объемах уступленных требований этих компаний составила в 2009 году 79 и 37% соответственно.

Однако вряд ли стоит ожидать, что темпы роста безрегрессного факторинга сделают его лидирующим продуктов в течении ближайших десяти-пятнадцати лет. Наиболее вероятно, учитывая низкую платежную дисциплину отечественных предприятий, а также низкий уровень развития экономики общая доля безрегрессного факторинга в течении следующих 20 — 30 лет не превысит 10 %.

В начале текущего года факторы выпустили на рынок реверсивный факторинг. Однако вряд ли стоит ожидать его широкого распространения. Поскольку в нашей стране и раньше встречались ситуации, когда инициатором сделки выступал дебитор, но широкого распространения они не получили. Правда во многом благодаря отсутсвиям активности факторов по продвижению данного продукта.

«Перспективы реверсивного факторинга в России хорошие, но не ранее чем через три-четыре года. Сегодня предложения реверсивного факторинга адресованы исключительно торговым сетям. Но нет ясности, как сети будут работать с факторами в условиях закона о торговле. Особенность реверсивного факторинга в том, что финансовый агент может стать как помощником, так и дубинкой для поставщиков сети. Стоит нескольким поставщикам «попасть под регресс» при реверсивном факторинге или конфирминге, и другие остерегутся работать по этой схеме с данной сетью и данным фактором» — высказывает свои опасения Виктор Носов [62].

Его опасения поддерживает и Сергей Бабичев, партнер Factoring Business Solutions: «Перспективы развития реверсивного факторинга в 2010-2011 годах я оцениваю сдержанно. Безусловно, определенный спрос на данные услуги будет поддерживаться. Тем не менее, я не прогнозирую резкого рывка объемов использования реверсивного факторинга. Дело в том, что при разработке первой в России схемы Реверсивного факторинга еще в 2004 году я столкнулся с проблемами юридического характера, которые до сих пор не решены. Оказалось, что российское гражданское законодательство практически не позволяет оказывать факторинговые услуги в том виде, в котором данные продукты великолепно зарекомендовали себя на Западе, в т.ч. Международный и Реверсивный факторинг. Схема Реверсивного факторинга предполагает, что инициатором сделки выступает покупатель. Соответственно он (покупатель) является плательщиком комиссии и лицом в сделке. В условиях российской действительности такая схема реализована быть не может» [46].

Таким образом, наиболее востребованным продуктом по-прежнему останется обыкновенный внутренний факторинг с регрессом. Снижение его доли произойдет только тогда, когда сам факторинг перестанет восприниматься большинством потенциальных клиентов исключительно как инструмент финансирования, и не более того, что за счет медленного развития регионального рынка произойдет еще не скоро.

Не стоит ожидать и быстрого развития международного факторинга, по крайней мере, до тех пор пока не будет решена проблема с валютным законодательством нашей страны.

В прошлом году на российском рынке наиболее распространены были экспортный факторинг с регрессом и импортный факторинг. Сделки импортного факторинга осуществлялись по схемам с регрессом и без регресса. При этом 90% всех операций приходились на сделки без регресса, то есть с покрытием риска российского импортера, подтверждает Вячеслав Иванов (НФК). Что касается экспортного факторинга, то более 70% этого рынка в России составляли операции c регрессом. По нашему мнению стоит ожидать повторения такого соотношения: даже если произойдут коренные изменения в экономике — цифры вряд ли отклонятся больше чем на 2-4 процента в ту или иную сторону.

При этом операции как по импортному, так и по экспортному факторингу будут преимущественно осуществляться со странами СНГ и Европы, что объясняется географией российской международной торговли в целом. При этом основными потребителями международного факторинга в России станут экспортеры сырья и импортеры потребительских товаров. Такие наблюдения у себя в банке сделал Виктор Носов: «В отраслевой структуре портфеля Промсвязьбанка по международному факторингу преобладают российские экспортеры сырья, такого как металл и лес, и импортеры товаров народного потребления» [55]. Похожую структуру потребителей озвучил и Вячеслав Иванов. По его словам, в основном с помощью факторинга финансируют трансграничные поставки техники, потребительских товаров и комплектующих.

Общая доля международного факторинга в течении ближайших пяти лет вряд ли превысит 5 — 7 процентов. Это объясняется тем обстоятельством, что для осуществления международного факторинга, надо быть членом как минимум одной из двух международных факторинговых ассоциаций - FCI и International Factors Group (IFG). «Становясь членом ассоциации, фактор принимает детально формализованные правила проведения международных факторинговых сделок, получает доступ к надежной системе электронных сообщений между факторами», - поясняет Константин Овчаров [59].

Россия в этих двух ассоциациях представлена девятью факторами. Членами IFG на данный момент являются четыре компании - Металлинвестбанк, Русская факторинговая компания, «Кофас Рус Сервисез Компани» и «ВТБ Факторинг». В FCI состоят: Промсвязьбанк, Газпромбанк, ЮниКредит Банк, «Банк Сосьете Женераль Восток» и НФК - единственная компания в России, которая является членом двух факторинговых ассоциаций одновременно. Однако фактически, активно воздействуют на рынок только два фактора - «Промсвязьбанк», имеющий самую большую историю на рынке факторинга и наиболее перспективных клиентов, и НФК — способную оказывать факторинговые услуги на западноевропейском уровне.

Ожидается в 2010 году и увеличение роста инвестиций в факторинговый бизнес. Согласно «Российской Бизнес-газеты»: 74% опрошенных факторов планируют инвестировать «больше, чем в 2009 году», 19% сохранят расходы на уровне 2009 года, 7% планируют сократить бюджет [20, с. 18]. Однако не стоит ожидать от рынка достаточно большого роста. «Таких темпов развития российского факторинга, какие мы наблюдали до кризиса, однозначно не будет. - отмечает Елена Гладких - В лучшем случае, факторинговый рынок повторит результаты 2008 года. По нашим прогнозам, в 2010 году рынок факторинга вырастет на 15-20% относительно уровня 2009 года. Постепенно сформируется позитивный тренд в экономике, восстановится доверие потребителей, улучшится благосостояние населения. Стабилизация потребительского спроса неизбежно вызовет рост производства товаров и вспомогательного сырья, что приведет к увеличению долговой нагрузки на предприятия. Все эти изменения самым позитивным образом скажутся на развитии факторинга в России, и к концу 2010 года мы увидим прирост рынка не менее чем на 15%» [40].

Еще более осторожно высказался Александр Морозов: «Мы полагаем, что начнется период стабилизации (2-3 года), а потом, когда все успокоится, начнется рост. До следующего кризиса» [42].

Вероятность же сокращения рынка всеми факторами рассматривается как сомнительная. Действительно во время кризиса с рынка ушли наиболее слабые факторы, остались компании, имеющие не только разаработанную систему риск-менеджмента, но и имеющие устойчивую клиентскую базу. Фактически сегодня на рынке факторинга: «не так много осталось участников. - отмечает Михаил Окунев, - Я думаю, что крупные банки, которые просто смотрят на факторинг как на вид кредитования, перестанут этим заниматься. Таких примеров много. За прошлый год очень много людей закрыли свои факторинговые направления» [45]. Поддеживает его и Виктор Носов: «громких «уходов» не будет. Если кто-то и покинет рынок, то исключительно на благо себе и рынку. Когда триста компаний дерутся за триста рублей комиссии – это неправильно» [39].