Смекни!
smekni.com

Коммерциализация интеллектуальной собственности современных условиях (стр. 13 из 40)

Основные отличия данных теорий отражены в таблице № 1.3

Таблица № 1.3

Сравнительный анализ экономических теорий собственности

Аспекты

теории

Неоинституциональная теория прав собственности Марксистская теория собственности
1. Понятие собственности 1. Взаимосвязь субъект-объект осуществляется посредством института права. Собственность – это пучок прав, определяющих возможности их обладателя (субъекта) в совершении действий в отношении объекта права 1. Взаимосвязь субъекта и объекта отношений собственности осуществляется непосредственно. Собственность отождествляется с объектом и понимается как вещественный ресурс.
2. Область реализации 2. Во всех сферах экономических отношений, преимущественно в сфере обмена 2. В производстве
3. Характер отношений 3. Общественные, «человек-человек» 3. Производственные, акцент на отношения «человек-вещь»
4. Объект собственности 4. Материальные и нематериальные блага 4. Материальные блага
5. Понятие государства 5. Синтез теории эксплуатации и теории общественного договора, в соответствии с которой государство - результат добровольного соглашения членов общества. 5. В рамках теории эксплуатации. Государство – орудие принуждения господствующих групп или классов
6. Характер присвоения объекта (прав) собственности 6. Контрактная форма при государственной спецификации и защите прав собственности 6. Эксплуатация наемных рабочих
7. Взаимосвязь с правовой системой 7. Экономическая и правовая системы рассматриваются в тесном взаимодействии, в диалектическом единстве формы и содержания 7. Отсутствует
8. Классификация форм собственности 8. По принципу организационно-правовой формы реализации собственности: акционерная, коллективная, частная и т.д. 8. По принципу общественно-экономической формации (способу производства): капиталистическая, социалистическая и т.д.

Проведенный сравнительный анализ, а также выявленные ранее особенности интеллектуальной собственности показывают следующее. Для целей настоящей работы марксистская теория собственности представляет интерес лишь в части ее концептуальных положений касательно экономического содержания собственности. Эти положения были учтены ранее, в ходе анализа интеллектуальной собственности как экономической категории. Однако, как уже отмечалось, исследование отношений интеллектуальной собственности предполагает проведение комплексного анализа экономического содержания и институциональной формы этих отношений. Этим требованиям отвечают предпосылки и методология неоинституциональной теории прав собственности, поскольку в данной теории:

в качестве объектов собственности рассматривается как материальные, так и нематериальные блага;

принимаются во внимание все сферы экономической деятельности, в том числе сфера обмена, где и осуществляется коммерциализация интеллектуальной собственности;

анализируется форма отношений собственности во взаимосвязи и взаимодействии с их содержанием.

В связи с этим в дальнейшем интеллектуальная собственность будет исследоваться нами в рамках неоинституциональной теории прав собственности.

Учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение исследуемого явления: интеллектуальная собственность - это санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием РИД и касаются их использования. Причем термин «использование» трактуется предельно широко, подразумевая совершение любых санкционированных действий (или бездействия) в отношении объекта. При этом следует напомнить, что институт интеллектуальной собственности – это форма отражения объективных отношений собственности, экономическое содержание которых рассматривалось ранее. Поэтому неоинституциональная теория позволяет конкретизировать выявленные ранее особенности отношений интеллектуальной собственности с учетом их реальной общественной формы проявления. Отметим концептуальные моменты неоинституционального понимания отношений собственности.

¨ Собственностью является не ресурс, а пучок или доля прав в отношении этого ресурса. Этот тезис является исходным и ключевым принципом данного направления экономического анализа. Термин «право» возникает в данной теории в связи с определением особого характера отношений собственности – санкционированные отношения. Это означает, что данные отношения осуществляются при наличии разрешения (или санкции) общества, которое, в свою очередь, гарантирует соблюдение и защиту интересов участников этих отношений. Эти гарантии должны быть основаны на определенных правилах или нормах, соблюдение которых обеспечивается силой общественного мнения (традиции, обычаи) или государства (законодательная система). Наиболее действенным обеспечением является государственная власть, имеющая возможность силового воздействия и принуждения к исполнению правил и норм. Законодательно обеспеченной возможностью совершать (или не совершать) определенные действия, в том числе и в отношении объектов собственности, является право[31]. В связи с этим отношения собственности принимают правовую форму и представляют собой совокупность прав. Соответственно, действияв отношении объекта собственности,составляющиеэкономическое содержание отношений собственности, принимают форму правомочий, то есть не просто действий, а действий санкционированных и осуществляемых в рамках определенных правил и норм.

На основании вышесказанного законодательно закрепляется институциональная форма отношений интеллектуальной собственности (или институт интеллектуальной собственности), представляющий собой правовую форму реализации данных отношений, упорядочивающую их экономическое содержание. Согласно статье 138 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, интеллектуальная собственность – это совокупность исключительных прав на РИД и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Понимание собственности лишь как вещественного ресурса, а не как права выполнять в его отношении определенные (физические) действия, зачастую приводит к неправильным теоретическим выводам и, соответственно, экономическим решениям. В этом, в частности, Р. Коуз видел причину неспособности развить теорию, пригодную для решения проблемы экстерналий. Он отмечал, что «если о факторах производства мыслить как о правах, становится легче понять, что право делать что-либо, имеющее вредные последствия (вроде шума, дыма и т.д.), также является фактором производства»[32]. Права собственника не могут быть безграничны - всегда существует возможность какого-либо ограничения его прав на совершение определенных действий (например, со стороны государства). При игнорировании этого обстоятельства хозяйствующий субъект может понести значительные издержки. Это правило относится не только к внешним эффектам. При использовании в производстве РИД и игнорировании в отношении них прав интеллектуальной собственности, можно стать ответчиком по иску о нарушении прав интеллектуальной собственности, в результате чего придется возмещать ущерб, нанесенный правообладателю. Поэтому в теории прав собственности речь идет именно о правах и, соответственно, используется понятие «права собственности», а не «собственность».

¨ Понятие права собственности тесно связано с понятием редкости. По сути, сам феномен собственности выводится из экономической проблемы относительной редкости, ограниченности ресурсов. Если благо общедоступно, не обладает редкостью, то нет смысла говорить о правах собственности в отношении данного блага. В то же время справедливо и обратное: если благо не является объектом права собственности, то оно становится общедоступным, то есть нередким, и, соответственно, теряет свой экономический смысл. Отсюда выводится основной принцип отношений права собственности: их исключающий характер. Редкость ресурса подразумевает его недоступность, чтобы этого достичь, необходимо обеспечить систему исключения субъектов из доступа к нему. Эту функцию и выполняет институт права собственности. Поэтому в общем виде собственность – это фактически действующая в обществе система исключения из доступа к материальным и нематериальным объектам. В случае интеллектуальной собственности исключается доступ либо к самим нематериальным объектам, либо к возможности их использования. В связи с этим говорят об «абсолютном» праве интеллектуальной собственности или «абсолютном» характере отношений интеллектуальной собственности, поскольку в процессе этих отношений собственнику противостоят все третьи лица, обязанные воздерживаться от нарушений этого права.