Смекни!
smekni.com

Этикет как важная часть общечеловеческой культуры (стр. 2 из 10)

обществе, разумно оценивая превосходство тех, кто выше по положению,

воздерживаясь от сближения с ними и проявляя скромность. В этикете по –

прежнему существовало множество степеней и оттенков. Отношения между

незнакомыми или знакомыми, друзьями или родственниками, лицами, различными

по полу, возрасту, должности, чину, выдвигали на первый план те или иные

этикетные правила. Но в любом случае требовались уважение и

предупредительность, скромность и сдержанность, а также строгое внимание к

своему внешнему виду, манерам и речи [7; 12].

Вместе с тем этикет понимался как свод формальностей, касающихся

внешности и образа действий. В обществе говорили: хороший тон, хорошие

манеры. Широкое развитие получила педагогическая теория «быть и казаться».

Воспитатели дворянских детей учили воспитанников скрывать свои истинные

чувства, владеть собой и демонстрировать в обществе только красивые внешние

манеры, нимало не задумываясь над истинностью и искренностью чувств. Не

быть, а казаться добрым, любезным, приятным [5; 21].

В среде разночинной интеллигенции наметилось критическое

отношение к показной манерности дворянского этикета. Наряду с новым бытом и

новыми жизненными идеалами формировались правила поведения и общения, суть

которых сводилась к большей простоте. Вместе с тем лучшие представители

дворянского сословия всегда придерживались в своем поведении именно этого

правила. Черты дворянского этикета оставались основополагающими для

русского общества и в конце XIX в. [5; 21].

После событий 1917 г. коренным образом изменились условия жизни в

России, возникли новые правила поведения и нормы. Были уничтожены светский

этикет столичного дворянства и патриархальные традиции русской провинции.

Неграмотная народная масса не понимала сущности и значения этикета, считая

его ненужной роскошью старого мира. Только выход Советской России на

международную арену сохранил в среде дипломатических, а затем и высших

государственных и партийных работников этикетную основу поведения. Но для

большинства населения страны вместо продуманной поведенческой системы,

вырабатывавшейся в течение двух веков, формировался новый, советский

порядок поведения, в основе которого лежали классовые пролетарские

интересы, своеобразно сочетавшиеся с выборочными правилами прежнего

этикета. Долгие годы существовало убеждение, что этикет – это порядок

поведения, принятый при дворе монарха и среди дипломатов. В

социалистическом обществе соблюдалась культура поведения, что в целом, по

сути, правильно, поскольку она включает в себя характер и порядок

поведения, в том числе этикет – выработанное человечеством достижение в

области поведения [20; 17].

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое

звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного

этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой

структуры общества. Утверждается понимание функциональной значимости

этикета для развития общества и каждой личности в отдельности [9;37].

Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом

длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.

Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные

отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на

себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой

древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются

всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то

данного общества, но и представителями самых различных социально-

политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны

вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным

строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными

традициями и обычаями [22].

1. Структура, основные правила и принципы

современного этикета

Рассмотрением структуры современного этикета занимались и занимаются по

сей день многие авторы. Они выделяют формы, виды и подвиды этикета.

Например, Э.Я. Соловьев подразделил этикет по форме на речевой и неречевой

(Приложение 1).

Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного

отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений

и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание,

участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку

сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и

личностные контакты.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью

которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия,

поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо

воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как

недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе [13; 21].

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-

разному. Поэтому автор разделил его на следующие виды:

а) придворный этикет – строго регламентированный порядок и формы

обхождения, установленные при дворах монархов (с учетом национальных

особенностей);

б) военный этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер

поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

в) дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других

официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических

приемах, визитах, переговорах;

г) общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и

условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Он является

самым разнообразным по формам и функциям и может принимать такие формы как:

присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.); брачный

этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий;

корпоративный этикет; деловой этикет [13; 25].

По мнению Т.Н. Николаевой и С.И. Илларионова, большинство правил

дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере

совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета

дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или

нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее

официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях

государств [11;37].

Можно говорить об этикете каждой конкретной профессии: юриста, врача,

педагога, депутата, министра и т.п. Одни поведенческие правила характерны

для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Подвиды этикета

определяются характером ситуации, в которой находится человек: на работе,

за столом, в гостях и т.д. [9;43].

Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так

как практические правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в

неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех

подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому

усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким

выражением его содержания.

Среди множества правил И.Н. Курочкина выделяет два таких, которые

пронизывают все поведение человека, придавая ему высоконравственный

характер. Первое – не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере,

делать это как можно реже; второе – поступать с другими так, как хочешь,

чтобы поступали с тобой [7; 8].

В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам,

убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого

важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как

вежливость. Многие авторы утверждают, что вежливость помогает снять

недовольство, снизить уровень обиды, установить взаимопонимание между

участниками сложного общения.

Всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная вежливость",

"презрительная вежливость", в которых эпитеты, прибавленные к этому

прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но

превращают ее в свою противоположность.

В.М. Матвеев и А.Н. Панов определяют вежливость как "сумму

маленьких жертв", приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы

вступаем в те или иные жизненные отношения [10; 53].

Одним из главных элементов вежливости многие авторы считают умение

запоминать имена. Большинство из них в своих работах, к примеру, приводят

слова Д. Карнеги, который говорит об этом так: "Большинство людей не

запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то,

чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в

своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты.

Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время

для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена

механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться... Ф.Рузвельт знал, что

один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов

завоевать расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им

сознание собственной значительности".

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета,

являющиеся его стержневыми опорами, исходными положениями, руководящими

идеями.

Любое правило этикета предполагает его разумность и необходимость

соблюдения. Например, если руководитель перебивает своего подчиненного, не