Смекни!
smekni.com

История отечественного государства и права (стр. 46 из 87)

В силу вассальной зависимости от Польши герцог Курляндии был обязан нести ленную службу и держать 100 вооруженных всадников в боевой готовности. Законодательная власть герцога была ограничена. Вопросы, касающиеся дворян, он мог решать только совместно с ними.

Герцог имел право назначать чиновников, но по согласованию с дворянством. Он мог также чеканить монету. Внешнюю политику герцог должен был согласовывать с Польшей.

В результате Ливонской войны были ликвидированы феодальные государства ордена и епископов. Эстония во время этой войны находилась в составе Русского государства, но затем ее северная часть была завоевана Швецией, южная отошла к Польше (1582 г). Островом Сааремаа с 1559 г. владела Дания. В дальнейшем Швеция в результате войны с Польшей существенно расширила свои владения в Прибалтике. Северная война (1700 - 1721) открыла необходимый для России доступ к Балтийскому морю и обеспечила ей экономические морские связи со всем миром. Шведские и польские колонизаторы вынуждены были уступить России свое господство в этом районе.

* * *

Прибалтика с давних пор входила в орбиту Древнерусского государства. В условиях феодальной раздробленности и монгольского нашествия влияние русских княжеств здесь ослабло. Этим воспользовались крестоносцы, по преимуществу немецкие, создавшие в ХШ в. самостоятельные государства Прибалтики. В отличие от литовцев предкам латышей и эстонцев создать свою государственность не удалось. Пришельцы стали господствующим классом, а коренное население - классом угнетенных. В отличие от Молдавии, где оккупанты допустили существование молдавской государственности и использовали ее в своих целях, немцы не позволили коренному населению иметь какие-нибудь свои национальные институты. Вместе с тем нельзя не отметить, что в Прибалтику пришли не только рыцари. Здесь поселились немецкие купцы и ремесленники, строившие прекрасные города, дворцы, храмы.

Подобно Закавказью Прибалтика стала ареной столкновений нескольких держав. Кроме немцев сюда вторглись Дания, Швеция, Польша, время от времени перекраивавшие политическую карту Прибалтики. Только присоединение к России создало здесь определенную политическую стабильность, а вместе с ней условия для всестороннего развития края, выведшие его в число наиболее передовых районов Российской империи.

Глава 13. Закавказские и среднеазиатские государства (XIV - середина XIX в)

§ 1. Закавказские государства

После распада империи Чингиз-хана, ее преемников Закавказье стало ареной борьбы других захватчиков, которые покоряли здешние народы. В ходе борьбы с турками, персами и другими агрессивными соседями народам Закавказья временами и местами удавалось восстанавливать свою государственность. В наибольшей мере это касается Грузии. Азербайджанские и армянские территории по преимуществу управлялись администрацией завоевателей. Только присоединение к России избавило Закавказье от постоянных нашествий.

Грузинские государства. В XIV в. Грузия испытала кратковременный подъем, связанный с правлением царя Георгия V Блистательного. Вскоре, однако, она попала в сферу империи Тимура. В XV в. Грузинское государство распалось на три царства (Картли, Кахети, Имерети), три грузинских княжества (Самцхе, Гурия, Мингрелия) и Абхазское. Предпосылкой распада явилась слабость экономических связей между грузинскими землями и естественные при феодализме центробежные тенденции. Феодальный распад способствовал захвату некоторых грузинских земель. Самцхе, Аджара и Сванети оказались под властью турок.

Проходит время, и в раздробленной на отдельные царства и княжества Грузии вновь проявляются устремления к объединению. Подтверждением этому является создание военного союза между грузинскими царствами в 1758 г., целью которого была совместная борьба против врага. В 1790 г. с целью спасения родины имеретинский царь Соломон II и владетели княжеств обратились к царю Картли-Кахетии Ираклию II и попросили взять в руки управление всей страной, объединить всю Грузию, при этом они добровольно уступали ему свои царские права. Для рассмотрения этого вопроса в Тбилиси состоялось «дарбазоба» (заседание государственного совета). Но Ираклий II наотрез отказался, мотивируя это нежеланием обострять внешнеполитическую обстановку. В действительности раздробленность Грузии помогла персидскому шаху Ага-Мохаммед-хану в 1795 г. захватить Грузию.

Однако дальнейшая судьба грузинских земель связывается все больше с историей России. Еще в XVII в. некоторые грузинские государства просились в подданство России. Новые шаги в этом направлении делаются в конце XVIII в. Но только в XIX столетии грузинские государства одно за другим входят в состав Российской империи. Процесс этот проходит разными путями - мирными и немирными. В 1801 г. в состав России реально вошла Картли-Кахетия, затем Имеретия (1810), Гурия (1828), Мингрелия (1857), Сванетия (1858). В 1864 г. в состав Российской империи вошло также Абхазское княжество.

Общественный строй. Ряд характерных свойств общественного строя Грузии XIV - XIX вв. был обусловлен своеобразием развития здесь феодализма. Самыми знатными и крупными феодалами являлись в Грузии царь, царица, их дети, князья и церковь. Класс феодалов распадался на несколько категорий, связанных отношениями сюзеренитета-вассалитета, с наделением вассалов обычным иммунитетом. Правители (мтавари) и тавади (лицо высшего слоя класса феодалов) были в номинальных вассальных отношениях с царем. Со своей стороны правителей связывали такие же отношения с князьями и азнаурами, а князей - с собственными азнаурами.

Тавади на основании грамот царя осуществляли управление в своем владении. Они представляли собой тот социальный слой, который при царском дворе по наследству получал высокие должности. Тавади во многом отличались друг от друга как по происхождению, так и по количеству земли и крепостных. Согласно законодательству более позднего периода дворяне подразделялись на дидебулов (вельмож), средних тавади и низших тавади.

В XVI - XVII вв. азнауры превратились в лиц, служивших царю, церкви или отдельным феодалам. Среди них наибольшими привилегиями пользовались азнауры царя. За службу сеньору им даровалась земля с крепостными крестьянами. В случае перехода на службу к другому сеньору они оставляли землю.

В зависимости от древности рода, количества земли и крепостных азнауры делились на три категории.

В грузинской феодальной иерархии значительное место в качестве коллективного феодала занимала церковь - престолы католикоса и епархий и большие монастыри. Они были владельцами обширных земель и большого количества крепостных. У церкви были и свои вассалы - церковные азнауры.

К классу феодалов примыкали и крупные купцы. Основной производительной силой общества этого периода являлся класс крепостных крестьян. Феодал мог продать, подарить крестьянина. Существовала правовая норма, согласно которой крестьянин должен был передаваться со всей семьей. За преданную службу господин мог не только освободить крестьянина от повинности, но и даровать ему личную свободу. Срок поиска беглого крестьянина составлял 30 лет. Крестьянин нес обычные феодальные повинности: барщину и оброк, а также государственные повинности. Существовали различные категории крестьян.

В более поздний период весьма распространенным было требование защиты «порядка крепостного права», согласно которому господин не мог требовать от крестьянина большей службы, чем было предусмотрено обычным правом («порядком крепостного права»).

Отдельный слой составляли находившиеся в высшей прослойке крестьянства, примыкавшие к азнаурам, но еще лишенные личной свободы крестьяне-служители. Служители были у царя, членов его семьи, у светских и церковных феодалов. Служителям приходилось выполнять по отношению к господам различную службу, главное же, они должны были идти вместе с ними в поход. В основном из служителей комплектовались вооруженные силы феодалов (армия, полиция).

Ремесленники и купцы объединялись в профессиональные корпорации.

Государственный строй. В Грузии структура государственного механизма фиксировалась в законодательстве. Крупнейшим из законов такого рода был «Распорядок царского двора» (XIV в).

Согласно этому закону во главе государства стоял монарх, обладавший не только светской, но и духовной властью. Стремления царя к неограниченной власти подавлялись государственным советом - Дарбази. В его компетенцию входили рассмотрение вопросов войны и мира, принятие законов, назначение на высокие должности, а иногда рассмотрение судебных споров.

Дарбази противостоял сравнительно более позднего происхождения верховный орган управления (то же, что и правительство) под названием Совет везирей (савезиро). Он был укомплектован управителями-везирями отдельных ведомств. К ним принадлежали: мцигно-бартухуцеси чкондидели (во всех царствах второй человек после царя, который был главой всех светских и духовных ведомств), управляющий государственной казной и чиновник, возглавляющий многочисленный аппарат, занятый службой в царском дворце.

Предметом обсуждения Совета везирей становились все важнейшие дела и прежде всего связанные с безопасностью страны и укреплением ее обороноспособности.