Смекни!
smekni.com

Почему консалтинг сплошные вопросы? (стр. 13 из 23)

- Мой друг, который входит в ТОП-менеджмент одного банка, поехал на проверку филиала. Ну, естественно, по окончании - баня, стол, девочки. Сделали фотки, но ничего неприличного. Он просит директора филиала не делать ему фотографий, где есть хоть одна девица, потому что сам факт девиц на фотках был бы для него фатальным в отношениях с женой. На следующий день, вернувшись с работы, застает жену в полном гневе.
Она ему - был с бабой!
Он - да ты что!
Она - был!
И кидает конверт с фотографиями. Он выхватывает фотки, судорожно перебирает – ни одной девицы, ВООБЩЕ! Он, недоуменно:
- Но тут же ни одной девки?!
- А ты конверт переверни!
Он переворачивает конверт и там от руки размашисто написано: «Сюда фото с девочками НЕ КЛАСТЬ!!!»

Я хочу рассказать о своих впечатлениях от одного популярного развлечения, придуманного человечеством – от театра. А вы когда-нибудь задумывались, ставили себя на место актеров? Очень познавательно, между прочим.

Не так давно был на премьере – «Двенадцатая ночь» по Шекспиру. Очень понравилось, игра актеров заслуживает бесспорного одобрения, и вышел я из театра только с положительными эмоциями, как-никак – комедия. Но на протяжении всей пьесы меня не оставляло ощущение дежавю, что я где-то это видел и ощущал. И только выйдя из театра, я понял – актеры мне напоминали консультантов в офисе клиента.

Кто-то скажет – да ну! Нет разницы особой – театр там, кино, радио… Ошибаетесь, господа любезные. В театре актеры – не имеют права на ошибку. Потому что второго дубля не будет. Потому что в партере сидят четыреста человек и внимательно наблюдают – за игрой. За каждой секундой игры. И это гигантская работа – каждую секунду на протяжении трехчасовой пьесы держать лицо, мимику, пластику, не позволяя себе расслабиться даже в мелочах. Вжиться полностью в роль, почувствовать себя героем на все 100%.

И основная мысль – не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Консалтеры не предпочитают работать на территории клиента. Но они стараются делать это чаще – потому что во первых, лезть головой в пасть льву, как не крути, почетно, а во вторых, зачастую, это единственный шанс понять, что же происходит в голове клиента, потому что на встречах в офисах консалтинговых компаний все проблемы выглядят блеклыми, невдалыми, и меркнущими от собственного величия и напыщенного самолюбия громких брэндов.

Что происходит на территории клиента?

Опять ухожу в сравнения, ну уж привык, простите сердешно… Есть такой вид экстремального… не, не спорта даже, а скорее стиля жизни – паркур. Это есть бег по пересеченной городской местности с прыжками, кувырками и прочими зубодробительными и костеломательными элементами. В прыжке паркурщик пытается сориентироваться и собраться таким способом, чтобы во-первых, случайно не помять окружающих – город ведь все-таки, люди гуляют и т.п., а во-вторых – максимально увидеть окружающую обстановку.

Консалтер в офисе клиента должен максимально быстро сориентироваться и задавать вопросы правильные, и желательно по минимуму. Какая бы не была проблема у владельца, бизнес компании останавливать для ее диагностики никто не будет – не тот случай.

Клиента надо чувствовать. И держать. А вообше – почитайте книги Альтушера, там очень много реальных рабочих механизмов – действительно проверенных на практике.

А мы с Вами идем дальше…

Глава 8. Как ладить внутри консалтинговой компании?

Консалтинговая компания, причем абсолютно любая – это сборище ярких личностей и практически полное отсутствие команды. Как правило, здесь отсутствует какая-либо иерархия или подчиненность, все участвуют в проектах на правах экспертов.

Каждый в консалтинговой компании считает себя экспертом, и при этом – незаменимым. Однако, как заметил в свое время Сталин – незаменимых людей нет. И несмотря на то, что речь идет об интеллектуальном продукте – не существует в настоящее время специалистов, которым нельзя было бы найти замену.

- Попали руководитель проекта (ПиЭм) и сейлз в глухую тайгу. Надо чем-то питаться. ПиЭм соорудил ловушку, поймал белку, белку съели. На следующий день опять нужна еда. ПиЭм говорит сэйлзу – теперь твоя очередь. Сэйлз ушёл в тайгу и целый день его нет. Тут раздаётся крик, рёв, треск веток, выбегает сэйлз, а за ним голодный тигр. Сэйлз на дерево и кричит: «в общем, я клиента привёл, так что теперь твоя работа!».

В консалтинговой компании – жесткой структуры и прописанной вертикали власти нет.

А там где нет жесткой структуры, там – анархия.

Основная проблема, которая присуща большинству консалтинговых компаний – это внутренний конфликт собственника и управленца, который как правило является одним лицом. Последствия его поистине разрушительны – начиная от истерического смеха и неадекватных выпадов, заканчивая непонятными перестановками и увольнениями людей. Вообще, очень тяжело работать с людьми, которые эмоционально не уравновешены.

Для того, чтобы разобраться с отношениями в типовой консалтинговой компании, нужно для начала определить структуру конторы – как она вообще выглядит, и где зачинаются те самые болевые точки, которые потом выливаются в фонтаны красноречия и ошметки ругательств и трехэтажного мата вперемешку с кулачными боями. В том числе – и между барышнями.

Сначала – картинка, потом, как водится, примеры из собственного, и не очень опыта.

Вот это – схемка. Этакая вертикальная горизонталь – полностью соответствует специфике работы консалтинговой компании. Итак, давайте разбираться, господа, кто есть кто.

- Подходит маленький сын к отцу и спрашивает:
- Пап, скажи, что такое политика?
- Объясню тебе на примере нашей семьи. Вот смотри: Я зарабатываю деньги, значит я министерство финансов. Мама ведет хозяйство, значит она правительство. Дедушка следит, чтобы в доме был порядок - он профсоюзы. Домработница выполняет всю работу по дому - она рабочий класс. Все что мы делаем - это для тебя, значит ты - народ. А твой годовалый братик - будущее.
- Понятно?
- Нет.
- Ну тогда иди спать.
Посреди ночи сын просыпается от плача своего братика. Он встает и идет в спальню будить маму. После безуспешных попыток сделать это, он идет на кухню где папа занимается любовью с домработницей, а дедушка наблюдает за этим в замочную скважину. После этого он возвращается к себе в постель и продолжает спать. На утро он встречает отца и говорит:
- Пап, я понял, что такое политика.
- Ну, расскажи.
- Это когда министерство финансов трахает рабочий класс, правительство при этом спит, а профсоюзы наблюдают со стороны, при этом на народ всем наплевать, а будущее в дерьме.

В свое время по основной моей работе образовалось некоторое время свободное – и я задумался, куда бы его пристроить. Было интересно заняться чем-то еще, помимо строительства – и выход пришел сам собой – надо было выйти на один этап вперед – на консультации по проектам для строительства. Предполагаемых плюсов было сразу два – во-первых, денег немного заработать допом – много то их не бывает, а во-вторых - потенциально это были мои клиенты в дальнейшем – ведь после этапа разработки проекта и получения денег в банке следующим шагом было собственно – строительство.

Искать стал очень просто – взял газету, начал смотреть существующие в городе консалтинговые агентства – и подобрав несколько более-менее подходящих – отправил им свои предложения. Одно агентство заинтересовалось и пригласило на собеседование – и так я стал сторонним экспертом.

Однако затем в ходе развития я начал более плотно работать в консалтинговом бизнесе – получив должность директора по маркетингу и экономике – и вот тут начались веселости. Вообще, я лично не люблю, когда пальцы карябают мебель, и понторезов вообще, и мне всегда хватает здорового юмора посмеяться над ситуацией и над собой – вот и сейчас я улыбался, став директором по маркетингу в компании из четырех человек. Однако не до смеху было директору компании – она тяжко переживала, и прыгала от одной концепции к другой. И никак не могла определиться – в каком направлении двигаться. И вот с этого начались конфликты – когда те требования, которые стали предъявляться, реально не соответствовали не то что должности, но и масштабам самой компании.

- На работе женщина рассказывает, что любовник подарил ей новую золотую цепочку, а как объяснить ее появление мужу - она не знает... Все начинают давать советы: скажи, что подруга дала поносить, сама купила, премию на работе дали, и т. д. Один мужик советует:
- Скажи, что нашла. Моя жена, например, недавно нашла браслет золотой...
А че это вы, бля, все смеетесь?

Итак, возвращаясь к нашей общей картине этакой виртуальной консалтинговой компании, отмечу, что работники делятся на две категории – работники самой компании, и работники, привлекаемые в качестве экспертов по совместительству. Именно в зависимости от статуса работника и зависит построение отношений с работодателем и руководством, а напоминаю, зачастую это – одно и то же.

В первую очередь, надо понимать, как происходит отбор людей в консалтинговой компании. Как правило, подбором занимается непосредственно директор компании, а если директор – не собственник, тогда с собственником – на пару. Собеседования эти зачастую похожи на попытку устроить форменный допрос в формате КГБ – практически с копанием родословной и физического состояния. Правда, далеко не всегда и далеко не везде.

Поскольку эксперты – товар штучный, требования выдвигаются нешуточные, и я иногда думаю, насколько же сами директора и собственники соответствуют выдвигаемым требованиям. Вывод – соответствуют в крайне редких случаях.