Смекни!
smekni.com

«Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей» (стр. 2 из 8)

Разумеется, история карикатуры, как тогда, так и сегодня неотделима от истории цензуры. Начиная с XVI века, целый ряд европейских стран публикуют законы и указы, которые запрещают распространение шаржей клеветнического характера. Во Франции главные цензоры – это директор Библиотеки (имеется в виду королевская, будущая Национальная библиотека) и Хранитель печати, то есть министр юстиции. Там цензура отменяется в 1789 году, и статья 11 Всеобщей декларации прав человека и гражданина торжественно провозглашает: «Свободное изложение своих мыслей и мнений есть одно из ценнейших прав человека; поэтому любой человек имеет право свободно говорить, писать и публиковать, и отвечает перед законом лишь за злоупотребление этим правом».

Тем не менее, полная свобода длится недолго: уже в июле 1791 года Национальное собрание издает декрет, запрещающий публикацию текстов или изображений, которые носят подстрекательский характер против власти. А еще год спустя печатание и распространение подрывных гравюр расцениваются декретом как серьезное преступление. В XIX веке карикатуристы пользуются наибольшей свободой в Англии, где королевская власть бдительно следит за театром и литературой, оставляя искусство низших слоев – карикатуру, практически без надзора.

Впрочем, расцвет карикатуры приходится там на период анти-наполеоновской пропаганды, которую поддерживает правительство Великобритании. Два блестящих карикатуриста, Джеймс Гилрей и Томас Роулендсон, поднимают там в это время карикатуру на невиданный уровень.

Их композиции используют все визуальные средства, от грязной порнографии до фантастики. Именно эти художники оказали влияние на Гойю, с его склонностью к гротеску.

Если во времена господства Наполеона анти-наполеоновские карикатуры процветают в Англии, то во Франции они как раз попадают под цензурный нож. Наполеон разрешает распространение только тех рисунков, которые изображают его в выгодном свете. Тем не менее, подпольная карикатура продолжает процветать и в период наполеоновской диктатуры, и при монархии Луи-Филиппа.

В начале же 20 века карикатура вновь переживает бурный расцвет, особенно во время рассмотрения знаменитого дела Дрейфуса, французского офицера, еврея, обвиненного в измене родине и передаче шпионских сведений врагу. Как известно, это дело вызвало невиданный накал страстей – рост антисемитизма у одних, рост гражданского сознания у других. На сторону Дрейфуса встал великий французский писатель Эмиль Золя, в то время как два талантливых карикатуриста, Жан-Луи Форен и Эммануэл Пуаре( Каран д,Аш.) не пощадили ядовитой сатиры, чтобы заклеймить и самого Дрейфуса, и выступившего в его защиту Золя.

В период Первой мировой войной она процветает во всех воюющих странах. Во Франции основанный в 1893 году журнал «Смех» превращается к 1915 году в «Красный смех». С той же энергией обрушивается на читателей и немецкий сатирический журнал «Кладдерадач», то есть в переводе «Бум-бадабум», который естественно изображает в карикатурном виде французов и их союзников.

Однако, пресса не всегда служит государственным интересам. Так, в 1915 году знаменитый художник-экспрессионист Георг Гросс и его друг, выступающий под псевдонимом Джон Хартфильд, выступают с чисто пацифистскими карикатурами, требуя прекращения бессмысленной империалистической войны. В 1923 году тот же Гросс изображает Гитлера в виде смехотворного и одновременно страшного Зигфрида.

Во Франции период между двумя войнами – это период быстрой смены стилей, быстрой художественной эволюции. Карикатура становится еще более критической, продолжает свое сближение с журналистикой.

Именно в это время рождается «публицистическая» карикатура, которая помещается рядом с редакционной статьей(о ней мы говорили выше). Именно такому типу карикатуры отдает предпочтение знаменитая французская сатирическая газета «Канар аншене» («Закованная утка»). Основанная в 1915 году, эта популярная газета до сих пор выходит в Париже.

Процветает карикатура и в фашистской Франции, когда худшие антисемитские, антикоммунистические и про-нацистские симпатии части французского общественного мнения находят выражение в полных ненависти карикатурах на евреев и на мировой еврейский капитал. Именно такую позицию занимает газета «Je suis partout» («Я – всюду»), которой руководит известный интеллектуал-коллаборационист Робер Бразияк.

Кстати, любопытно, что многие интеллектуалы и художественная интеллигенция, в том числе Валери, Мориак, Камю, Кокто, Колет, просили у генерала де Голля помиловать Бразияка, но он не отменил его казнь.

Разумеется, ряд карикатуристов во время войны предпочли вступить в ряды сопротивления и публиковали свои карикатуры в подпольной прессе. Так поступил, например, Рауль Каброль, который в 1938 году опубликовал ставшую популярной карикатуру на истошно вопящего Гитлера, за что Гестапо разыскивало его в течение всего оккупационного периода.

После войны одним из излюбленных сюжетов карикатуристов становится генерал де Голль. Именно облик де Голля приносит славу карикатуристу Ролану Муазану, который возвращается к более живописной традиции в карикатуре.

В 1960-70е годы появляются новые сатирические газеты, которые связаны с протестными движениями этого периода и в особенности с маем 1968 года.

Стоит вспомнить, например, одного из самых ангажированных карикатуристов, Сине, который начал в 1958 году сотрудничать с еженедельником «Экспрес», осуждая режим генерала Де Голля и алжирскую войну. Затем, в 1963 году, он создает собственную газету, а затем ряд других сатирических публикаций. Его еженедельное издание «Харакири» подвергается запрету после издевательского извещения о смерти Де Голля: «Трагический бал в Коломбе: один погибший». Коломбе – это родная деревня генерала.

Де Голль на протяжении всей жизни постоянно судился со своими карикатуристами. М. Златковский, известный художник-карикатурист, в интервью Новой газете, рассказывал, что Де Голль чудовищно ненавидел карикатуру на себя со своими длинными ножками, большим животиком, предпринимал любые совершенно усилия для того, чтобы просто уничтожить все. На второй срок надо было идти ему, на президентство, и пиар-команда сказала, нет, точно проиграем; есть единственный способ – надо очень полюбить карикатуру на самого себя. И Де Голль смирился и даже стал поощрять наиболее талантливых художников. Он стал присуждать им премии. И даже собирать карикатуры. Де Голль собрал самую большую коллекцию своих собственных карикатур. Более того, на свои личные деньги издал три совершенно потрясающие книги "Де Голль в карикатуре". Их до сих пор считают библиографической редкостью.

1.3. Карикатурное прошлое России.

Российская же карикатура имеет свои глубокие корни и развивалась совершенно самостоятельно, под влиянием национальных традиций. Дедушкой современной карикатуры можно с гордостью назвать сатирический лубок.

Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клише. Изначально картинки были черно-белыми и служили для украшения царских палат и боярских хором, но позднее их производство стало более массовым и уже цветным.

Нас же интересует период, когда лубок встал элементом пропагандистской деятельности, где-то уже во времена Отечественной войны 1812 года. Главной целью было повышение патриотических чувств среди дворянского населения, для увеличения численности армии. Ключевыми особенностями лубка были доходчивость, яркая эмоциональная окраска и воздействия на чувства аудитории. Причём изначально ЦА для подобных листовок было дворянство и интеллигенция, но профессионализм художников (одним из которых был А.Венецианов) был настолько высок, что вскоре подобные листовки получили распространение и среди низших, незажиточных слоёв общества, им все было понятно и без слов. Численность армии повысили, план выполнили.

Агитационные лубки вновь появились в период Первой мировой войны(1914-18гг) и стали важным источником информации, предназначенным для поднятия боевого духа рядового состава русской армии. Многие карикатуры на противника, на повседневные проблемы, дошли до наших дней и сейчас, когда всё винтажное считается модным, заполнили стены в комнатах молодёжи. По их словам, кроме визуальной привлекательности этих шедевров пропаганды, они ещё поднимают боевой дух и «просто прикольно смотрятся». Что интересно, из всех рекламных материалов, выпускаемых в поддержку кандидата \события –карикатуры являются долгожителями, благодаря своей эстетической привлекательности. К числу самых известных художников можно отнести К.Малевича, В.Маяковского, А. Лентулова, Г.Нарбута, Д.Бурлюка и других художников – авангардистов начала века.

Лубок нередко использовался как политическое оружие против кого-чего либо.

«Баба Яга дерется с крокодилом» и «Баба Яга и плешивый мужик», в которых на Бабе Яге «чухонское платье» первоначально создавались, по мнению исследователей, как карикатура на Екатерину I, а не менее популярный «Кот Казанский» воспринимался как карикатура на усатого, но безбородого Петра I.

После Революции 1917 года большевики, высоко ценившие роль пропаганды, активно использовали политическую карикатуру. Известными художниками - карикатуристами того времени были: Дени (газета "Правда"), Борис Ефимов (газета "Известия"), Мур (атеистические издания).

Более того, она приобрела функции одного из самых важных институтов политической социализации малограмотного населения как упрощённое средство коммуникации властей с широкими массами. Она яркая, красивая, необычная, острая, смешная, апеллирует к эмоциям, простая - всё, что нужно бывшему крестьянину, чтобы понять столько, сколько ему позволено. Позже Сталин сказал, что «хорошая политическая карикатура должна быть понятна каждому дураку».