Смекни!
smekni.com

«Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей» (стр. 7 из 8)

Изначально в провинциальной датской газете «Jyllands-Posten» были изображены 12 карикатур на пророка Мухаммеда. Они явились иллюстрацией к статье о свободе слова в мусульманском мире. Там говорилось о писателе, создавшем книгу для детей об исламе, и о том, что ни один художник не согласился без сохранения анонимности работать с ним, тк в мусульманском мире изображать Мухаммеда могут только «избранные». После публикации этой статьи с карикатурами, которой стали мультяшные изображения из этой книжки, посыпалась волна недовольств и обвинений. Изначально серия состояла из 12 изображений. Однако через несколько дней, к этим 12, датский имам Ахмад Абу Лабан добавил ещё 3, якобы полученные им от его прихожан. Они же откуда это получили неизвестно.

Первая из них изображала мужчину со свиным пятачком на лице и являлась, по сути, отретушированной фотографией автомеханика из городка Тир-сюр-Бас (Tire-sur-Baise) на юге Франции Жака Марро (Jacques Marrot), победившего в конкурсе «на лучшее хрюканье». Разумеется, конкурс не имел никакого отношения ни к Пророку Мухаммеду, ни к исламу вообще. Вторая представляла собой изображение неясного происхождения, на котором к молящейся мусульманке сзади был добавлен пёс таким образом, что в результате это напоминало зоофилический половой акт. Третья из добавленных Абу Лабаном карикатур сопровождалась надписью по-датски «педофил „пророк Мухаммед“» и её переводом на арабский[18].

Большего издевательства над консервативным мусульманским сообществом трудно себе представить.

Однако многие аналитики осторожно высказывали мнение о том, что это искусственное стравливание европейского христианского мира с восточным мусульманским имеет глубоко – политические причины. Эта шумиха, по мнению западных исследователей, получилась случайно и очень к месту. В этот период к власти в Палестине пришло радикальное движение ХАМАС, среди которого была весьма популярна идея поднять повсеместную международную оборону мусульманского мира от запада, дабы отвлечь внимание от ядерной проблематики. А на Востоке, как мы все знаем, давным-давно орудуют американские политтехнологи, которые очень тонко и не привлекая к себе внимание, манипулируют вот с помощью таких мелочей судьбами стран.

Суд Дании признал авторов не виновными. Согласно постановлению, публикация карикатур не была нацелена на то, чтобы оскорбить последователей ислама, на чем со своей стороны настаивали истцы. Председатель апелляционного суда подчеркнул, что датское правосудие в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека не может ограничивать свободу слова, пока с очевидностью не доказано, что ее использование представляет угрозу общественной безопасности.[19]

В Белоруссии подобные карикатуры были перепечатаны под заголовком «Политический креатив». В результате газета была закрыта, главный редактор приговорён минским городским судом к трём годам усиленного режима за «разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни» по части 1 статьи 130 УК Белоруссии. Этот приговор стал самым жестоким наказанием для участников карикатурного скандала не только в Европе, но и в странах, где ислам является преобладающей религией. Однако потом приговор был смягчён до 3 месяцев.

В России также в ФЗ, в Конституции и др оговорены эти пункты:

Статья 56 данного ФЗ. ("Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет")…

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, рассовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости…

Безусловно, дело очень сложное и запутанное, однако, несмотря на «либеральность» и «демократичность» суда и всяческие подводные камни публикаций, я склонна полагать, что такие темы, как религия, толерантность – не должны являться объектами юмора и сатиры. Бесспорно, Европа является одной из самых атеистичных территорий, но оскорбление и неуважение граждан, являющихся исконно верующими, публичное осмеяние их ценностей я считаю неприемлемым. Это своего рода табу, во всяком случае, в моем миропонимании.

Однако взгляды на мир обычных мирных жителей не приносят денег, а вот ломка подобных стереотипов в рекламе привлекает внимание, смешивает с грязью свои объекты, но приходит к нужному результату, вот и черный пиар.

Сейчас уже с более или менее полной уверенностью можно сказать, что карикатура это одна из наиболее перспективных с точки зрения рекламы и пиара отраслей искусства и она, я думаю, могла бы получить большое распространение как за рубежом, так и в нашей стране.

Сама карикатура в печатной прессе, в силу снижения ее воздействия на потребителя рекламы становится менее эффективной. Остаточные варианты - комиксы - пока будут распространены, хотя обращение к ним теперь более эффективно на доли от 16 до 25 лет.

Однако, наибольшая свобода у карикатуриста – в интернете, Он также ещё официально не признан средством массовой информации, поэтому свободен от цензуры и ограничений, но крайне популярен, даже в больше степени, чем печатный и теле СМИ. К тому же разрабатываются новые технологии, для манипуляции образа.

Морфинг (англ. morphing, трансформация) — технология в компьютерной анимации, визуальный эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой. Используется в игровом и телевизионном кино, в интернет рекламе.[20]

При первом приближении это обычная картинка, когда же наводишь на неё мышку, она трансформируется в другой объект. Это весело, необычно и привлекает внимание. Для карикатуры это весьма эффективно. Также теперь её без проблем можно озвучить и красиво санимировать. Для этого требуется лишь помощь профессионального художника (ресурс которых у нас на сегодняшний день огромен) и помощь программиста.

Это будет весьма полезно при создании специальных юмористических (а порой и сатирических) интернет – ресурсов, где будет предлагаться соответствующая продукция от того или иного кандидата.

Например, на каждое действие - выступление кандидата выпускать соответствующую публикацию на ресурсе. Создать героя – карикатуру на кандидата, чтобы он проводил на сайте экскурсии, например, показывал наиболее интересные репортажи, дурачился, выговаривал наиболее запомнившиеся фразы политика, другими словами развлекал юзеров тд. Например, показывал бы погоду (настроение) в своем избер штабе и в конкурентном. Таких мини - юмористических методов огромное количество. Этот сайт как реклама к его серьезному официальному сайту.

В коммерческой рекламе подобные методы используют уже довольно давно. Например, кампания Google Россия запустила рекламную онлайн-кампанию, основанную на рисунках популярного карикатуриста Андрея Бильжо, известного, в том числе работами в ежедневных газетах и анимационных сюжетах на российском телевидении.

Серия рисунков посвящена знакомству пользователей с основными преимуществами почтовой службы Google – Gmail в веселой и живой форме. Карикатуры с Петровичем и другими персонажами Бильжо, использующими Gmail, демонстрировалась в течение 5 недель на нескольких популярных сайтах, таких как Afisha.ru, Liveinternet.ru, Ljplus.ru. Newsland.ru, Headhunter.ru. И согласно рейтингам повысили посещаемость сайта на 15 %.

Петрович и другие персонажи рисунков Бильжо наглядно продемонстрировали основные преимущества Gmail – спам-фильтр, встроенный чат, поиск по письмам, огромный размер почтового ящика, версия для мобильных устройств и т.д

Заключение

В своей работе я пыталась доказать, что карикатура, как инструмент PR, является эффективным методом привлечения внимания масс. Она налаживает коммуникацию с простым электоратом гораздо эффективнее обычной печатки, играя на тонких струнах чувство юмора, которое есть почти у каждого человека.

Во-первых, учитывая глубокие исторические корни, искусство карикатуры ассоциируется с исконно народным творчеством, которое издавна служит на благо народа, и борется с произволом властей.

Во-вторых, как я уже не раз говорила, смягчает образ кандидата, позволяя ему пробиться сквозь броню предрассудков по поводу политики. (деньги, грязь, криминал), тк маскируется под элементы защиты от них же. Также благодаря своей эстетической функциональности «жизненный цикл» у карикатуры гораздо выше, чем у других агитационных материалов.

В-третьих, карикатура может быть использована одним из методов контр -кампаний, путем доведения абсурдного компромата до абсурдного шаржа на него же. Тот, кто не боится смеяться над собой, более адекватен, он умнее, а значит и сильнее.

В четвертых, с юридической точки зрения, карикатура очень скользкий и неуловимый метод агитации, поэтому лазеек, уловок и бюрократических проволочек здесь огромное количество. А закона, регулирующего её действие как такого нет.