Смекни!
smekni.com

«Карикатура и реклама: поиск взаимосвязей» (стр. 5 из 8)

В медиа-пространстве был организован сайт «другой сайт Сарко», содержащий сатирическую обработку выступлений Саркози. Сделана вырезка из комических моментов его заявлений, и мультипликационные фильм о его избирательной кампании. Естественно создатели не обошли вниманием и Программу Guignol de l'Info на Canal +.Эта национальная телепередача для французов также вошла в любимый контент избирателей, размещенный на сайте.

Источником печатных карикатурных публикаций становится сатирический еженедельник «Cnarlie Ebdeau». Именно там публикуют свои блестящие карикатуры лучшие французские мастера: Топор, Кабю, Волински, Сине. Однако встречаются и те, кто старается придерживаться лояльной позиции к властям, как бессменный Жак Фезан в Фигаро, его карикатуры становятся куда менее яростными. Но таков путь, например, избранный одним из самых известных карикатуристов Франции, Плантю, который уже много лет почти ежедневно публикует свои карикатуры в серьезной газете Монд. Плантю сам признавался, что ему не нравится слишком ядовитая сатира – он взвешивает каждый штрих, предлагая скорее размышление над действительностью, чем злобное издевательство над тем или иным персонажем или его поступком. Таким образом, смягчая его образ в глазах читателей.

Впрочем, политики приучаются к идее, что с сатирой нужно уживаться. Дошло до того, что несколько лет назад тогдашний председатель Национального собрания Франции Жан-Луи Дебре предложил ряду известных карикатуристов выставить сатирические портреты политиков в Музее парламента в Версале. Демократический жест Дебре, наверное, заставил бы Домье перевернуться в могиле, но в современной Франции это становится правилом игры.

В Америке же смеховое сопровождение предвыборной кампании также не редкость. Карикатуристические мультфильмы (Симпсоны,South Park), нередко освещают политические вопросы, включая в число персонажей политических деятелей. Они покрывают в основном юношескую аудиторию, которые политикой особо не интересуются, но являются потенциальным электоратом в будущем.

За последние годы на американском телевидении юмор заменил - и во многом улучшил - новости. Все больше зрителей в возрасте узнают о политических новостях из сатирической программы The Daily Show- кукольная карикатура на новостные выпуски. Во многом именно они формируют теперь общественное мнение. И все профессиональные PR агентства это знают. Первым кандидатом в президенты, снизошедшим до появления в развлекательной программе, стал Ричард Никсон, заглянувший с одной репликой на скетч-шоу Laugh-In в 1968 году. И был лишь первенцем. Теперь считается плохим тоном не появится в подобной передаче перед выборам. Электорат сразу смекнет, что кандидат не уверен в своих силах, либо слишком скрытен и проголосует за оппонента. Политики охотно принимают участие в съемках этой программы: та же Пэйлин, вслед за Обамой и Хиллари Клинтон, в ходе предвыборной гонки нанесла визит в студию - ничего остроумного она не произнесла, но сам факт ее присутствия расценили как намек на чувство юмора. Если учесть, что SNL - это все-таки программа-долгожитель, которую смотрят семьями, даже такая легкая сатира имеет большое влияние на аудиторию.

Печатная продукция здесь также производится на очень высоком уровне.

Из PR– сопровождений выборов США:

На Маккейна: "Его челюсть выдается далеко вперед ... это «гнев - барометр». В ходе прений, когда он бросает вызов сопернику, он прикусывает губу и опускает челюсть резко вниз. И вы знаете, что он действительно хочет сделать, это зайти на трибуну рядом, с ядовитым намеком на кого-то. ... У него голова как сжатый кулак, и она расширяется с каждым годом... Его маленькие, темные глаза бдительны и настороженны. Улыбается ли, говорит ли, он всегда скалит зубы, похожие на клыки... Они выглядят как оружие".

Обама же, наоборот, на современных карикатурах – «супермен - молодой, чернокожий, прогрессивный и очень привлекательный", - говорит британский карикатурист Энди Дейви. Придётся немало постараться, чтобы найти карикатуру на современного Президента США в неприглядном виде.

В честь первых 3 месяцев в кресле Президента, Бараку Обаме была подарена Выставка карикатур на него же самого, открытая в Галерее политической карикатуры в Лондоне. В экспозиции представлены шаржи на Обаму в его бытность кандидатом в президенты от демократов, а также карикатуры на нового лидера во время первых трех месяцев в Белом доме. Одна из хитов экспозиции, даже получила престижнейшую Пулитцеровскую премию в своей номинации.

"Создается ощущение, - говорит Бенсон, - что Буш, по мнению многих, был антихристом, а Обама слывет почти ангелом, который пришел спасти брошенный в совершенном хаосе мир[13]

Несмотря на тотальное помешательство на этом человеке, как символе счастливого будущего, спасителе - супермене, есть и те, кто к политике президента и ему самому относятся достаточно критично. Но, как говорит Тед Ралл, в Соединенных Штатах Америки отношение к новому президенту в большинстве случаев похоже на настоящий "культ личности". Все его любят, и карикатуристы этому только способствуют, предоставляя Обаме возможность еще раз порадовать своих избирателей, теперь уже собственными карикатурами. Вход, между прочим, в юбилейный день был бесплатный.

В Европе и Америке изобразить кандидата в пародийной манере - это искусство, на котором зарабатывают, как белым, так и черным способом немалые деньги, это коммерческое искусство художественного преподнесения информации, - это PR нового-старого образца.

Врубель же (известный российский карикатурист Новой газеты) и я вслед за ним утверждаем, что карикатура - это перспективный метод налаживания прямой коммуникации именно с людьми, а не с безликой серой массой, которую можно убедить, строя воздушные замки.

Ведь в первую очередь, она снимает напряжение, способствует психологической разрядке. И превращает оплошность кандидата в нелепицу, шутку. Если у кандидата есть тёмное пятно в биографии, либо многие пункты его программы не пользуются особой популярностью среди населения, предвыборный штаб может выпустить ряд карикатурных плакатов, чтобы за юмористической ноткой отвлечь внимание от промаха.

C моей точки зрения, юмор в данном случае позволяет «пробиться» к избирателю. Политика – и особенно в последнее время - одна из тех сфер, от которой индивид желает отгородиться, защититься. Политика - это грязь, деньги, криминал, популизм. Воздействие материалов юмористического характера, несущих информационные ресурсы избирательной кампании, сходно с поведением компьютерного вируса – они пробивают защиту и проникают в сознание, потому что маскируются под элементы защиты.

Другими словами согласно стереотипам, карикатура чаще представляет собой продукт жизнедеятельности гражданского общества или его предвестников. Следуя этому стереотипу, избиратели бессознательно обращают внимание на забавную картинку и по исторической традиции народного происхождения верят ей, тк она создана народом и для народа.

Во время трансляции телепередачи, посвящённой теме карикатуры во власти, о которой я говорила ещё в начале, звонили обычные люди из Москвы и регионов и говорили, что карикатура нужна, карикатура – это модное сейчас Ретро и тд…

Я считаю, что карикатура – это как перец в супе. Наша политическая элита боится карикатуры, потому что, наверное, заслуженно она этого боится. Но мы не видим их с обратной стороны, а карикатура дает нам обратную сторону их деятельности. Хотелось бы видеть карикатуру, однозначно. [14]

Насмешка над собой востребована в такой же степени, как и насмешка над оппонентом. Не говоря уже о профилактике ожидаемого компромата через его «уценку» или доведение до абсурда, с помощью самоиронии можно произвести тонкую настройку и коррекцию своей собственной кампании, можно, цитируя Умберто Эко, «вынуть пробку», но самому, не прибегая к посторонней помощи. Такое поведение укрепляет позиции кандидата в глазах избирателей. Тот, кто не боится смеяться над собой, более адекватен, он умнее, а значит и сильнее. Подобно Де Голлю просто пойти на компромисс с собственным Я, ради того, чтобы получить желаемое.

У карикатуры – большие перспективы, но ей могут предстоять и большие битвы, как показывает гигантский скандал вокруг датских карикатур на пророка Мухаммеда, и недавние карикатуры на теракты в Москве и гибель Президента Качинского. Художники карикатуристы повсеместно являются оппозиционерами и всячески пытаются привлечь к себе внимание, даже нарушая привычные этические и юридические нормы.

2.2 Этические и юридические аспекты использования карикатуры.

Карикатура, как жанр особо спорный и «острый язык», уже давно является центром особых дискуссий, как этического, так и юридического плана. С точки зрения профессионального пиарщика, по данному признаку карикатуру можно отнести, как к чёрному, к серому, так и к белому пиару.

Например, по мнению автора книги «Черный PR» как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера», к белым пиар – технологиям можно отнести, всё то, что находится в рамках действующего законодательства и соответствует сложившимся нравственным и этическим нормам. Предложенная мной и уже использованная Де - Голлем – выставка карикатур на самого себя. О серых технологиях говорить уже сложнее, он вроде уже и не «белый», но еще и не совсем «черный». Законодательство не нарушается, а вот с морально непонятно: вроде противоречит, а вроде и нет. Юмористическая карикатура в поддержку - Календарь «12 настроений Путина». До сих пор не понятны истинные причины создания. «Черной» PR деятельность становиться в том случае, когда ее целью является распространение лжи и клеветы в адрес конкурентов, причем не от своего имени, а от имени тех самых конкурентов.