Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Томск 2009 ббк 73. 3(0)я73 Печатается по решению (стр. 12 из 14)

Контрольные вопросы

1. Каковы предпосылки и условия зарождения квантовой теории?

2. В каких пределах применяется квантовая теория в современной физике?

Дополнительная литература

  1. Жданов, Л.С., Жданов, Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений [Текст] / Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов. – М., 1987. – С. 330-332.
  2. Кириллова, Е.Н. Физика ядра и элементарных частиц [Текст]: Курс лекций / Е.Н. Кириллова. – Томск, 2006. – С. 5, 37-43.
  3. Трофимова, Т.И. Краткий курс физики [Текст]: Учеб. пособие для вузов. – М., 2006. – С. 194-321.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент_Майкельсона-Морли.

2.15. Неклассические концепции в гуманитарных науках

Смысл морфологического подхода к культуре О. Шпенглера.

О. Шпенглер (1880-1936) – немецкий историк и культуролог, внесший значительный вклад в становление неклассической гуманитарной науки.

Основные работы: «Закат Европы» (1918-1922), «Пруссачество и социализм» (1920), «Человек и техника» (1931) и другие.

Концепция развития бытия культуры на основе нелинейного представления общественно-исторического развития, противопоставленного миру природы.

Методологические основания культурно-исторической концепции О. Шпенглера:

  1. опора на совокупность образов (наглядных картин), выделение многообразия символов (прафеноменов) в базисе культуры общества;
  2. ориентация в целом на плоды глубинного переживания исторического процесса как динамики взаимодействия образов «ставшего» (природы как системы законов функционирования материального мира, - это основа мировоззрения Парменида, Р. Декарта, И. Ньютона) и «становящегося» (истории как ситуации смены символических отображений действительности, - это фундамент мировосприятия Платона, И. Гёте, Л. Бетховена);
  3. идея циклической замкнутости как модель представления регионов культурно-исторического развития:

3.1. индийского;

3.2. египетского;

3.3. американского (индейского);

3.4. античного (аполлонического);

3.5. арабского (магического);

3.6. западного (фаустовского);

3.7. российско-сибирского.

Обобщенная динамика локальных культур:

  1. первобытный этап (догосударственный, дополитический);
  2. ранний период (появление сословий: знати и жречества);
  3. поздняя эпоха (доминирование городской жизни над сельским укладом):

3.1. возникновение цивилизации («мировых городов» как центров империй, активизация деятельности масс населения как фактор развития общества);

3.2. распад и гибель имперских систем, возвращение на догосударственный уровень развития.

О. Шпенглер выделяет ключевую роль математики в понимании специфики отдельных культур:

  1. геометризм начального периода любой культуры;
  2. спецификации понимания числа в ходе развития культуры, в частности:

2.1. в аполлонической культуре число суть мера, выраженная гармония пропорций телесности, служащая для качественных способов познания мира;

2.2. в фаустовской культуре число есть часть формальной системы записи отношений между абстрактными величинами (вес, масса, скорость, время и др.), характеризующими количественные параметры протяженности и длительность пребывания предметов в действительности;

  1. различия в понимании числа как основа дистанции отдельных циклов культурно-исторического развития.

В целом смыслом морфологического подхода к культуре является:

  1. попытка обоснования культурологии как автономного направления исследований (в частности, опора на подходы, свойственные описательной биологии, но относительная независимость от миропонимания, характерного для экспериментальной физики);
  2. введение в рамки познания мира культурных связей и отношений принципов нелинейности (многовариантности) и относительности.

Значение понятия исторического априори в археологии гуманитарного знания М. Фуко.

М. (П.-М.) Фуко (1926-1984) – французский теоретик культуры, историк и философ.

М. Фуко является создателем одной первых во Франции кафедр психоанализа. В профессиональном отношении М. Фуко сотрудничал с университетами г. Лилля и Высшей нормальной школой (Эколь Нормаль, г. Париж, 1951-1955), работал в Тунисском и Венсенском университетах (1967-1968), а также в Коллеж де Франс (1970-1984).

Основные сочинения: «Душевная болезнь и личность» (1954; книга переиздана в 1962 году как «Душевная болезнь и психология»); «История безумия в классическую эпоху» (1961); «Рождение клиники» (1963); «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966); «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975) и другие.

Основная проблема, которой занимается М. Фуко – это коренное переосмысление вопросов взаимных отношений элементов системы: субъект–познание–мир.

Главные результаты, полученные М. Фуко:

  1. применение языка и текста в качестве метафорических обозначений универсального принципа, позволяющего раскрыть смысл культурных явлений, которые с классической точки зрения представляются предельно отчужденными: смерти, безумия, преступления и других;
  2. выделение знаковых структур, задающих бессознательные способы понимания действительности: исторические априори или «эпистемы», характеризующие эпохи Возрождения(15-16 в.в.), период Классицизма (17-18 в.в.) и Современность (к. 18-20 в.в.; специфика эпистем как особого отношения Слова и Вещи в виде:

2.1. отождествления;

2.2. противопоставления;

2.3. схематизации.

  1. выдвижение проекта новой антропологии в качестве учения о человеке как целостном существе, взятом во всех проявлениях его пребывания в бытии, а не только в качестве телесного образования.

Принципы грамматологии Ж. Деррида.

Ж. Деррида (1930-2004) – французский теоретик постмодернизма, литературовед и культуролог, интеллектуальный лидер Парижской школы (1980 – 1990е), преподаватель Сорбонны, Высшей Нормальной школы, Высшей школы социальных исследований (г. Париж), создатель Группы исследований в области философского образования, один из инициаторов Международного философского колледжа (1983).

Основные работы: «О грамматологии» (1967), «Голос и феномен» (1967), «Письмо и различие» (1967) и другие.

Основные достижения Ж. Деррида в области неклассических гуманитарных дисциплин:

  1. обоснование метода деконструкции;
  2. выдвижение проекта грамматологии как общей науки о письме;
  3. разработка тезиса о текстовой природе культуры:

3.1. введение идеи «письма до письма» (зависимости знака от установок практики его создания);

3.2. применение метафорических способов для интерпретации социальной действительности (в особенности понятия «туземцы книги»).

Контрольные вопросы

1. В чем смысл морфологического подхода к культуре О. Шпенглера?

2. Раскройте значение понятия исторического априори в археологии гуманитарного знания М. Фуко.

3. Каковы принципы грамматологии Ж. Деррида?

Дополнительная литература

1. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 307-309.

2. Философия: В 2 ч. Ч. 2. Современный курс философии [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2005. – С. 133-135.

3. Куликов, С.Б. Вопросы становление предметной и проблемной области философии науки [Текст] / С.Б. Куликов. – Томск, 2005. – С. 56-57; 111-112.

2.16. Общие перспективы развития науки

Структура, функции и динамика науки в истории.

Структура научного знания (традиционная модель), элементами которой выступает:

  1. дифференциация и специализация отдельных отраслей знания;
  2. относительно строгое деление на сферу естествознания и блок социально-гуманитарных направлений по:

2.1. предмету: «науки о природе» и «науки о духе» (В. Дильтей);

2.2. методу: «номотетические» и «идеографические» науки (В. Виндельбанд, Г. Риккерт);

2.3. отношению к объекту исследования: естественные, технические, гуманитарные, логико-математические науки.

Функции науки:

1. описательная (подразумевает выявление наиболее существенных свойств, связей и отношений в рамках действительности);

2. систематизирующая (включает разделение описанного по классам и категориям);

3. объяснительная (предполагает систематическое раскрытие сущности исследуемого объекта с точки зрения причин его возникновения и развития);

4. технологическая (ориентирует науку на возможность применения знаний в производстве и в отношении управления социумом);

5. прогностическая (связана с задачей предсказания новых открытий на базе имеющихся теория и создания новых теоретических положений, а также рекомендаций их применения);

6. мировоззренческая (создание последовательной и непротиворечивой картины мира на основе достоверных знаний; обусловливает рациональное освоение действительности человеком).