Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Томск 2009 ббк 73. 3(0)я73 Печатается по решению (стр. 7 из 14)

Уже в 19 лет (т.е. в 1583 году) Г. Галилей начинает прибегать к экспериментам, тем самым расходится с общепринятыми на его время представлениями, и выявляет, в частности, независимость периода малых качаний маятника от величины размахов.

Особое внимание Г. Галилей обращает на математические средства познания и слушает курс лекций у известного ученого 16 века Матео Риччи, преподавателя математики при великом герцоге Тосканы. М. Риччи привлекает внимание Г. Галилея к работам Эвклида (4 в. до н.э.); в дальнейшем Г. Галилей самостоятельно знакомится с трудами Архимеда (3 в. до н. э.). Первое значительное достижение Г. Галилея, а именно изобретение им гидростатических весов было сделано под влиянием изысканий Архимеда.

Основные этапы профессионального роста Г. Галилея:

1. профессорское место в Пизанском университете (1589);

2. работа на кафедре математики Падуанского университета (1592-1610).

Основные результаты научных исследований Г. Галилея.

Основные труды Г. Галилея: «Звездный вестник» (1610), «О солнечных пятнах» (1613), «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» (1638).

Помимо упомянутых ранее гидростатических весов, использовавшихся для определения состава металлических сплавов, необходимо отметить следующие открытия Г. Галилея (по двум направлениям, а именно в рамках астрономии и механики):

  1. астрономия (использование самодельных (с 3-х и 32-х кратным увеличением) телескопов в ходе наблюдений за небесными телами (с 1609 года)):

1.1. открытие гор на Луне;

1.2. определение размеров звезд и расстояний до них;

1.3. обнаружение пятен на Солнце;

1.4. открытие фаз Венеры;

1.5. выявление четырех спутников Юпитера и колец Сатурна.

  1. механика (наиболее существенные открытия):

2.1. раскрытие принципа относительности движения;

2.2. закон свободного падения тел.

В своих исследованиях Г. Галилей активно использует подход на базе так называемого «резолютивного наблюдения», которое включает:

1. серии однородных опытов;

2. использование аналитического метода для интерпретации отдельных серий;

3. обобщение результатов (формулировка «резолюции»).

Конфликт с церковью.

Публикация сочинения «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» (1633) порождает привлечение Г. Галилея к суду Инквизиции. В ходе суда Г. Галилей публично отрекается от своих научных взглядов (в частности от идеи о вращении Земли).

Несмотря на особенности личной судьбы, в историю науки Г. Галилей входит как один из основоположников физико-математического естествознания. Он вносит важный вклад в развитие классической механики в результате:

1. выдвижения тезиса о всеобщем характере законов механики в природе;

2. предложения количественных методов как основы научных исследований.

Во многом под влиянием методологии Г. Галилея естествоиспытательская линия становится доминирующей в науке Нового времени, зарождающейся в 17 веке.

Контрольные вопросы

1. Какие общие биографические сведения имеются в источниках о Г. Галилее?

2. В чем значение результатов научных исследований Г. Галилея?

Дополнительная литература

1. Бобылев, Д.К. Курс аналитической механики [Текст] / Д.К. Бобылев. – СПб., 1880-1883.

2. Арсланов, В.Г. и др. Краткая история философии [Текст] / В.Г. Арсланов и др. – М., 2002. – С. 258-265.

3. Философия: В 2 ч. Ч. 1. Историческое развитие философии. Основные направления и школы [Текст] / А.А. Степанов, Л.С. Сысоева и др. – Томск, 2004. – С. 102-103.

2.8. основные черты науки Нового времени

Общие характеристики и закономерности развития науки в Новое время.

Наука Нового времени (в период сер. 17 – н. 18 в.в.) отличается следующими признаками:

  1. институциональная структура организации научно-исследовательского процесса (учреждение Лондонского Королевского общества в 60-е годы XVII века в Англии), которая подразумевает, согласно исследованиям некоторых современных специалистов (Г.В. Кораблева, Г.В. Осипов и др.):

1.1. строгое разделение ролевых функций и сфер компетенции членов коллектива, опора на нормативно-правововую базу;

1.2. наличие неформальных норм и правил поведения, ориентация сообщества на традиции, корпоративную этику.

  1. естествоиспытательская линия исследований как образец научности, предполагающая особую роль наблюдения и эксперимента в практике научного познания (эксперимент, согласно определению современных исследователей (например, Ф.Ф. Тягунова), - это проверка истинности выдвигаемой гипотезы, научно обоснованного предположения о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления, на разных этапах включающего констатацию факта, преобразование ситуации, согласно следствиям сделанного допущения, и контроль над ходом преобразования при соотнесении предположительных и фактических результатов);
  2. возникновение и распространение концепции рационального господства человека над природой;
  3. научно-технический прогресс как основание общественной жизни;
  4. социальный утопизм (создание идеальных образов общественно-политического устройства).

Основоположники идеалов научности Нового времени.

Ф. Бэкон (1561-1626) – английский мыслитель, родоначальник английского эмпиризма. Лорд-канцлер при короле Якове I.

Основные труды: «Новый органон» (1620), «Новая Атлантида» (опубликована посмертно в 1627 году).

Являясь сторонником теории двойственной истины (параллелизма истин веры и истин разума), Ф. Бэкон старается разграничивать функции науки и религии. В собственно научном плане Ф. Бэкон активно разрабатывает неаристотелевскую методологию, предлагая заместить формальную логику экспериментально-индуктивным методом. Для этого необходимо очистить разум от совокупности предрассудков («идолов»), которые затрудняют точное познание природы и общества:

  1. «идолы рода» (субъективные свидетельства органов чувств и ошибки разума в виде пустых абстракций, ложных целеполаганий и др.)
  2. «идолы пещеры» (обусловлены индивидуальными особенностями людей по их физическим и душевным качествам, равно как ограничениями личного опыта);
  3. «идолы рынка», или «идолы площади» (социальные предрассудки);
  4. «идолы театра» (отсутствие критики авторитетов).

Ф. Бэкон предлагает особую классификацию наук и на основании деления познавательных способностей подразделяет все науки на исторические, поэтические и философские. В частности:

  1. история – это знание, которое опирается на память и делится на:

1.1. естественную;

1.2. гражданскую (политическую).

  1. поэзия основана на воображении;
  2. философия опирается на рассудок и делится на:

3.1. естественную (в свою очередь распадается на теоретическую и практическую);

3.2. божественную (естественная теология);

3.3. человеческую (мораль и общество).

Ставя целью широкое преобразование науки, Ф. Бэкон впервые предлагает образ социально институционализированной науки и в утопии «Новая Атлантида» предвосхищает идею Академии наук, описывая некий «Дом Соломона» как правящий центр идеального общества (в реальности первая Академия создана в 60-е годы 17 в. в виде Лондонского Королевского общества).

Р. Декарт (1596-1650) – один из основоположников французского рационализма в Новое время. Автор работ по математике, физике, физиологии.

Основные труды: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления (Размышления о первой философии...)» (1641), «Начала философии» (1644), «Страсти души» (1649) и другие.

Основное направление исследований Р. Декарта – поиск прочной основы системы научного знания. Р. Декарт критикует традиционные представления (в частности, идеи Аристотеля и схоластов) и обращается к области самопознания человека как сферы наиболее достоверного знания.

Метод Р. Декарта – методическое сомнение, которое включает 4 компонента:

  1. сомнение в ясности идеи о каком-либо явлении;
  2. анализ явления, выделение в нем более простых компонентов;
  3. достижение ясности представления каждого из компонентов (в случае неясности некоторых из них процедура анализа продолжается);
  4. воссоздание первоначальной идеи явления посредством соединения проясненных элементов в единое целое.

Для научного знания наиболее достоверным (при возможности усомниться в опытных данных, существовании внешнего мира и даже законах математики) оказывается опора на фиксацию самого процесса сомнения, обусловливающего необходимость существования того, кто сомневается. Отсюда формула: Cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую).

Возможность существования не только того, кто сомневается, но и мира в целом, согласно Р. Декарту, раскрывается посредством причастности мышления (сознания) отдельных людей к Божественному Разуму.

С этой точки зрения весь мир представляется сочетанием и взаимодействием двух субстанций или предельных начал:

  1. мысль (мыслящая субстанция);
  2. протяженность (протяженная субстанция).

Работы Ф. Бэкона и Р. Декарта, заложивших основы эмпиризма и рационализма Нового времени, породили в дальнейшем дискуссию, ярчайшими представителями которой выступают Б. Спиноза (последователь Р. Декарта) и Дж. Локк (сторонник Ф. Бэкона).

Но для развития науки труды Ф. Бэкона и Р. Декарта значимы ещё в одном аспекте. Данные авторы по сути установили границы общей применимости научного знания и его главную перспективу: исследовать природу экспериментальными методами, в то же время привлекая сугубо рациональные подходы. В частности, осознание целесообразности привлечения чисто рациональных методов привело в Новое время к использованию в физике формальных (математических) способов познания (это также было продолжением традиций Н. Кузанского, Г. Галилея и других ученых эпохи Возрождения). В исследованиях основ механики И. Ньютоном данный способ познания обнаруживает свое классическое воплощение и систематический вид. В работах И. Канта эти же предпосылки реализовались в системе критической философии.