Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Томск 2009 ббк 73. 3(0)я73 Печатается по решению (стр. 4 из 14)

1. дескриптивный метод (историография науки, в частности, по А. Койре);

2. феноменолого-герменевтический метод (анализ общей идеи науки как феномена жизненного мира Э. Гуссерлем и Г-Г. Гадамером);

3. метод моделирования (модели развития науки М. Шлика, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда).

Контрольные вопросы

1. В чем заключены общие цели и задачи истории науки?

2. Каковы общие характеристики науки как культурно-исторического явления?

3. С помощью каких методов выполняются исторические исследования науки?

Дополнительная литература

1. Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») [Тескт] / Г.-Г. Гадамер. – СПб., 2000. – С. 39-82.

2. Кун, Т. Структура научных революций [Тест] / Т. Кун. – М., 2002. – С. 9-268.

3. Лакатос, И. Фальсификация и методология исследовательских программ [Текст] / Кун Т. Структура научных революций. – М., 2002. – С. 269-453.

4. Шлик, М. Поворот в философии [Текст] / М. Шлик и др. Аналитическая философия: Избранные тексты. – М., 1993. – С. 28-33.

2.2. Предпосылки возникновения науки

Наука и мифология. Наука и магия.

Мифология как исторический предшественник науки.

Основные исследователи мифов и мифологических систем: Ф.В. Шеллинг, Э. Кассирер, М. Элиаде, Р. Барт, К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев и др.

Обобщенные признаки мифологического сознания:

1. анимизм;

2. синкретизм;

3. антропоморфизм;

4. аналогизм;

5. символизм;

6. традиционализм;

7. магизм.

Зарождение науки в условиях кризиса мифологического сознания и в рамках критики традиционной мифологии. Философия как протонаука.

Предпосылки возникновения научно-философских исследований:

1. развитие технологий;

2. усложнение общественного устройства;

3. выделение в древних обществах социальных групп, не занятых постоянным физическим трудом.

Мифологические сказания как отправная точка научно-философских исследований: первоначальное сохранение содержания (мифологических образов и идей) с практически полной заменой формы рассуждения (ориентация на логику и разум, а не веру и эмоции).

Существенные признаки научного сознания:

  1. в период отождествления науки с философией (6 в. до н.э. – 17 в. н.э):

1.1. рационализм;

1.2. рефлексивность;

1.3. универсализм.

  1. в эпоху зарождения современной естествоиспытательской науки (ок. 17 в. н.э.):

2.1. объективизм;

2.2. аналитизм;

2.3. натурализм;

2.4. формализм;

2.5. униморфизм;

2.6. ориентация на инновации;

2.7. технологизм.

Отличительные признаки технологии как продукта научного исследования от магии, производной от мифологических форм отношения к действительности:

технология магия
прагматизм (ориентация на общую эффективность или действенность (от греч. pragma – дело, действие)) утилитаризм (деятельность, в основе которой лежит материальный расчет, стремление из всего извлекать выгоду)
схематизм (опора на общие способы представления, разъясняющие принципы работы некоторого устройства, типичные способы его применения) господство принципа подобия (направленность на поиск сходства в каком-либо отношении между явлениями, предметами, конкретность вариантов применения магических формул)
опосредованность применения (установка на управление средством воздействия) непосредственность применения (направленность на контроль над объектом воздействия)

Примеры: технология сотовой телефонной связи и магические ритуалы культа Вуду.

Система знаний в древних обществах.

Знания в древних обществах как стадия преднауки по отношению к становлению научного познания в целом.

Признаки преднауки:

1. схематизм практических действий как главное направление исследований;

2. моделирование изменения объектов, включенных в практическую деятельность;

3. замещение реальных объектов в познании идеальными образованиями, построение первичных абстракций;

4. возможность предсказания состояний и поведения изучаемых объектов.

Социальные характеристики преднаучного знания:

1. сакрализация знания;

2. хранение знаний в тайне;

3. относительно узкий круг посвященных.

Примеры:

Астрономические знания в Древнем Вавилоне.

Первые упоминания о проведении астрономических наблюдений относятся к 19-16 вв. до н.э. (содержит правила предсказания, основанные на небесных и атмосферных явлениях). Древние вавилоняне не интересуются судьбами отдельных личностей (исключение составляют правители). Предсказания в глубокой древности основываются на наблюдаемых астрономических явлениях. Более практичный по направлению вид принимают исследования 7-6 вв. до н.э. Небесные тела изучаются с целью составления личных гороскопов, т.е. предсказаний личной судьбы отдельных людей на основе перемещения Луны, Солнца и других планет и звезд.

Геометрические знания древних египтян. Геометрические фигуры здесь – модели земельных участков. Операции разметки участка осуществляются с помощью мерной веревки. Веревка закрепляется на конце при помощи колышков. Это позволяет проводить дуги на поверхности. Такие способы измерения схематизируются в Древнем Египте, выступая основой построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Такая деятельность послужила почвой для возведения пирамид, организации и выполнения ирригационных работ в дельте Нила.

Натурфилософские знания в Древней Греции.

Первичные абстракции для обобщенного представления природных процессов (проблема «архе» (первоначала)). Фалес (к. 7-сер. 6 в.в. до н.э.): вода как основа мироздания. Гераклит (сер. 6 – сер. 5 в.в. до н.э.): в фундаменте мира – процесс (выражается в виде «первородного огня»). Левкипп и Демокрит (5 в. н.э.): теория атомов, мельчайших частиц вещества, из которых составлены материальные вещи. Пифагор, Платон, Аристотель (5-4 в.в. до н.э.): логико-математические основы реальности; мир как:

1. Гармония и Число (Пифагор);

2. воплощение вечных Идей или Эйдосов (Платон);

3. реализация природной формы в движении (развитии, перемещении, возникновении/уничтожении и т.д.) материальных явлений (Аристотель).

Разработки Архимеда (3 в. до н.э.), основанные на физических опытах и математических расчетах: установление равенства объема погруженного в жидкость тела и объема вытесненной этими телами жидкости; открытие принципа винтового вращения и др.

Контрольные вопросы

1. В чем принципиальные отличия науки и мифологии?

2. Какова система знаний в древних обществах?

Дополнительная литература

1. Койре, А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий [Текст] / А. Койре. – М., 1985.

2. Рабинович, В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры [Текст] / Рабинович. – М., 1979.

3. Томпсон, М. История науки / М. Томпсон. Философия науки. – М., 2003. – С. 18-24.

2.3. Исторические особенности средневековой науки

Значение христианства в развитии средневековой научности

Хронологические рамки Средневековья. Формальными датами начала Средних веков обычно признают:

1. перенос столицы Римской империи в Константинополь в 330 г. н.э.;

2. раздел Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. н.э.;

3. разграбление Рима варварскими племенами под предводительством Алариха в 410 г. н.э.;

4. окончательное падение Рима и гибель последнего римского императора, малолетнего Ромула Августула в 476 г. н.э.

Общая стандартная периодизация эпохи Средневековья – 5-15 вв. н. э.

Вопрос о начале эпохи Средневековья чрезвычайно важен для истории науки. Например, известный исследователь Ю.А. Шичалин связывает это с моментом появления канонических текстов Евангелия в начале 2 в. н. э.

Основные этапы становления средневековой христианской научности, в рамках которой ведущими являются теологические исследования.

1 этап средневековой христианской науки – патристика (2-8 вв.). Он подразделяется на следующие периоды:

1. апологетическая патристика (Юстин Философ, Татиан, Тертуллиан и др.), в рамках которой христианские идеи отстаивались в споре с гностицизмом 2 в. (представители: Василид, Валентин, Маркион);

2. систематическая патристика (Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Великий; Василий Великий, Григорий Назианзин; Григорий Нисский, Аврелий Августин), в рамках которой наука (в данном случае философская наука) – это подготовительное учение, пролагающее и выравнивающее путь к Христу.

Основные проблемы систематической патристики:

1. споры о статусе Святой Троицы и внутренних отношениях в её пределах;

2. полемика о характере сочетания человеческой и божественной природы во Христе;

3. борьба с арианством (от Арий), отстаивавшим концепцию подобосущия (Бог-Сын имеет другую сущность и является лишь образом Бога-Отца).

2 этап средневековой науки – схоластика (с 9-го (а по некоторым оценкам даже с конца 6-го (с работ Северина Боэция)) по 14 в.в.).

В это время исследователи обращаются к рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных (религиозных) предметов.

Основные представители:

Иоанн Скот Эриугена (9 в.), труды которого, правда, были осуждены Церковью («О разделении природы», «О Божественном предопределении» и др.); Ансельм Кентерберийский (11 в.); Петр Абеляр (12 в.); Фома Аквинский (13 в.).

Основные проблемы:

1. доказательство бытия Божия (на базе опыта и разума (Ансельм), на основе метода аналогии (от наличия движения к неподвижному перводвигателю; от причинности к первопричине; от случайности к необходимости; от относительных степеней совершенства к абсолютной, через необходимость цели у всего существующего (Фома Аквинский));

2. соотношение веры и разума (вера выше/ниже разума: Августин, Ансельм Кентерберийский (вера выше) и Петр Абеляр (разум выше веры), либо же вера гармонизирована с разумом (Аквинат);