Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов (стр. 4 из 26)

4. Беседы об искусстве. М., 1995. Кн. 1-2

5. Виды и жанры искусства. М., 1989.

6. Выготский Л.С. Психология искусства-М.,1967

7. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Очерки. М., 1975. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1964-1969.

8. Степаков Г. В. Взаимодействие видов искусства. М., 1983.

9. Этика и эстетика. Киев, 1990.

Основные термины и понятия: художественный образ, вкус,вернисаж, художественная деятельность, эстетика, эстетические категории, перфоманс, жанр и виды изобразительного искусства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие наиболее известные теории искусства в XIX—XX вв. вы
могли бы вкратце охарактеризовать?

2. В чем заключаются некоторые наиболее общие закономерности
развития и существования искусства?

3. Как соотносится и взаимодействует искусство с религией? С
нравственностью? С политикой?

4. Какие последствия для искусства имела научно-техническая ре­волюция?

5. Какие виды искусства относятся к “пространственным” или
“временным” и насколько оправданна подобная классификация?

6. Какие виды искусства обычно выделяются в современных клас­сификациях?

7. Охарактеризуйте вкратце каждый из известных вам видов искусства.

8. Что такое жанр в искусстве?

9. Что такое направление, течение и стиль в искусстве?

10. Какие общепризнанные направления, течения и стили в миро­вом искусстве вы могли бы перечислить и вкратце охарактеризовать?

11. Каковы, с вашей точки зрения, основные причины и симптомы резких изменений в искусстве XX в.?

12. Что такое “модернизм”, какие факторы лежат в основе его эсте­
тики и в чем его отличительные черты?

13. Как вы понимаете проблему “дегуманизации” в искусстве и кто из ученых впервые сформулировал ее?

14. Какие наиболее известные модернистские школы и течения Вы
знаете и в чем состоят их особенности?

· Темы для творческой работы:

1.Пейзажная живопись Средневекого Китая .

2.Тема природы в изобразительном искусстве Японии:

-садово-парковое искусство;

-дизайн интерьера;

-флореальное искусство: икебана, бансаи.

Тема№7 : Религиозные системы как сферы продуцирования и бытования культурных ценностей.

Темы докладов:

1. Культура и различные типы религии.

2.Понятие мифа. Специфика мифологического сознания.

3.Религия и нравственность

4.Религия и искусство

5.Генезис и значение религии в культурном развитии человечества.

Литература:

1. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998.

2. Религии народов современной России (словарь). М., 1999.

3. Вольтер. Бог и люди: В 2 т. М., 1961.

4. Гуревич. П. С. Культурология. М., 1994. С. 170-181.

5. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. С. 22—157.

6. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994. С. 165—201.

7. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

8. Лукач И. Пути богов. М., 1984.

9. Религия и общество: В 2. Т. М., 1994.

10. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 460-492.

11. Социокультурная роль религии//Мир философии. М., 1991..Ч. II. С. 375-403.

12. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986. С. 92—132; 187

13. Яблоков И. Н. Основы теоретического религиоведения. М.,1987

14. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1983.

15. Гече Г. Библейские истории. — М., 1989. — С. 139-200.

16. Косидовский 3. Библейские сказания. — М., 1975. — С. 8-39.

17. Мень А. Сын человеческий. — М., 1991.

18. Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса. — М., 1991.

19. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — М., 1965.

20. Фрезер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. — М., 1985.

Основные термины и понятия: пантеизм, монотеизм, политеизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, табу, шаманизм, религиозное сознание, религиозная практика, откровение, боговоплощение, искупление, атеизм, деноминация, секта, церковь, культ, ритуал.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют способы познания мира? Можно ли считать религию одним из них и по­чему?

2. По каким признакам можно определить рели­гиозную принадлежность человека? Назовите эле­менты религиозного сознания и подробно их охарактеризуйте.

3. Расскажите о культах тотемов, фетишей, жре­ческом культе, шаманском. Сохранились ли эти культы в современности? Как отличаются культы развитых религий от культов древних культур? Проведите сопоставление.

4. Назовите наиболее крупных представителей мировой философ­ской и научной мысли, критически относившихся к религии.

5. В чем заключались особенности отношения к религии у Ибн-Рошда и Вольтера?

6. Почему религия и вера с исторической точки зрения могут счи­таться стабилизирующими факторами в жизни общества?

7. В чем заключается вклад Э. Дюркгейма и М. Вебера в современ­ное понимание религии?

8. В чем психобиологическое значение веры и религии согласно концепции 3. Фрейда и К.Г. Юнга?

9. В чем проявляются особенности взаимоотношений религии и науки?

10. Каковы взаимоотношения религии и искусства?

11. Как вы можете охарактеризовать значение религии в формирова­нии нравственности?

12. На какой идейной триаде строилась духовно-культурная жизнь
России до 1917 года?

·Темы для творческой работы:

1.Нравственно-этический идеал и специфика религиозной веры. Религиозные символы.

2.Религиозные организации г.Тольятти, их влияние на культуру города.

Семинар№8: Историческая типология культуры

Темы докладов:

1.Проблема типологизации и классификации культур.

2. Механизмы формирования культурно-исторического типа: генезис и морфология.

3.Типология культурной политики. Принципы типологизации культуры.

3.Концепция типов культур в теориях О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Данилевского, Гумилева и других.

5.Типы культур. Общая характеристика. (Антропокосмогонический, демократический-технотронный,индивидуально-прагматический,конкретно-исторический,критико-просветительский,природно-символический, протестантско-реформистский, романтически-утопический, тоталитарно-бюрократический, универсально-гармонический, христианско-религиозный).

Литература:

1. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994. С. 206—227.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1975.

3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994. Ч. II. С. 259— 288.

4. Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. М., 1999.

5. Культурология. М, 1993. С. 47-88.

6. Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998.

7. Морфология культуры: Структура и динамика. М., 1994. С. 91— 96; 345-347.

8. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропо­логию. М., 1994. С. 204-208.

9. Соколов Э. В. Культурология. М., 1994. С. 123-175.

10. Шпенглер О. Закат Европы//Мир философии. М., 1991. Т. II. С. 315.

11. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

Основные термины и понятия: цивилизация, тип культуры, диахрония, синхрония, генезис.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое типология культуры?

2. Назовите персоналии ученых, занимавшихся изучением и разработкой этих вопросов.

3. Что лежит в основе классификации и типологизации куль­туры?

4. Перечислите и дайте основные характеристики наиболее важным принципам типологизации культуры.

5. Что такое тип культуры, как вы это понимаете и можете объяснить?

6. Какие исторические типы культуры вам известны?

7. Что такое периодизация культурного процесса?

8. Что такое “топос” и “хронос”?

·Темы для творческой работы:

1.Современные модели культурных конфигураций западно-восточного культурного синтеза (Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Америка и пр.) и их значение для культурного самоопределения России.

Тема№ 9:Индобуддийский тип культуры:

Темы докладов:

1.Картина мира и образ жизни;

2.Мировоззренческие принципы брахманизма, буддизма, индуизма и социальные основы индо-буддийской духовной традиции;

3.Система ценностей индо-буддийской культуры;

4.Научные знания в системе индо-буддийской культуры.

5.Буддизм и искусство

Литература:

1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и россий­ского буддизма (главные имена, основные термины и доктринальные понятия). М., 2000.

2. Бешем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

3. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилиза­ция. М., 1993.

4. Буддизм в Японии. М., 1993.

5. Буддизм. Словарь. Под ред. Жуковской Н.Л., Игнатовича А.Н., Корнева В.И. М., 1992.

6. Буддизм: Словарь. М., 1992.

7. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994.

8. Введение в буддизм. Под ред. В.И.Рудого. Спб., 1999.

9. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М., 1991.

10. Полищук Культурология

11. Торчинов ЕЛ. Введение в буддологию. Курс лек­ций. СПб., 2000.

12. Яковлев В. Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.

Основные термины и понятия: Будда, Трипитака, тримурти, нирвана, посох, пагода, пещерный храм чайтья, стамбха, бодисатва, сансара, ступа, танки, карма.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие памятники буддийского искусства вы знаете?

3.Какие ценности привнес в сокровищницу мировой культуры буддизм?

·Темы для творческой работы:

1.Космология буддизма.

2.Интерпретации религиозных традиций индо-буддизма в творчестве русских художников.

3.Чайная церемония как синтез национально - эстетических традиций дзен-буддизма Японии.

Семинар№10:Христианский тип культуры:

Темы докладов:

1.Христианская картина мира и образ жизни.

2. Христианская концепция человека и гуманизм искусства:

-Духовные ценности православия в древнерусском искусстве;

-Религиозные памятники католицизма ставшие достоянием мировой культуры.

3. Научные знания в системе мусульманской культуры.

Литература:

1.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. – М., 1974.

2.Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества - к христианству // Вопр.филос. 1996. N 10.

3.Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987

4.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.

5.Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. (Гл. 4. Христианство и история)