Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов (стр. 6 из 26)

7. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 111997.

8. Маркузе Г. Человек в постиндустриальном мире. М., 1993.

9. Мень А. Культурное и духовное восхождение. М., 1992.

10. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антоло­гия. М., 1999.

11. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1990.

12. Тавризян Г. М. Техника, культура, человек. М., 1986.

13. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

14. Швейцер А. Благоволение перед жизнью. М., 1992.

15. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Основные термины и понятия: глобализм, глобализация, модернизация, интеграция, культурный диалог, европоцентризм, индустриализация, постиндустриализация,массоваякультура,универсализация,полифонизм,эклектизм.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется современный кризис культуры? Какими могут быть его последствия?

2. Какие наиболее важные проблемы развития современной культуры вы можете назвать? Обо­снуйте ответ.

3. Какие основные противоречия современной культуры? Как они могут быть преодолены?

4. Какие приоритетные ценности новой интег­ральной культуры вы можете назвать? Что необхо­димо сделать для их утверждения?

5. Каковы основные особенности и отличительные черты истории и культуры России в ХХ веке?

6. Охарактеризуйте культурфилософские взгляды:
а). Л. Лоуэнталя;
б). З. Бжезинского;
в). В. Шрамма;
г). О. Ларсена;
д). О’ Хары;
е). Г. Энценсбергера.

·Темы для творческой работы:

Отечественная культура ХХ века: проблема культурного самоопределения.

Семинар№15 Постмодернизм в современной российской культуре.

Темы докладов:

1. Постмодернизм как парадигма современного интеллектуального мировоззрения.

2. Сущность понятия “постмодерн” как характеристики культуры второй половины XX века.

3.Постмодернизм в культуре. Постмодернизм и его перспективы.

4. Поиски новой идентичности в культурах постиндустриального общества.

5. Постмодернизм в современной российской культуре: типичное и особенное.

урбанизация, деконструкция, критика логоцентризма, эклектизм.

Литература:

1. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

2. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

3. Козловски П. Культура постмодернизма. – М., 1997.

4. Лиотар Ж.-Ф. Постсовременное состояние. СПб.,1998.

5. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. СПб., 2001.

6. Маньковская Н.Б. “Париж со змеями”. Введение в эстетику постмодернизма. – М., 1995.

7. Нахов А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. – М., 1997.

8. Постмодернизм и культура // Вопросы философии, 1993. № 4.

9. Соколов Э.В. Культурология. М., 1994.
Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

10. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. 1999. № 5.

11. Киселев Г.С. "Кризис нашего времени" как проблема человека // Вопросы философии. 1999. № 1.

12. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

13. Лифинцева Т. Философия диалога Мартина Бубера. М., 1999.

14. Постмодернизм // Иностранная литература. 1994. № 1.

15. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 1.

16. Якимович А.К. "Свой - чужой" в системах культуры // Вопросы философии. 2003. № 4.

Основные термины и понятия: Кризис, анестезия культуры, декаданс, дегуманизация, футурология, футорошок, утопия и антиутопия, урбанизация, деконструкция, критика логоцентризма, эклектизм, симулякр, “симуляция в культуре”.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чем заключается диалогическая концепция культуры?

2.Каковы на Ваш взгляд перспективы постмодерна на современной российской почве.

4.Возможен ли кризис постмодернизма и поиск новой парадигмы в культурологии XXI века.

5.Эстетические формы проявления постмодернизма в музыке, искусстве современного общества.

6.Переход в последней трети ХХ в. к новым информационным технологиям привел к формированию новой парадигмы в области культуры. Дайте характеристику постмодернизма как культурного измерения современной эпохи.

7.Назовите признаки “усталости от прогресса” в постмодернизме, определите специфику восприятия традиции в рамках постмодернизма, его позицию в вопросе о “высокой” и массовой культуре.

8.Культура ХХ в. отразила все глубокие противоречия этого переходного времени.

·Темы для творческой работы:

1.Выразите свое мнение о том, каким образом можно преодолеть опасность, нависшую над самим существованием мировой культуры как сверхценности человечества, как обеспечить ее выживание.

3.Традиционализм восточной культуры и модернизм западной как проблема их взаимосвязи.

4. Человек и “человеческое” в постиндустриальном мире.

Семинар№16:Проблемы мировой культуры в контексте тотальной информатизации.

Темы докладов:

1.Развитие техники и судьбы культуры.

2.Влияние НТР на развитие культуры в современном обществе

3. Информационная цивилизация и Россия: проблемы и перспективы.

4.Компьютеризация и культура. Компьютерная революция и формирование человека “нового типа”.

5.Роль средств массовой коммуникации в современной культуре (культурологические взгляды Л. Лоуэнталя, З. Бжезинского, В. Шрамма, О. Ларсена, О’Хары, Г. Энценсбергера).

6. Проблема ценностей в современном информационном обществе.

Литература:

1. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 111997.

2. Маркузе Г. Человек в постиндустриальном мире. М., 1993.

3. Мень А. Культурное и духовное восхождение. М., 1992.

4. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1990.

5. Тавризян Г. М. Техника, культура, человек. М., 1986.

6. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

7. Швейцер А. Благоволение перед жизнью. М., 1992.

8. Актуальные проблемы культуры ХХ в. М., 1993.

9. Бердяев Н.А. Человек и машина // Bопросы философии. 1989. № 2.

10. Гаспаров Б. В поисках "другого" // Новое литературное обозрение. 1995. № 14.

11. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

Основные термины и понятия: цивилизация, рационализм, интеллектуализм, техницизм, виртуальная реальность, интерактивное пространство.

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислите основные формы технологической культуры.

2.В чем заключаются основные особенности технологической культуры?

3.Каковы функции техники в культуре?

4.Как менялся образ техники в процессе эволюции культуры?

5. Какие опасности технического прогресса для человечества. Вы можете перечислить?

6.Существуют ли пути преодоления негативных тенденций технического прогресса?

7.Каково значение компьютерной революции 70 - 90-х годов?
8. Выделите основные проблемы, возникающие в эпоху НТР, которые требуют своего скорейшего разрешения.
9. Назовите основные черты человека “нового типа”.
11. Что понимается под средствами массовой коммуникации?
12. Какие основные вопросы рассматривает теория массовой коммуникации? Дайте определение “фонового знания”.
13. Чем Вы можете объяснить необходимость развития “фонового знания” и “культурной грамотности”.
14. Определите факторы формирования “культурной грамотности”.
15. Что определит возникновение культуры нового уровня в современных условиях?

16.Обоснуйте технократичес­кий подход к культуре и критически проанализи­руйте его.

17.Как можно оценить роль техники в динамике современной культуры?

· Темы для творческой работы:

1.Коммерциализированная культура и СМИ.

Семинар№:17 Интеллигенция и культура современной России.

Темы докладов:

1.Интеллигенция как феномен отечественной культуры.

2.Исторические судьбы российской интеллигенции. Проблема социальной природы интеллигенции.

3.Судьба интеллигенции в современной России.

4.Интеллигенция как субъект современной российской культуры.

Литература:

1. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

2. Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991.

3. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. С. 3-21; 256-271.

4. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. – М., 1995.

5. Достоевский Ф. М. Великий инквизитор. Братья Карамазовы//

6. ППС: В 30 т. Т. XIV. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994. Ч. II.

7. С. 103-164. Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998.

8. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции//Новый мир. № 2. 1993.

9. Лосев. А. Р. Об интеллигенции//Дерзанис духа. М., 1989. С. 314— 322.

10. Мамардашвили. М. К. Интеллигенция в социальном общест-ве//Как я понимаю философию М., 1992. С. 283—290.

11. Мамардашвили. М. К. Нравственные аспекты культуры//Мир философии. М., 1991. Ч. II. С. 355-374.

12. О человеческом в человеке. М., 1991.

13. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропо­логию. М., 1994. С. 53-57; 102-193; 201-202.

14. Попов Г. X. Будет ли у России второе тысячелетие. М., 1998. С. 12-21.

15. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. В 2 т. СПб., 1991-1992.

16. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

17. Этика: Словарь афоризмов и изречений. М., 1994

Основные термины и понятия: интеллигенция, интеллект, элита, богема, творчество.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое интеллигентность?

2. Как соотносятся понятия “интеллигенция” и “интеллектуальность”?.

3.А.Ф.Лосев “Об интеллигенции”, выполняется краткий конспект тезисов.

·Темы для творческой работы:

1.Место и роль интеллигенции в современной России.

Проектная работа.Тема: “Россия: прошлое, настоящее, будущее культуры”.

Темы докладов:

1.Россия современность и будущее в системе мировых культур.

2.Русский путь развития в системе мировых культур.

3.Каковы основные особенности и отличительные черты истории и культуры России в ХХ веке?

4.Особенности развития культуры поволжского региона.

Литература:

1. Георгиева ГС. Русская культура. История и современность. Учебное пособие. М., 2001.