Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007 (стр. 12 из 13)

Как и любая религиозная система, ислам не был лишен и мистического элемента, который был в большей степени аккумулирован в таком явлении как суфизм. Необходимо охарактеризовать и объяснить понятие Тариката (пути) мистического самосовершенствования, связанные с нем суфийские мистические учения. Также необходимо рассмотреть такое явление как дервишизм, народное понимание исламской мистики.

Семинарское занятие № 18. Секты и движения в исламе.

1. Специфика мусульманского сектантства. Основные секты суннизма и шиизма.

2. Суфийские ордена: структура и принципы деятельности.

3. Проблемы мусульманского синкретизма (испанские мориски, сикхизм, бахаизм).

Литература:

1. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство. – М., 1957.

2. Ваххабизм // НАА. – 1965. - № 6.

3. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии. – М., 1967.

4. Васильев А. М. История Саудовской Аравии. – М., 1982.

5. Киселев К. А. Египет и государство ваххабитов // ННИ. – 2003. - № 4.

6. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. – Л., 1966.

7. Сурдель Д. Имамитские концепции в начале XI в. // Мусульманский мир. – М., 1981.

8. Бертельс Е. Э. Насир-и Хосров и исмаилизм. – М., 1959.

9. Малышева Д. Б. Исмаилиты // ВИ. – 1977. - № 2.

10. Ранчинский В. П. Мусульмане Сирии накануне распада Османской империи // Люди и политика: межвузов. сб. науч. трудов. – Вып. 7. – Брянск, 1999.

11. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – М., 1965.

12. Смирнов Н. А. Мюридизм на Кавказе. – М., 1963.

13. Блиев Н. М., Дегоев В. В. Кавказская война. – М., 1994.

14. Олейников Д. И. Шамиль // ВИ. – 1996. - № 5-6.

15. Уотт У. М., Какиа П. Мусульманская Испания. – М., 1976.

16. Ланда Р. Г. Мориски Испании // ВИ. – 1994. - № 2.

17. Гусева Н. Р. Секты в сикхизме // Страны и народы Востока. – Вып. 5. – М., 1967.

18. Ванина Е. Ю. Сикхизм // Вопросы истории, 1994, № 8.

19. www.bahai-library.org/russian

20. bahaigor.narod.ru

Методические рекомендации

Как и другие мировые религии, ислам изначально подвергся религиозным расколам и противоречиям, которые сопровождали (и сопровождают) всю его историю. Появление неортодоксальных сект, групп и движений с VII в. определяет во многом лицо и сущность исламской религии. Вместе с тем, мусульманское сектантство имеет свою специфику, по сравнению с христианством или иудаизмом. Необходимо вскрыть ее и объяснить причины отличий. Характеризуя основные секты суннизма и шиизма, необходимо объяснить, почему суннизм большую часть времени своего существования почти не знал сектантства, в отличие от шиизма, изначально разбившегося на множество сект и течений.

Другим организационным моментом в истории ислама стало существование суфийских орденов. Студент должен раскрыть структуру и принципы деятельности этих организаций, назвать основные из них и объяснить причины, по которым внутри ортодоксального и монолитного суннизма появляются подобные образования.

Ислам изначально проявил себя как динамично развивающаяся, и вглубь и вширь, религиозная система, поглощавшая в себя соседние народы и их культуры. Вместе с этим поглощением в ислам проникали некоторые элементы традиционных культур этих народов, становясь интегральной частью его учения и практики. Особенно это характерно для «пограничных» мусульманских территорий (Испания, Южная Азия, Дальний Восток). Таким образом, необходимо рассмотреть основные проблемы мусульманского синкретизма (испанские мориски, сикхизм, бехаизм), выявить причины и формы их существования, эволюцию.

Семинарское занятие № 19. Современные течения и проблемы ислама.

1. Концепции «мусульманского социализма» и «исламской революции».

2. Современные концепции «исламского государства» и «исламской экономики».

3. Современные концепции джихада и проблема исламского фанатизма (терроризма).

Литература:

1. Степанянц Р. Н. Мусульманские концепции в философии и политике в XIX-ХХ вв. – М., 1982.

2. Полонская Л. Р., Вафа А. Х. Восток: Идеи и идеологи. – М., 1982.

3. Полонская Л. Р. Мусульманские идейные течения и концепции // Наука и религия. – 1983. - № 6.

4. Ислам в современной политике стран Востока. – М., 1986.

5. Современный ислам: культура и политика. – М., 1994.

6. Борисов А. Современные исламские течения, цели, стратегия, тактика // ААС. – 1997. - № 10.

7. Игнатенко А. А. Исламские концепции социально-экономического и политического развития Ближнего и Среднего Востока // Философия и религия на зарубежном Востоке. – М., 1985.

8. Ионова А. И. Проблемы типологии «мусульманского социализма» // Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. – М., 1982. (там же ст. Шариповой о «мусульманском социализме» в Египте).

9. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. – М., 1975.

10. Дорошенко Е. А. Иран: Мусульманские (шиитские) традиции и современность // ААС. – 1980. - № 8.

11. Ульяновский Р. А. Иранская революция и ее особенности // Коммунист. – 1982. - № 10.

12. Петров Н. Я. Шиитский фундаментализм и политика экспорта «исламской революции» // Восток. – 1990. - № 4.

13. Рзаев А. К. Мусульманская политико-правовая идеология и современность // Политические и правовые учения. – М., 1978.

14. Георгиев А. Ислам и проблемы развития государственно-политических систем в мусульманском мире // Советское государство и право. – 1982. - № 11.

15. Сюкияйнен Л. Р. Теория мусульманского государства и современность // Советское государство и право. – 1983. - № 9.

16. Шарипова Р. М. Современные богословские концепции «исламского государства» // Зарубежный Восток. – М., 1983.

17. Кокотов С. А. Принципы фундаментализма в политической системе Ирана // Религия, умонастроения, идеология в истории. – Брянск, 1996.

18. Иран: ислам и власть. – М., 2001.

19. Полонская Л. Р., Ионова А. И. Концепция «исламской экономики» // МэиМО. – 1981. - № 3.

20. Жмуйда И. В. Исламские принципы в экономике Пакистана // ААС. – 1981. - № 4.

21. Киреев Н. Г. Проблемы социально-политического развития Турции в турецких концепциях «исламской экономики» // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. – М., 1982.

22. Шарипова Р. М. Экономические концепции идеологов Лиги исламского мира // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М., 1985.

23. Керимов Г. М. Проблемы войны и мира в исламе // Вопросы научного атеизма. – 1983. – Вып. 31. (там же ст. Ланды и др. о «исламском социализме» в Алжире).

24. Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М., 1990.

25. Сюкияйнен Л. Р. Ислам против исламского экстремизма // ААС. – 2003. – № 2.

26. Ланда Р. Г. Ислам в истории России.

Методические рекомендации

Ислам в ХХ веке пережил свой ренессанс, который проявился и в экономической, и в политической активизации исламских государств и сообществ, что привело к активизации и идеологической деятельности, призванной объяснить происходящие динамические процессы в государстве и обществе с точки зрения традиционного ислама. Так и возникают и развиваются концепции «мусульманского социализма» и «исламской революции», связанные с национально-освободительным движением мусульманских народов против колониализма и неоколониализма. Необходимо объяснить причины подобного идеологического обогащения традиционного ислама, проявившееся в обращении к социально-политическим теориям и терминологии Запада, их реальное воплощение в тех или иных исламских государствах Востока.

Обретение мусульманскими народами собственной государственности, попытки ее строительства в условиях отношений с мировым рынком и т. п. породили новые концепции о сущности и задачах «исламского государства» и «исламской экономики». Необходимо, прежде всего на примере Ирана и Пакистана, охарактеризовать основные принципы этих теорий, механизмы их воплощения в действительность, действенность их и результаты на сегодняшний день.

Борьба за независимое и полноценное существование мусульманских народов вылилась в ХХ веке в различные формы, одной из которых стал терроризм, как индивидуальный, так и организованный, вплоть до государственного уровня. В этих условиях идеологами насильственной борьбы за свои интересы были сформулированы новые концепции джихада, основные причины и принципы которых и необходимо проанализировать. Прямым результатом их провозглашения и проповеди стал рост исламского фанатизма, приводящего тысячи людей к смерти либо за грехи, либо за веру.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ».

  1. Определение религии и ее сущностные характеристики. Основные концептуальные подходы к проблеме определения и исторического развития мировых религий. Концепция «осевого времени» К. Ясперса.
  2. Предпосылки зарождения буддизма. Будда и его учение. Махаяна и Хинаяна.
  3. Превращение буддизма в государственную религию. Распространение буддизма.
  4. Основные направления в буддизме. Дзэн-буддизм и ламаизм. Буддизм в ХХ в.
  5. Предпосылки зарождения и развития иудаизма, его основные элементы. Этапы формирования иудаистских доктрин и культа. Деятельность Моисея и установление Первого Завета евреев с Яхве. Иудаистский канон.
  6. Эволюция представлений о едином Боге у евреев в период централизованного государства. «Старые» и «новые» пророки. Формирование «этического монотеизма». Вавилонское пленение VI в. до н. э. Монотеизм Закона и формирование классического иудаизма.
  7. Процесс эллинизации иудаизма. Образование теократического государства в Иудее. Формирование религиозных партий и сект во II-I вв. до н. э. (саддукеи, фарисеи, ессеи и т.д.).
  8. Формирование концепций раввинистического иудаизма. Мишна и Мидраш. Доктрины талмудического иудаизма.
  9. Эволюция иудаизма в период Средневековья. Эпоха гаонов. Караимский раскол. Формирование ашкеназийского и сефардского направлений в иудаизме.
  10. Иудаистская религиозная философия (Филон Александрийский, Маймонид, М. Мендельсон, М. Бубер). Мистическое направление в иудаизме. Мессианство и Каббала. Хасидизм, его учение и направления.
  11. Иудаизм в эпоху Просвещения. Возникновение реформистских течений в иудаизме в XIX в. Иудаизм и сионизм. Современный этап развития иудаизма. Положение иудейской религии в государстве Израиль.
  12. Предпосылки возникновения и распространения христианства. Иисус Христос и его проповедь. Периодизация раннего христианства.
  13. Апостольский период. Деятельность апостола Павла и складывание первых христианских общин.
  14. Складывание христианского канона. Новый завет. Апокрифы. Христианская мифология.
  15. Характеристика учений основных конкурентов христианства (митраизм, неоплатонизм, гностицизм, манихейство) и проблема их взаимовлияния.
  16. Складывание христианского богословия (Антиохийская и Александрийская школы). Апологеты и ересиологи II-IV вв. (Ориген, Иустин, Тертуллиан и др.). Теология Августина Блаженного. Символы веры (Римский, Апостольский, Никейский).
  17. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Завершение складывания иерархической структуры раннехристианской церкви. Доктрины цезарепапизма и папизма.
  18. Периодизация средневекового христианства. Богословские споры V-IX вв. Несторианство, монофизитство, монофелитство и борьба с ними на Вселенских соборах. Иконоборческое движение.
  19. Папство: его генезис и развитие в раннем Средневековье. Формирование идеологии папства. Деятельность Григория I. Формирование папской курии и создание Папского государства.
  20. Распространение католической религии в Европе. Миссионерская деятельность ирландского, англо-саксонского и бенедиктинского монашества. Роль монастырей в христианизации Европы и каролингском возрождении.
  21. Структура раннесредневековой церкви. Культ раннесредневековой церкви и христианское искусство VI-XI вв.
  22. Развитие догматики в раннем средневековье (Боэций, Кассиодор, Беда Достопочтенный, Эриугена и др.).
  23. Роль католической церкви в создании Священной Римской империи в VIII-XI вв. Взаимоотношение папства с франкскими королями и германскими императорами. «Эпоха Формоза».
  24. Противоречия между Восточной и Западной церквями в VIII-XI вв. и Схизма 1054 г.: причины и последствия.
  25. Раннесредневековое монашество. Уставы с. Августина и св. Бенедикта. Клюнийская реформа X-XI вв.: цели и результаты.
  26. Понтификат Григория VII и борьба за инвеституру. Вормсский конкордат 1122 г. Папство и курия в XII в.
  27. Крестовые походы: идеология, цели и результаты. Монашеские и духовно-рыцарские ордена в XI-XII вв. Бернард Клервосский: деятельность и учение.
  28. Борьба пап с Гогенштауфенами: причины и последствия для западноевропейского христианского общества.
  29. Понтификат Иннокентия III как вершина папского могущества в Средние века.
  30. Отношения между Западной и восточной церквями после 1054 г. Лионская и Ферраро-Флорентийская унии.