Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007 (стр. 5 из 13)

2. Радхакришнан С. Индийская философия. – T. I. – M., 1956.

3. Лестер Р. Ч. Буддизм. Путь к нирване // Религиозные традиции мира – Т. 2. – М., 1996.

4. Арья Шура. Гирлянда джатак. Пер. О. Волковой. – М., 1962.

5. Дхаммапада. Пер. В. Топорова. – М., 1960.

6. Ашвагхоша. Жизнь Будды. – М., 1990.

7. Бонгард-Левин Г. М. Будда и основы его учения // ННИ, № 4, 1992.

8. Бонгард-Левин Г. М. Палийский канон как исторический источник // ВДИ, № 2, 1995.

9. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. – М., 1994.

10. Индийская культура и буддизм. – М., 1972. (статья Топорова В. о мадхьямиках)

11. Корнев В. И. Буддийская космология // Религии мира, 1983. – М., 1983.

12. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.,1972.

13. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М.,1980.

14. Сэнсом Дж. Япония. Краткая история культуры. СПб., 1999.

15. Горегляд В. Н. Японская литература VIII-XVI вв. Спб.,1997.

16. Гришелева Л. Д.Формирование японской национальной культуры. Конец XVI-начало XX века. М.,1986.

17. Мещеряков А. Н. Буддизм и синтоизм в древней Японии // Там же.

18. Буддизм в Японии. – М., 1993.

19. Померанц Г. С. Дзэн и его наследие // Народы Азии и Африки, 1964, № 4.

20. Фаченна Д. Проблемы священной буддистской архитектуры // ВДИ, № 2, 1993.

21. http//: buddhism.org.ru

Методические рекомендации

Целью данного семинара является уточнение и углубление понимания студентами особенностей буддистского учения и культа.

При подготовке к семинару необходимо рассмотреть личность основателя буддизма – Будды, опираясь как на мифологические, так и исторические источники и исследования. Студент должен проследить формирование основных положений учения Будды (Дхармы), выявить их предпосылки, исходя из контекста, в котором жил и действовал Гаутама Шакьямуни. Необходимо выявить положения т. н. «первоначального буддизма», опираясь на «Палийский канон», знать историю его составления.

Далее следует выяснить причины и особенности дальнейшего развития буддизма, после смерти его основателя и в условиях успешного распространения в Южной и Юго-Восточной Азии. Необходимо выявить основные предпосылки раскола буддизма на два основных течения: Махаяну и Тхераваду. Студент должен знать основные положения учений религиозно-философских школ Махаяны (Мадхъямика и Йогачара), объяснить причины ее быстрого распространения за пределами Индии.

Необходимо выяснить особенности дальневосточного буддизма, представленного китайской школой Чань и ее японским аналогом – школой Дзэн. Студент должен дать характеристику исторического и доктринального развития обеих школ, проследить генетические связи между ними, коснуться их специфических особенностей. Следует добиться четкого представления о социально-экономической и политической основах формирования буддистских школ в Китае и Японии, особенно подчеркнуть роль Дзэн-буддизма в формировании идеологии самурайского сословия в Японии и становлении сегуната в XII в.

Что касается буддистского культа, то здесь необходимо коснуться, прежде всего, буддистского ритуала (молитва, медитация, жертвоприношение и т. д.), а также определить роль и место религиозной архитектуры в буддизме. Следует коснуться особенностей монастырской культуры (на примере Китая). Говоря о буддистской мифологии следует дать определение и характеристику основным персонажам буддистских мифов и легенд (будды, бодхисатвы, асуры и т. д.). Вершиной «мистического» буддизма стал тантризм, или третья («алмазная») колесница – Ваджраяна. Необходимо раскрыть сложную и богатую философию и практику буддистского тантризма, его символику и терминологию (мандалы, шакти, чакры и т. п.).

Семинарское занятие № 2. Доктрина и культ иудаизма.

1. Иудаистский канон (Танах и 10 заповедей (сравнить «культовый декалог» (Исх. 34, 12-26) и «этический декалог» (Исх. 20, 2-17; Втор. 5, 6-21), Талмуд, комментарии). Этапы становления, сущность и значение. Ритуальная практика.

2. Религиозная философия иудаизма (Филон Александрийский, Саадья Гаон, М. Маймонид, М. Мендельсон, М. Бубер).

3. Мистическое направление в иудаизме. Мессианство. Каббала: основные школы и течения. «Зогар», его значение для развития иудаизма в Средние века и Новое время.

4. Социальная доктрина иудаизма. Иудаизм и сионизм.

Литература:

  1. Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. – М., 1991.
  2. Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма // Религиозные традиции мира. – Т. 1. – М., 1996.
  3. Беленький М. С. О мифологии и философии Библии. – М., 1977.
  4. Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1978.
  5. Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. – М., 1982.
  6. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. – М , 1987.
  7. Гече Г. Библейские истории. – М., 1989.
  8. Большой путеводитель по Библии. – М , 1993.
  9. Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. Иов. Экклизиаст. – М., 1992.
  10. Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. – М., 2000.
  11. Штайнзальц А. Введение в Талмуд. – М., 1993.
  12. Сто законов из Талмуда. – М., 2000.
  13. Мировоззрение талмудистов. – Т. 1-3. – СПб., 1994-1997.
  14. Агада. – М., 1990.
  15. Бубер М. Два образа веры. – М., 1999.
  16. Тексты Кумрана / Пер. Амусина И. Д. – Вып. 1. – М., 1971.
  17. Тексты Кумрана / Введен., пер. с древнеевр. и арамейск. и коммент. А. М. Газов-Гинзберг, М. М. Елизарова, К. Б. Старкова. – Вып. 2. – СПб., 1996.
  18. Амусин И. Д. Кумранская община. – М., 1983.
  19. Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. – СПб., 1994.
  20. Тантлевский И. Р. Книги Еноха. – М., 2000
  21. Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. – М., 1994.
  22. Грубарг М. Д. О еврейском праве // Ученые записки института права. С.-П. университет экономики и финансов. – СПб., 1999. – Вып. 4.
  23. Грубарг М. Д. Государство, власть и закон согласно традициям иудаизма // Этнографическое обозрение, 2002, № 1.

Методические рекомендации

Иудейская религия стала основой двух мировых религий – христианства и ислама. В связи с этим, студентам необходимо хорошо знать и понимать основные постулаты учения иудаизма и его культа.

Следует знать составляющие иудаистского канона (Танах, Талмуд и т. д.), предпосылки его появления и этапы становления, иметь общее представление о содержании книг Торы, положениях Агады и Мишны, и т. д. Появление письменного Закона стало поворотным пунктом в развитии иудаизма. Необходимо отразить его значение для судеб иудаизма и еврейского народа, особенно относительно Талмуда и комментариев иудейских религиозных авторитетов. Также следует отметить роль иудейской ритуальной практики, посредством характеристики основных видов культа (молитва, песнопения) и главных религиозных праздников.

Огромную роль в развитие современных форм иудаизма внесла религиозная иудейская философия. Студент должен показать ее место в общей религиозной системе иудаизма, ее функции. Характеристика основных положений учений иудейских философов должна быть тесно связана с проблемами становления и развития иудаизма в целом. Необходимо проследить преемственность в исканиях иудейских философов, попытаться связать их с теми условиями, в которых они жили, раскрыть контекст их творчества. Также следует отразить соотношение светского и религиозного, научного и сверхъестественного в построениях философов. Говоря о деятельности Маймонида и Бубера, необходимо отметить тот вклад, который они внесли в сокровищницу мировой философии.

Иудаизм это не только скрупулезная регламентация религиозной и социальной жизни человека. В нем также присутствовали тенденции, связанные с самостоятельным мистическим опытом, берущие начало в древних религиозных традициях. Необходимо отразить место и роль мистики в общей системе иудаизма, объяснить соотношение ее с официальной доктриной и культом. Наиболее целостную характеристику раннего иудейского мистицизма (его теории и практики) можно дать на основе анализа текстов и условий жизни Кумранской общины. Это – апокалиптический и мессианский мистицизм, понимание основных элементов которого поможет для осознания последующего становления и развития христианской идеологии. Средневековая иудейская мистика представлена знаменитой Каббалой с ее культовой практикой и символикой, отраженных в таких книгах, как «Зогар». Необходимо определить роль и место этой практики в развитии иудаизма эпохи Средневековья и Нового времени, проследить преемственные связи с предшествующей и последующей мистическими традициями.

Религиозная система иудаизма во многом определяла социально-политические отношения в еврейском обществе с самых ранних этапов его развития. Необходимо объяснить социальную функцию иудаизма, отметить ее особенности. Студент должен показать этапы развития социальной доктрины иудаизма, исходя из конкретного исторического контекста. Наиболее ярко взаимосвязь социально-политической проблематики и религиозной ее оценки проявилась в формировании и развитии сионизма. Необходимо выявить соотношение религиозного и светского начал в этой идеологии, объяснить важность религиозного элемента в построениях сионистов.

Семинарское занятие № 3. Особенности доктрины и культа раннего христианства.

1. Складывание христианского канона. Характеристика основных книг Нового завета. Апокрифы. Личность и учение Иисуса Христа: реальность и миф.

2. Неоплатонизм. Гностицизм. Манихейство. Сущность гностической философии (Василид и Валентин). Проблема взаимовлияния христианства и гностицизма. Христианская мифология.

3. Становление раннехристианского богословия. Учение отцов церкви: апологетов (Ориген, Климент Александрийский, Иустин и др.) и ересиологов (Тертуллиан). Теология Августина Аврелия Блаженного. Складывание христианской догматики. Символы веры (Римский, Апостольский, Никейский).

4. Раннехристианская община: принципы сосуществования и отношения к внешнему миру. Община как религиозно-культовая организация: ее генезис и эволюция (на примере посланий Павла, раннехристианских источников «Дидахе», «Пастырь» Гермы и др.).