Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007 (стр. 9 из 13)

Роль и место Общества Иисуса (иезуитов) должны рассматриваться в контексте контрреформаторской деятельности Римско-Католической церкви. Необходимо рассмотреть личность и учение св. Игнатия Лойолы, основателя ордена, опираясь на его «Духовные Упражнения». Характеризуя орден иезуитов необходимо сказать о его структуре, идеологии, особо отметив проблему соотношения цели и средств в достижении поставленных перед орденом задач, сферах деятельности (проповедь, исповедь, воспитание, образование, миссионерство). Подводя итоги необходимо объяснить, в чем заключалась принципиальная новизна Общества Иисуса по сравнению со старыми нищенствующими орденами, францисканцами и доминиканцами, и чем она объяснялась.

Рассказывая о миссионерской деятельности католической церкви, студент должен объяснить, чем объяснялся небывалый всплеск миссионерской активности как церкви, так и монашеских орденов, в XVI-XVII вв., какими факторами определялась миссионная стратегия католицизма в Европе и заморских колониях (прежде всего, в Латинской Америке). В этой связи, необходимо вновь подчеркнуть значение иезуитов в развитии понимания миссионерской деятельности католической церкви в Новое время.

Семинарское занятие № 10. Католицизм и Просвещение: борьба и компромиссы.

1. Католическая теология XVII-XVIII вв. (Байюс, Боссюэ). Янсенизм (Янсений, Паскаль) и квиетизм (М. Молинос).

2. Монашество и культ в XVII-XVIII вв. Новые ордена (Франциск Сальский, Винсент де Поль, конгрегации). Культ Сердца Иисусова.

3. Полемика католической церкви с идеологами Просвещения (Вольтер, Дидро, Кант).

Литература:

  1. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII в. – М., 1974.
  2. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII в. – М., 1973.
  3. Паскаль Б. Мысли // Ларошфуко Ф. Максимы; Паскаль Б. Мысли. – М., 1974.
  4. Тарасов Б. Н. Паскаль. – М., 1982.
  5. Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. – М., 1994.
  6. Корзо М. А. О полемике янсенистов и иезуитов о благодати и свободе воли // Этическая мысль. – Вып. 2. – М., ИФ РАН, 2001.
  7. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике // ВФ. - № 4. – 1990.
  8. Богуславский В. М. У истоков французского атеизма и материализма. – М., 1964.
  9. Вольтер. Философские сочинения. – М., 1988.
  10. Кузнецов В. Н. Вольтер и философия французского просвещения XVIII в. – М., 1965.
  11. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В. и др. Западноевропейская философия XVIII в. – М., 1986.
  12. Домнич М. Я. Великая Французская революция и католическая церковь. – М., 1960.

Методические рекомендации

Характеристику католической теологии XVII-XVIII вв. необходимо давать в контексте общего развития европейской философии эпохи Просвещения, связать богословские проблемы (свободы воли, предопределения и благодати), а также проблемы канонического и догматического характера, с основными тенденциями рационалистической и натуралистической философии. С этой точки зрения, анализ проповедей Боссюэ необходимо начинать с более раннего богословия Байюса, а учение Янсения (янсенизм) связать с доктринами Августина и Кальвина. Анализируя основные положения янсенизма, студент должен связать их появление и развитие как с внутренними проблемами Римско-католической церкви (галликанизм), так и с влиянием протестантского богословия (учение о предопределении Кальвина) во Франции. Особенно полемическо-публицистический характер янсенистского учения прослеживается в деятельности Блеза Паскаля, в его «Письмах провинциалу», крайне критично оценивающих «иезуитизм» католической иерархии. Еще одним неортодоксальным движением внутри французского католицизма стал квиетизм М. Молиноса. Необходимо дать характеристику квиетистского учения, выявить основные социальные слои, ставшие носителем его во Франции и причины осуждения квиетизма папским престолом.

Одним из путей приспособления традиционного католицизма к потребностям Нового времени стали так называемые новые ордена и конгрегации, основанные Франциском Сальским, Винсентом де Полем и другими. Необходимо объяснить каким путем шло это приспособление, какой вклад внесла деятельность святых XVII века в укрепление позиций католической церкви в Западной Европе. В данном контексте характеризуется и католический культ, приобретший в XVII-XVIII вв. новые черты. Прежде всего, наиболее ярким примером новых тенденций в католической символике и культовой практике является культ Сердца Иисуса, разработанный и распространенный иезуитами на рубеже XVII-XVIII веков.

Наиболее сложной проблемой для католического богословия в XVIII веке являлась полемика с идеологами Просвещения. Необходимо проанализировать воззрения таких философов как Вольтер, Дидро, Руссо, Кант на церковь и религию, определить основные положения их понимания сверхъестественного и места в нем религиозных принципов. Как на их философские системы реагировала католическая церковь. В конечном итоге, необходимо определить существовала ли возможность диалога и компромисса между идеологами Просвещения и католическими богословами, и аргументировать свою позицию.

Семинарское занятие № 11. Протестантские деноминации XVII-XVIII вв.

1. Протестантское богословие XVII-XVIII вв. (И. Герхард, И. Кокцеюс, Я. Арминий, И. Землер, Ф. Шлейермахер). Пиетизм.

2. «Братские церкви» в XVII-XVIII вв. (социнианство, гернгутеры, английский унитаризм Д. Пристли и др.).

3. Учение североамериканских протестантских идеологов (Дж. Коттон, Р. Уильямс, С. Джонсон, Дж. Эдвардс). Антиномианская ересь (Э. Хатчинсон). К. Мезер и сейлемские ведьмы. I Великое Пробуждение в Северной Америке.

Литература:

  1. Чанышев А. Н. Протестантизм. – М., 1968.
  2. Очерки истории западноевропейского протестантизма. – М., 1995.
  3. Нарский И. С. Западноевропейская философия (XVII и XVIII вв.)…
  4. Москаленко Л. Идеология и деятельность христианских сект. – М., 1978.
  5. Лившиц Г. Реформационное движение в Чехии и Германии. – М., 1978.
  6. Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Виргиния. Новый Плимут. – М., 1978.
  7. Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд. – М., 1980.
  8. Слезкин Л. Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981.
  9. Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. – М., 1982.
  10. Покровский Н. Ранняя американская философия. – Л., 1989.
  11. Жук С. И. Первое религиозное «Великое Пробуждение» в Британской Америке // ВИ, № 6, 1997.
  12. Паррингттон В. Л. Основные течения американской мысли. – М., 1962.

Методические рекомендации

В первом вопросе основное внимание следует обратить на особенности протестантского богословия в XVII-XVIII вв. и выделить основные тенденции его развития. Это необходимо показать на примере деятельности известных протестантских теологов, определивших основные направления и круг проблем формирующейся протестантской теологии (И. Герхард, И. Кокцеюс, Я. Арминий, И. Землер, Ф. Шлейермахер). При этом необходимо четко отелить понятие лютеранской ортодоксии от новаторских поисков в области теологии таких богословов как Арминий или Шлейермахер. Особенно это важно в случае с пиетизмом. Студенты должны понимать причины пиетистской критики ортодоксии, ее основные темы и методы. Сущность пиетистского учения необходимо показать на примере трудов его основателя Якоба Шпенера («Утверждение надежды на лучшие времена») и его последователей (Франке, Цигенбальг и др.).

Одним из последствий общепротестантского кризиса конца XVII – начала XVIII вв. стало оформление так называемых «Братских церквей» (социниан, гернгутеров и др.), выступивших с критикой как ортодоксального богословия, так и увеличения роли церковного руководства в протестантских деноминациях. Необходимо проанализировать программы «Братских церквей», их цели и принципы функционирования, методы деятельности. Особое внимание необходимо уделить общине гернгутеров и деятельности ее лидера графа Цинцендорфа, в т. ч. и миссионерскую деятельность его Общества моравских братьев. Также необходимо уделить внимание учению Социна и его последователей (социниан) в Ц. Европе и Пристли в Англии.

Несомненно, с теми процессами, которые переживал европейских протестантизм в XVIII веке, связаны и особенности развития протестантизма североамериканского. В данном вопросе необходимо проследить историю проникновения протестантизма на территорию современных США, формы его существования там в XVII-XVIII вв., основные положения учений его идеологов (Дж. Коттон, Р. Уильямс, Э. Хатчинсон и др.). Важным аспектом является деятельность семьи Мезеров и связанный с ней знаменитый процесс над сейлемскими ведьмами. Характеризуя североамериканский протестантизм 2-й пол. XVIII в. необходимо проанализировать взгляды С. Джонсона и Дж. Эдвардса, которые подготовили своими трудами I Великое религиозное пробуждение в Северной Америке. Необходимо охарактеризовать этот религиозный феномен в связи с теми процессами, которые переживало североамериканское колониальное общество в целом в указанный период, т. е. рассматривать его в контексте идеологических предпосылок Войны за Независимость. Также следует рассмотреть проблему влияния Великого пробуждения в Америке на состояние европейского протестантизма.

Семинарское занятие № 12. Трансформация католической доктрины в XIX в.

1. Католическая теология в XIX в. (Ж. де Местр, Ф. де Ламенне, Дж. Г. Ньюмен). Неотомизм.

2. Католический модернизм (А. Луази, М. Блондель, Э. Буанаюти, Дж. Тирелл).

3. Социальная доктрина католической церкви в XIX в.

Литература: