Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007 (стр. 4 из 13)

Период аджорнаменто и II Ватиканский собор. Понтификат Иоанна XXIII (1958-1963) и программа аджорнаменто (обновление церкви в духе экуменизма и соборности). II Ватиканский собор (1962-1965), его цели и решения. Понтификат Павла VI (1963-1978) и завершение II Ватиканского собора. Принятие основных программных документов аджорнаменто и реализация их положений (реформа курии и т. д.). Значение II Ватиканского собора и аджорнаменто в истории Католической церкви.

Понтификаты Иоанна Павла I (1978) и Иоанна Павла II (1978-2005). Место Иоанна Павла II в истории Католической церкви: социальная доктрина, признание латиноамериканской «Теологии освобождения», прогресс в экуменистическом движении и т. д.

14. Протестантизм в ХХ в.

Лютеранская церковь в ХХ в. Её распространение в мире и миссионерская деятельность. Консолидация лютеранских церквей Европы в первой половине ХХ в. Всемирная лютеранская федерация и Лундская декларация 1947 г. Положение лютеранства в России и СССР. Современные тенденции развития лютеранства в мире.

Кальвинизм в ХХ в. распространение кальвинизма и его современная география. Положение различных кальвинистских течений (конгрегационализм, пресвитерианство и др.). Миссионерская деятельность кальвинизма. Консолидация кальвинистских церквей в мире: Всемирный альянс реформаторских церквей в Женеве (1937 г.).

Англиканство в ХХ в. Современная география англиканства. Ламбетские конференции (Лондон) как интеграция англиканской церкви. Структура англиканской церкви в ХХ в. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский. Новые тенденции в развитии англиканской церкви. Деятельность епископа Дж. Робинсона.

Состояние протестантских деноминаций США в ХХ в. Методизм, его современная география и структура деноминации. Братские церкви в ХХ в. Квакеризм, его современная география и структура движения. Баптизм. Баптистские конвенты. Всемирный союз баптистов 1905 г. Положение баптизма в России (ВСЕХБ). Пятидесятники в ХХ в. и их движения (Церковь Бога, Ассамблея Бога и др.). Меннониты, их распространение и структура. Адвентисты седьмого дня. Свидетели Иеговы.

Экуменическое движение в протестантизме: особенности и цели. «Туземное христианство» и его роль в распространении протестантизма.

ИСЛАМ

16. Ранний ислам.

Религиозная ситуация в Аравии накануне зарождения ислама. Генезис ислама. Особенности ранней этнической истории и хозяйства народов Аравии. Доисламские религиозные представления и ритуалы арабских племен Аравийского полуострова. Особенности религиозных представлений Южной Аравии (Йемена) и Хиджаза. Роль культа бетилов и кааб. Мекканская кааба как центр религиозного паломничества народов Хиджаза. Курейшиты Мекки и их место в семье арабских народов. Род Омейядов. Экспансия государства Аксум (Эфиопия) в Южную Аравию и ирано-византийские противоречия в регионе как факторы консолидации арабских племен. Оккупация Сасанидским Ираном Йемена и социально-экономический кризис городов Хиджаза как непосредственная причина зарождения новой религии.

Мухаммед и его проповедь. Ситуация в Мекке к VII в. Ханифизм – движение монотеистов в Аравии. Личность Мухаммеда. Откровение в пещере Хира и первая проповедь. Мекканский период проповеди Мухаммеда: его основное содержание и цели. Гонения на приверженцев Мухаммеда в Мекке и первая миграция монотеистов в Сомали.

Хиджра. Причины ухода Мухаммеда и мухаджиров из Мекки в Ясриб в 622 г. и его значение для формирования новой религии. Торговые войны с Меккой и формирование мусульманской уммы, ее основные черты. Компромисс 630 г. и возвращение мусульман в Мекку. Превращение Мекки в религиозный центр ислама. Смерть Мухаммеда (632 г.). Ар-рида. Ее причины и последствия.

17. Халифат: складывание мусульманского мира.

Понятие халифата. Особенности религиозно-политического развития арабского государства в VII в. Рашидун – «правильные» халифы. Абу-Бекр и завершение ар-риды. Омар и начало священной войны арабов (джихад). Осман и кодификация Корана. Али и складывание двух направлений в раннем исламе.

Религиозно-политический раскол VII в. Складывание основных течений в исламе (суннизм, шиизм, хариджизм). Основные причины раскола. «Псевдообращенные». Установление династического принципа наследования халифата – династия Омейядов (683-750) и династия Аббасидов (750-1256).

Распространение ислама и складывание мусульманского мира в VII-XIII вв. Факторы распространения ислама в период арабских завоеваний (исламизация и арабизация). «Золотой век» ислама в Арабском халифате (IX в.): складывание основных догматов, богословия (калам), философских и правовых школ (мазхабы). Упадок халифата в X-XI вв. и вторжения тюркских племен на его территорию. Принятие ими ислама – «Суннитское возрождение» XI в. Распад халифата и образование новых исламских государств в его рамках (Фатимиды, Аглабиды, Альморавиды и др.) – дальнейшая исламизация Северной Африки (Магриб) и Средней Азии. Вторжение тюркских племен в Индию и образование Делийского султаната. Вторжение монголов (XIII в.) и окончательное падение Аббасидского халифата (1256 г.). Образование государства Ильханов и его исламизация.

18. Развитие ислама в XIII-XVII вв.

Османская империя как преемник Халифата. Тюркский и монгольский ислам: преемственность и модификация в суннизме. Роль джихада в идеологии исламских государств XIII-XIV вв. на Ближнем Востоке. Возвышение Османского султаната в XIV-XV вв. Гази и борьба с Византией. Завоевание Селимом I Египта и пленение последнего Аббасидского халифа. Провозглашение османского султана правопреемником Аббасидского халифата (1517). Реакция остального исламского мира на это событие. Войны с шиитским Ираном XVI-XVIII вв. как попытка объединения исламского мира под властью турецкого султана-халифа.

Особенности развития шиитского Ирана. Шиизм как политическая и религиозная оппозиция Омейядскому и Аббасидскому халифатам. Движение шуубийя в Иране и объединение его с шиитским исламом как культурно-религиозное мировоззрение персов VIII-X вв. Формирование религиозных особенностей шиизма: Священное предание (Акбар), учение о халифате и имамате и т. д. Покорение Ирана монголами в XIII в. и гонения на шиитов в XIV-XV вв. Тамерлан и сарбедары. Роль суфизма и суфийских орденов в политической и религиозной жизни Ирана XV-XVI вв. Орден Сефевийя и его переход в шиизм. Кызылбаши и основание Сефевидской шиитской династии Ирана. Особенности взаимодействия шиитского духовенства (улама) и светской власти (шахиншаха) в Иране. Войны с Османской империи как религиозный феномен.

Мусульманское сектантство. Особенности мусульманского сектантства. Основные шиитские секты и течения (имамизм и исмаилизм): истоки и характер различий. «Переходные секты» (друзы, алавиты и др.). Суфизм – мистика в исламе. Организационные формы суфизма (тарикат и мюридизм). Народный элемент в суфийском учении (культ святых, дервишизм).

19. Развитие ислама в XVIII-XIX вв.

Трансформация ислама в условиях колониальной зависимости от западных стран.

Особенности существования ислама в условиях проникновения европейского капитала и усиления экономической и политической зависимости мусульманских государств и народов от стран Запада. Религиозный аспект военно-политических отношений мусульманского Востока и христианского Запада. Османская империя как авангард исламского мира. Религиозно-культурный аспект «Восточного вопроса» в конце XVIII-XIX вв.

Формирование новых сект и течений в мусульманском мире.

Поиски путей дальнейшего развития ислама и исламского общества мусульманскими богословами в условиях структурного кризиса середины XIX в. Традиционализм, фундаментализм и модернизм: критерий определения и сущность терминов. Возрожденчество (фундаментализм) как радикальный ответ на экспансию Запада и формирование «проблемы Восток-Запад». Ваххабизм. Джихад Абд аль-Кадира в Алжире. Сенуситы. Махдизм и бабизм. Модернизм как поиск компромиссов в решении «проблемы Восток-Запад». Бехаизм. Аль-Афгани и М. Абдо.

Панисламизм в XIX в.: сущность доктрины и ее эволюция. Попытки его политического ангажирования Абдул-Хамидом II. Крушение Османской империи как завершение халифской преемственности в исламском мире. Проблема выживания исламских государств и обществ в условиях политико-экономической зависимости от западных стран.

20. Ислам в современном мире.

Развитие ислама в первой половине ХХ в. Окончательное формирование трех основных течений в современном исламе: традиционализм, модернизм и фундаментализм. Использование исламскими религиозными авторитетами политических и социально-экономических теорий западных мыслителей. Проблема «исламского социализма» и его первые проявления (иранские революции).

Исламский модернизм во второй половине ХХ в. Особенности исламского модернизма. «Белые революции» (в Иране и др.) и проблема «вестернизации» мусульманских обществ.

Современный исламский фундаментализм и проблема «исламского вызова» Западу. Иранская революция 1978 г. и аятолла Хомейни. Ближневосточная проблема с точки зрения религиозного противостояния.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия (54 ч.)

Семинарское занятие № 1. Доктрина и культ буддизма.

1. Будда: личность и учение (джатаки и Дхарма). Палийский канон.

2. Учение Махаяны. Мадхъямика и Йогачара.

3. Школа Чань в Китае и Дзэн-буддизм в Японии.

4. Буддистская мифология и культ. Тантризм (Ваджраяна).

Литература:

1. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. – М., 1991.