Смекни!
smekni.com

В. Ф. Тендрякова Magisterská diplomová práce (стр. 10 из 20)

«Будущий человек» понимает свою ответственность по отношению к природе, сочетание с ней. Его направление устремляется не уничтожать ее, а наоборот, старается найти место для себя в ней: «Высокие горы прижали к морю небольшой южный город — белые дома захлебнулись в зелени. У моря пляж, как цветник, пестреющий яркими тентами».[103] «Будущий человек» непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Природа является его местообитанием и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности.

Можно утверждать, что человек от самого своего начала старается стать покорителем природы «…многое было достигнуто, но никак не удавалось заставить природу».[104] Человек будущего, в произведении шагает в ногу своих предков, но при этом старается не навредить ей, а наоборот, создать вполне совместимое положительное с обеих сторон существование природы и техники, которую, по сути, порождает человек: «Горы наверху лысые, кое-где дыбится старчески сморщенное чело отвесных скал <…> снизу, с улиц уютного курортного городка, с пляжа эта скала действительно напоминала палец <…> а несколько лет назад на нем расцвел серебристо розовый цветок <…> зеркало гигантского радиотелескопа, способного забрасывать сигналы в самое сердце Галактики».[105]

Писатель, изображая «будущего человека», показывает неравнодушное отношение к своей среде, в которой человек живет. Он (человек) «…в конце концов, прибрал к рукам, — и оставшийся нетронутый, — островок <…> в глуши Тихого океана, — называя его, — райским уголком».[106] В какой-то степени человек уничтожил первоначальную дикую природу, где существовало «…несколько тощих кустов, чудом выросших на камне, несколько десятков ящериц, тоже бог весть как попавших на этот жалкий осколок суши».[107] С целью практической пользы создания обитаемого места для себя, для человека: «…установили электростанцию и агрегат‑опреснитель, прозрачные ручьи потекли по скалам, скалы затянулись зеленью, не какой попало, а избранной: цветы и полезные травы, кокосовые пальмы и хлебные деревья, декоративные кусты и фруктовые насаждения. Павлины спесиво носили хвосты, полыхающие всеми цветами радуги, доверчивые лани паслись в живописных камерных долинках».[108] Писатель-повествователь, употребляя словосочетание негативного оттенка «прибрать к рукам», как будто показывает, что человек победил над природой, превратил ее для своих интересов и потребностей. Но польза в данном случае не несет негативно-оценивающий характер, так как писатель учитывает потребности человека и общества — «…райский уголок, где можно спрятаться».[109]

Человек в повести понимает тот факт, что может подавлять природу: «Только словно невзначай оброненный домик у подножия цветка, робкое белое вкрапление среди камня, заставляет задумываться о размерах «Мальвочки» <…> его сетчатая тень покрывает не только весь палец, но и часть горы»,[110] но не сможет над нею владеть, называя ее «природой‑матушкой», как создательницу всего, в том числе и человека.

2. Человеческий идеал

Специфичность пространства данного произведения заключается в том, что писатель принципиально не указывает конкретные государства и города, читатель знает только то, что действие происходит на планете Земля. Из теории анализа литературного произведения известно, что для каждого писателя место действия имеет принципиальное значение.[111] Большинство действий, событий в произведении связанны с одним единственным конкретным местом — Институтом мозга, так как все персонажи в нем работают. В данном произведении оно выступает как комплекс, город, даже как замкнутое, абстрактное пространство. Данное название «института» содержит символическое значение, которое связанно с разумом, умом. Писатель, таким образом, проявляет свое отношение к будущему человеку, он его видит как «…племя разумных существ, — которые — <…> создали высокую цивилизацию»,[112] не давая окончательной оценки, оставляя так пространство для размышления и оценивания читателю.

В обществе «будущего человека» весьма ценится человеческий разум, и именно человек с «изобретательной памятью» — «феномены памяти» находятся на пике иерархии в обществе. Данная иерархия имеет косвенное отношение к Институту мозга, так как «…работать в <…> институте — для каждого большая честь».[113] Но и между «феноменов» писатель проводит подразделение: «Одни декламировали пудовые телефонные справочники, как стихи, другие — антологии поэзии того же веса отбарабанивали, как телефонные справочники. Находились и такие, которые ради спортивного интереса заучивали от корки до корки технические энциклопедии. Виртуозов запоминания телефонных справочников отмечали научным термином «ассоциативно недостаточны» и отправляли домой».[114]

Писатель видит человеческий идеал, который является не только разумным существом, но и это существо способно развиваться, воспитывать в себе высший идеал, личность. Так как человек личностью не рождается, а становится: «…вмешательство как ученых бессмысленно без <…> воспитания…»,[115] в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я».

Персонаж Игорь Бартеньев младший придерживается мнения, что существует возможность «…воспитать то, что не заложила природа».[116] Герой предлагает духовно « …«перекроить» человеческий мозок», — создавая для человека такие условия — которые бы способствовали росту клеток, выполняющих функции ассоциативного мышления, — и таким образом — отщепенцы в обществе исчезнуть навсегда!». «Отщепенцем» писатель имеет в виду «незанятых». Герой подчеркивает, что воспитывать нужно с детства, когда человек только развивается. Владимир Тендряков об этом говорит и в своей статье «Jedinec a komunismus», что «rodina, studium odpočine, práce a další faktory rovněž určitým způsobem ovlivňují člověka, formují jeho osobnost. …odvěkými vychovateli jsou i pedagogika, etika, filozofie, umění».[117] Так как в этом периоде жизни человек наиболее восприимчив, т.е. «хватает все на ходу», хорошее и плохое. Поэтому, необходимо развивать не только человеческий разум, но «…нужно воспитать и душу».[118] В сравнении человека с «нерасторопной» природой, писатель изображает человека, который не сидит «…сиднем, — а наоборот, движется — «вперед».[119] Об этом Владимир Федорович Тендряков неоднократно говорит «život bez dalšího vývoje, bez pohyb. To už by nebyla rovnováha entropie, to by byla smrt».[120]

Немаловажным «светилом» для «будущего человека» становится планета Коллега в созвездии Лямбды Стрелы. Образ планеты Коллега в пространственной перспективе двойственный. С одной стороны, она символизирует безграничное космическое пространство, физическую отдаленность «Она была едва видима на ночном небе простым глазом, примерно так, как видна слабенькая звездочка на изгибе ковша Большой Медведицы».[121] С другой стороны, она же сближена с Землей в фантастическом пространстве «В сообщениях из космоса эта планета означалась двумя короткими импульсами, то есть «Вторая в системе»…»[122], являясь ее «соседкой» в духовном отношении, «…у людей же она сразу получила имя «Коллега», ее жители — «коллегиане».[123] Таким образом, две планеты Земля и Коллега являются одними из оснований в произведении для сравнения их жителей: землян и коллегиан.

Выбором названия планеты «Коллега» косвенно проявляется отношение будущего человека к этой планете и ее жителям, так как понятие «коллега» обозначает — товарищ, собрат, к тому же в произведении дается более подробная характеристика коллегиан: «…коллегиане отличаются необычайной добротой, миролюбием, душевной щедростью, — также они владели — коллегианской мудростью, храбростью и находчивостью».[124] Подчеркивается их «благодарность» и писатель называет их «кроткими жителями». Можно утверждать, что будущий человек создает для себя нравственный идеал: «Люди приписывали небесным собратьям то, что они больше всего ценили на Земле».[125] Подчеркивается даже подражание людей Земли коллегианам и стремление быть такими как они: «Время от времени вспыхивала «коллегианская мода» <…> можно было даже услышать и песенки: «Коллегианочку любить хочу…» Женщины носили прически «стрела в облаках», шили юбки «лямбда», мужчины брились бритвами «Коллега»…»,[126] стараясь, хоть как-то приблизится к своим отдаленным «соседям».

Таким образом, писатель предоставляет два идеала в мире «будущего человека». Один заимствованный с планеты Коллега, который, правда, более идеализированный, чем настоящий. И другой идеал — действительный, воплощенный в человека, как разумное, продвигающее вперед существо.