Смекни!
smekni.com

В. Ф. Тендрякова Magisterská diplomová práce (стр. 14 из 20)

Правда, у Александра не всегда присутствует чувство сожаления и понимания к другому человеку. Шаблин ссылается на его разум и чувства: «С вашим умом и впечатлительностью»,[206] призывает к осознанию и развитию в себе этих нравственных ценностей: «А вы его еще не принимаете в расчет? Он для вас лишь отвлеченный эксперимент? <…> Себя-то вы считаете…» человеком.[207] Этим же Шаблин призывает Александра к ответственности: «Убийственные мысли для человека, напрочь оторванного от родины… Перед тем, как передать второму «„Я“«все свое, влюбиться! Может, вы еще медовый месяц проведете?.. Давайте удесятерим впечатление земного счастья <…> чтобы загибался от ностальгии, отчаивался от невозвратной потери, чувствовал себя несчастным <…> Подумайте, взвесьте…».[208]

Повествователь изображает Александра главное как личность, прежде всего, «развивающуюся», открывающую в себе и для себя потенциал «внутреннего нравственного человека».

Игорь Александрович Бартеньев

Игорь является сыном Александра и Галины. Повествователь описывает, что Игорь уже с детства быстро развивает свой разум, интеллект, его способностями: «…восхищались педагоги… <…> Увлекался астрономией и шахматами, рисованием и авиаспортом, геометрией и художественной фотографией. Мать беспокоилась: «Недостаточно целеустремлен». Отец при этом думал: «Весь в тебя». <…> А Шаблин успокаивал: «Растет нормальный человек».[209] После получения звания кандидат наук, «В один прекрасный день <…> Игорь явился не один, за ним ввалилась целая компания таких же, как он, молодых ученых: спортивные костюмы, спутанные шевелюры, с затаенным вызовом поблескивающие глаза и на лицах у всех одинаковое жестковато упрямое выражение соловьи разбойники. А Игорь держится атаманом: невысокий, подобранный, одет со щеголеватой небрежностью, на челе печать правдоискателя».[210]

Во многом Игорь Шаблин повлиял на Игоря Бартеньева, на его мнения о жизни, о ее укладе: «…Шаблин уже не как дед, а как товарищ сошелся с Игорем. Часто можно было их видеть вдвоем, друг против друга стар и млад <…> О чем толковали они между собой? Наверно, о вечной теме о жизни».[211] Шаблин для своего крестного сына становится как бы нравственным учителем: «Один о ней мог судить потому, что ее уже прожил. Другой судил по тому, что предстояло прожить. Не удивительно, что нашли общий язык».[212]

Игорь младший придерживается своих убеждений, чувствует внутренние побуждения — помочь другому человеку, обществу. У Игоря сильно развитое чувство нравственного долга, даже некая ответственность за других людей, старается быть полезным для них, помочь им: «Они же, в сущности, несчастны, как то нужно ими заняться!.. Я это увидел и не раскаиваюсь!».[213]

Игорь старается с помощью своих знаний и ума улучшить жизнь в обществе, помочь другим людям: «Умственное неравенство людей, последнее неравенство в обществе, можно ликвидировать».[214] Именно, из-за этого его внутреннего зарождающегося конфликта — нехотение смирится с фактом, что не все человечество между собой равно, порождаются все остальные его конфликты.

Григорий Митков

С Григорием как персонажем читатель знакомится на последних страницах повести: ««Нужен доброволец для прививки интеллекта Александра Бартеньева. Непременные условия: возраст 25 лет, идеальное здоровье…» <…> И добровольцы, пожелавшие забыть свое собственное «я», превратиться в Александра Бартеньева, взяли в осаду Институт мозга».[215]

Данный персонаж совмещает в себе определенный тип человека, между прочим, повествователь не раз его изображает в повести, называя его «незнакомцем». Это человек, который «…дрожит маленькими прелестями жизни», который «…очень недоволен собой…», «А самое главное, — не надеется — что-нибудь сделать <…> в жизни»[216] и со своей неудовлетворенностью. Он считает себя «бесполезным болваном» в обществе.

Такой человек решительно готов избавиться от своей жизни, уничтожить ее, себя: «Он с хладнокровием тренированного спортсмена ждал, когда его позовут на операцию, после которой он забудет свое имя, свои привычки, свой характер и станет Александром Николаевичем Бартеньевым».[217] Как бы лучше кем-то другим, но только не собой: «Ведь это же будете вы, <…> а не я».[218] Можно заметить, что персонаж не ценит, не уважает самого себя, свою (прожитую) жизнь, которая все-таки является одной из наивысших ценностей человека. Потому, создать представление о системе ценностей такого человека (персонажа) сложно, так как у него их почти нет — он не ценит жизнь, у него нет смысла жить, он не почувствовал высшего счастья.

IX. Взаимоотношение и проявление внутренних и внешних конфликтов персонажей

Каждый из персонажей, как и отдельный человек, сознательно или бессознательно ориентируется, как правило, не на одну какую-нибудь ценность, а на несколько жизненных ценностей, таким образом, образовывается система ценностей. Ценности, как правило, не хаотично сосуществуют, а определенным образом упорядочены. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости, в зависимости от преобладающих интересов и целей человека. В большинстве случаев, они вполне уживаются друг с другом, но могут быть и несовместимыми, и тогда человек ведет себя противоречиво, находится в разладе с самим собой, создаются конфликты.

Галина, как «поклонница прошлого», жалеет о «…прошедшей молодости человечества. Завидую тем, кто жил на неистоптанной планете…»,[219] она придерживается мнения: «По-своему прекрасное время, создающие мужественные натуры…».[220] Считает, что «будущему человеку» все легко достается, потому он и не может по-настоящему оценить это: «Какие сильные и страшные люди жили прежде! <…> А они умели не только пугать <…> Они умели быть нежными…».[221]

Она осознает, что жизнь не должна быть «понарошку», что ее как бы надо прожить насыщено, достойно, бороться за нее. В этом проявляется и ее самый острый конфликт — с самой жизнью, с неким «невидимым собственным врагом», которого со временем как Галина сама понимает невозможно победить: «Вошла она плавной поступью, с той неуловимой горделивой осанкой цветущей женщины, у которой давно позади тревожные сомнения, довольна своим обжитым миром».[222] Противостояние Галины укладу жизни, в том числе и другим персонажам, вызвано внутренним конфликтом, так как она считает, что «…в нас самих сила умирает за ненадобностью…».[223] Ее постигает осознание бесполезно растраченных сил и потерянных возможностей, чувство сожаления и боли за прожитую впустую жизнь.

Хотя жизнь ее, с позиции повествователя, считается весомой, ценной: «Всемирный конгресс почтил вставанием память женщины, самой обычной из обычных. Она не сделала ни одного открытия, не удивила народы ни взлетом дерзкой мысли, ни всплеском яркой фантазии. Единственная заслуга ее жизни родила одного из самых достойнейших членов этого высокого собрания, кого ждали, в ком нуждаются».[224]

Свой внутренний личный конфликт с укладом жизни, Галина «переносит» во внешние конфликты с Шаблиным, так как он «…влюбленный в свой век, еще больше влюбленный в будущее…».[225] Но после того как Шаблин подарил ей «…одну старинную вещь <…> пистолет, но не настоящий <…> детская игрушка».[226] У Галины от этой «вещи» «…дрогнули губы <…> положила на стол перед Шаблиным исковерканный детский пистолет»,[227] со словами «Возьмите обратно!».[228] После этого Галина как бы меняет свое отношение к своему веку и к укладу жизни общества. Более того, она ценит их мир, который не порождает насилие и ее сыну не грозит такая опасность: «Галя подошла к кроватке Игоря. Он гугукал, пускал пузыри».[229] Именно в этой момент внешний конфликт Галины с Шаблиным исчерпывается, даже можем полагать, что и ее внутренний конфликт угасает, так как повествователь больше не упоминает об этом в повести.

Игорь Бартеньев под нравственным долгом понимает помощь обществу, каждой личности в уничтожении «умственного неравенства» между ними. Его моральное сознание требует от него поступков в избавлении общества от «отщепенцев». Прислушиваясь к своей совести, он убегает из дома и присоединяется к «незанятым». Его мотив благородный — он хочет помочь другому человеку в его страданиях. Этот момент можно назвать началом морального внутреннего конфликта, который постепенно перерастает во внешний. Игорь стоит перед выбором двух нравственных ценностей — долг перед ближним человеком, обществом и любовью к своим близким (в смысле не причинить боль и страдания), но чувство долга у него побеждает. Александр как его отец дает ему в упрек, что его поступок безответственный: «А о матери ты подумал? <…> Ты погляди на нее!».[230] Но Игорь придерживается своей «правоты»: «Мама должна простить меня…»,[231] как бы она должна понять, что он уже «…достаточно взрослый…»,[232] и не станет «…доказывать свое равноправие...»,[233] также имеет право на личный свободный выбор. Игорь Шаблин заканчивает этот внешний конфликт словами: «Растет нормальный человек, качественный… Признаемся: всем нам было немного стыдно перед ним».[234]