Смекни!
smekni.com

В. Ф. Тендрякова Magisterská diplomová práce (стр. 4 из 20)

Этика является теорией нравственности, обозначает совокупность добродетелей, а также область знаний о них.

Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от латинского аналога «mos» (множ. число «mores»), что означало примерно тоже, что и «ethos» в древнегреческом языке — нрав, обычай. Следуя примеру Аристотеля, римский оратор Марк Туллий Цицерон в 1 веке до н. э., при переводе аристотелевских текстов, использовал слово «mos», как смысловой аналог греческому «ethos». Позже аналогично образовал слово «moralis», обозначающее, моральный.

Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В 4. веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» — мораль, являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».[28]

В некоторых языках есть свои коренные слова, так и в русском языке существует слово «нравственность». Данное слово происходит от корня слова нрав, и впервые оно фиксируется в «Словаре Академии Российской» (Санкт-Петербург, 1793 г.) и употреблялось наряду со словами «этика» и мораль» как их синонимы.[29]

Также и в немецком языке существует свое понятие — «Sittlichkeit», образовано оно тем же путем, что и нравственность, и мораль — от слова нрав («Sitte»), обычай. Другие слова были образованы с одним же корнем: прилагательное «нравственный» («sittlich»).

В первоначальном значении «этика», «мораль» и «нравственность» были разные слова, имеющие, однако, то же значение. Но со временем ситуация меняется и в процессе развития культуры и языка они приобретают немного иной смысл. В разговорном русском языке данные слова взаимозаменяемы, так например, можно сказать, что поступок этичный, а можно — что поступок нравственный. Однако в рамках научного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание — наука. А под понятиями «мораль» и «нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

1. Этика зарождалась уже в глубокой древности, и со временем, она «…становится способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: «что есть добро и зло», «как следует жить и почему», «к чему следует стремиться и чего избегать», «в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл?». Практические жизненные вопросы осмысливаются этикой как учением о при­роде добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни».[30] Этике в первую очередь нужно общество, на котором она и строит свою теорию, так как она наиболее обусловлена самим фактом общественной жизни. Другими словами, человек от этики учится, как жить по принципам морали, а этика извлекает информацию от общества, как оно живет.

Как было уже выше сказано, этика — это философская наука, предметом которой является мораль и нравственность. Это — учение о сущности морали, ее структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. Термин «этика» употребляется в значении системы норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы и как способ оценки человеческих поступков (одобрение, осуждение). Этика дает ответ на вопрос как надо правильно жить. Этика исполняет роль «социального регулятора» в поведении и отношениям между людьми. Этика старается указать человеку общее направление в жизни. Центральной проблемой этики являются Добро и Зло. Этика изучает генезис, сущность и специфику морали, раскрывая ее место и роль в жизни общества. Этика теоретически описывает внутренние и внешние механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности. Этика выступает не только как теория морали, изучающая ее сущность и специфику, но и человека как морального субъекта. Этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких понятий, как: благо, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Этика интересуется вопросом: Как должен поступать человек?

Основными задачами этики являются: теоретическое описание и объяснение морали (ее историю, нормы, принципы, идеалы и т. д.). Она анализирует сущность морали в ее «должном» и «сущем». Этика предоставляет человеку учение о морали.

2. Мораль — это «специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему».[31] Мораль — это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Другими словами этика имеет нормативный характер. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Мораль –– это реальность.

Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе. Так что, мораль не возникла в человеческом обществе в определенный момент времени, она присуща ему всегда, на всех стадиях его развития.

С первого взгляда мораль можно сравнить с правилами поведения человека, которые имею связь с отношением к другим людям, к обществу и к самому себе. В каждом случае они формулируются в повелительном наклонении: «будь таким!» или «не делай этого». Это указания не на то, что есть, а на то, как и какими могли бы быть человеческие поступки.

В содержание морали входят:

Моральные принципы — главный элемент в системе морали — это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются другие элементы системы. Например: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность.

Моральные регулятивы — это правила поведения, ориентированного на ценности. Они разнообразны, ибо каждый индивид выбирает те, которые наиболее ему подходят. Среди них могут быть такие, которые не одобряются окружающими. В каждой культуре, обществе имеется система общепризнанных, нравственных регулятивов, которые считаются желаемыми. Регулятивы и ценности не существуют один без другого.

Существует еще один, важный для нас, термин моральные нормы — конкретные и общепринятые правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.

Моральные нормы часто совпадают с государственными законами. Моральные нормы несут устный характер, а законы — письменный. За нарушение моральных норм следует нравственная ответственность: осуждение обществом и мучение совести. А за нарушение закона — уголовно-правовая, гражданско-правовая или административно-правовая ответственность.

Моральные ценности «(общечеловеческие ценности) — система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности».[32] Моральные ценности служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий. Моральные ценности регулируют поведение людей, их взаимоотношение во всех сферах человеческой жизни: бытовой, семейной, профессиональной и т. д.

Разделение моральных ценностей в их иерархии носит субъективный характер, так как каждый человек (или группа людей) на основе собственных предпочтений и интересов считает одни ценности высшими и общезначимыми, а другие — принижает, или даже отрицает.

У морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать. Мораль «ставит оценки» за поступки человека, а также всю общественную жизнь. Она оценивает и определяет — хорошо это или плохо, добро или зло. Человек дает моральную оценку чему-либо и кому-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.) с помощью понятий добра и зла и производных от них понятий: справедливость — несправедливость; честь — бесчестие; благородство, порядочность — низость, непорядочность, подлость и т. д. Моральная оценка выражается по-разному: похвала, соглашение, критика, отрицание, одобрение и неодобрение и т. д. Моральная оценка оказывает влияние на деятельность человека и общества. Значит, оценивая окружающий мир, человек в первую очередь оценивает самого себя, свою позицию и мировоззрение.

Вторая задача морали — регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направляя деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. В отличие от государственного регулирования (законов, указов, приказов), мораль регулирует движение жизни людей несколькими способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, и конечно, совестью. Мораль присутствует во всех сферах человеческой жизни: она входит составной частью во все виды воспитания — умственное, физическое, эстетическое — и является для них ориентиром: выдвигает перед ними моральные идеалы.

Третья задача морали — это воспитание, как воздействие общества на человека, но и самовоспитание человека. Мораль не только должна воспитывать, но и придавать гармонично-гумманую ориентацию — сочетание личных и общественных интересов. Или другими словами, умению человека заботиться и думать о других так же, как о себе. Мораль призывает человека к гуманному отношению людей друг к другу.