Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Петрозаводск 2007 Рецензенты (стр. 8 из 8)

«При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово - полную определенность. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой, довести ее до высшего предела, а это составляет задачу искусства» Ц.А.Кюи.

«Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось слушать ее, я тосковал» И.Е.Репин.

«Музыкант находит для себя пищу не в одной только музыке. Оттенок речи ритм какого-нибудь движения, гармония улыбки дают ему больше музыки, чем симфония какого-нибудь его собрата» Р.Роллан.

« музыка-источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли» Сюнь-цзы.

«...я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества» Н.А.Римский-Корсаков.

«Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья» А.В.Луначарский.

«Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни...

Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна...

Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат» Д.Д.Шостакович.

«... музыка со своей звенящей наполненностью завораживает и затягивает в безмолвную глубину ощущения вечности... все внешнее она показывает в ясном зеркале внутренней жизни...» К.В.Ф. Зольгер.

«...моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее...» М.П.Мусоргский.

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся...

Чтобы любить музыку, надо, прежде всего ее слушать...

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» Д.Д.Шостакович.

«...тайна слова и тайна звука – одна...» Э.Т.А. Гофман.

«Любовь не может дать представление о музыке, а музыка может дать представление о любви. Но зачем разделять их? Они два крыла души» Г.Берлиоз

«Из мысли: вылетят орлы;

Из сердца: выйдет образ львиный;

Из воли: толстые волы;

Из звука; мир многоединый» Андрей Белый.

Приложение 10

Методика: «Дневник музыкальных впечатлений»

Цель: Научить концентрации внимания и восприятия на значимых образцах, личностно-ценных произведениях музыкального искусства, на взаимосвязи музыки с другими видами искусств в гуманистических аспектах.

Субцель: переориентировать учащихся с просмотра телеканала «ТНТ», «СТС» и других, на канал «Культура», более частое общение с высокохудожественной музыкой.

Формы работы:

- зарисовки впечатлений в литературном и изобразительном вариантах;

- выполнение заданий на темы: «Как музыка звучит в литературе», «Как образы живописи воплощаются в музыке», «Какие человеческие черты передаются музыкой», «Какие качества героев сказок и былин выражаются в музыке» и др;

- фиксация посещений концертов, театров, прослушанных и увиденных на ТВ музыкальных программ;

- описание домашних музыкальных впечатлений (в праздники и др.)

Приложение 11

Словарь чувств в музыкальных произведениях

Доброта - нежность, мягкость, радушность, трогательность, ласка, мечтательность, задушевность, застенчивость, трепетность, человечность, терпение, надежда, искренность, сердечность, благородство, с любовью.

Жизнеутверждение - упорство, решительность, уверенность, гордость, величественность, объединение, мужество, призыв, свобода, героизм, любовь к жизни, преодоление, вера в свои силы, монументальность, масштабность, энергичность, смелость, отвага, торжественность, строгость, аскетичность, грандиозность, триумфальность.

Романтичность - поэтичность, пленительность, утонченность, изысканность, пленительность, завороженность, сентиментальность, мелодраматичность, прихотливость, окрыленность, проникновенность, простодушность, душевность.

Возвышенность - одухотворенность, задушевность, трепетность, вдохновенность, человеколюбие, единение с миром, величественность, безмятежность, благоговейность.

Грусть – печаль, уныние, понурость, задумчивость, отчуждение, рассеянность, отрешенность, растерянность, кротость, боязливость, стеснительность.

Юмор – радость, праздничность, проворность, игривость, задор, стремительность, суетливость, торопливость, безудержная веселость, исступление, ироничность, шаловливость, лукавость, задиристость, чопорность, надоедливость, беззлобность, сарказм, колкость, гротеск.

Тревога - суровость, отчаяние, страх, смирение, надломленность, тоска, безутешность, драматичность, трагичность, напряженность.

Жадность- хитрость, раздраженность, резкость, грубость, гнев, ярость, сердитость, свирепость, агрессивность, злоба, злорадство, язвительность, едкость [11, С.269].

Библиография

1. Алеев В.В. Музыка.5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений/В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.- М.:Дрофа,2003.-96с.

2. Алиев Ю.Б.Программа по музыке для общеобразовательных школ. 1-8 классы/Ю.Б.Алиев. - М.: Просвещение, 1993.- 80с.

3. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/Л.А.Безбородова, Ю.Б.Алиев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 416с.

4. Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций / М.А. Верб. - СПб., 1997. - 142с.

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128с.

6. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева.- М., Издательство института социологии РАН, 2002.- 240с.

7. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы// Педагогические размышления/Д.Б.Кабалевский.- М.,1987.-98с.

8. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Учебное пособие к спецкурсу/М.Г.Казакина. - Л., 1989.-84с.

9. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова ; под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 253с

10. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально- значимые ценности (Теория и диагностика)/А.В.Кирьякова.- Л.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1991.- 84с.

11. Лебедев О.Е. Дети в современном обществе/О.Е.Лебедев // «Зеркальный»: Мечта, творчество, вдохновение. Из серии «Рост». Теория и практика реализации творческого потенциала детей.- СПб, 2000.- 180с.-С.16-24.

12. Матвеева О. Программа психолого-педагогического сопровождения. Каждому пятикласснику - творч. шанс/О.Матвеева, Е.Львова. // Народное образование.- 2000. № 8. - с. 143-148.

13. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. Программа для 5-8-х классов общеобразовательной школы / авторы: Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова.- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

14. Музыка начинается там, где начинается слово/ М.Ш.Бонфельд, П.С.Волкова, Л.П.Казанцева, В.И.Шаховский; Под.общ.ред. Л.П.Казанцевой.-Астрахань- М.: НТЦ «Консерватория», 1995.- 458с.

15. Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л.А.Регуш.– СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «Союз», 2001.– 191с.

16. Петрушин В.И. Музыкальнвая психология / В.И. Петрушин.- М.: ВЛАДОС, 1997.-384с.,

17. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. 1-8 классы/ под общ. Ред. Ю.Б.Алиева. - М.: «Просвещение», 1993.-79 с.

18. Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. V- VIII класс. / под науч. рук. Д.Б.Кабалевского. Авторы - Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендерова, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.В.Кадобнова и др.- М.: Просвещение, 2004.- 225с.

19. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман - М.: Знание, 1985. – 80с

Содержание

Введение

3

Особенности современного подростка

4

Содержание и способы становления личностно- гуманистической ориентации школьника в музыкально-образовательной деятельности

6

Приложение 1 Авторизированное тематическое планирование музыкального материала (5 класс)_

18

Авторизированное тематическое планирование музыкального материала (6 класс)

21

Приложение 2 Программа экспериментальной работы по становлению личностно- гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности по музыке

25

Приложение 3 Основные аспекты проведения дискуссии как формы учебной деятельности

27

Приложение 4 Методика «Копилка чувств»

27

Приложение 5 Опрос- тест (6 класс)

29

Приложение 6 Методика незаконченных предложений

30

Приложение 7 Методика мини- сочинений (эссе)

31

Приложение 8 Материал к уроку по теме: «Ура частушке!»

31

Приложение 9 Тезаурус мудрой мысли о музыке

32

Приложение 10 Методика: «Дневник музыкальных впечатлений»

36

Приложение11 Словарь чувств в музыкальных произведениях

37

Библиография Содержание

38

40


Подписано в печать 20.03.07. Формат 60*84 1/16..

Заказ № 51. Бумага офсетная. 2,5 п.л. Тираж 50 экз.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельский государственный педагогический университет»

Республика Карелия. 185000, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17.

Печатный цех


ЛОЦМАН Е.С.

Организация становления

личностно - гуманистической

ориентации младшего подростка

на уроках музыки

Петрозаводск 2007