Смекни!
smekni.com

"Тиран" не греческое слово Вдревности его связывали с тиренцами, догреческим (стр. 10 из 217)

с Алкмеонидами". Все это были владельцы крупных земельных участков, составлявших

значительную часть территории Аттики. По афинским законам, земли изгнанных

конфисковывались; вероятно, Писистрат разделил их как государственную землю

между беднейшими крестьянами на тех же основаниях, что и территорию Саламина, т.

е. с запрещением продавать, закладывать и сдавать в аренду

ПИСИСТРАТ

33

Писистрат считал себя завоевателем и абсолютным владыкой Аттики. В основном он

прибегал к двум мерам, разоружению граждан и обложению налогом доходов с земли

Сюда же относились и силовые меры предосторожности, направленные против его

врагов: сыновей аристократов, чтобы держать их семьи в страхе, Писистрат велел

взять в заложники и отправить на остров Наксос.

Некоторые из аристократических родов остались в Аттике, подчиняясь и угождая

Писистрату. Это была не торговая знать, не Алкмеониды, а знать старого

землевладельческого типа - прежде всего род Филаидов

Писистрату не составило труда разорить и обессилить земельную аристократию, но,

даже изгнав Алкмеонидов, он не мог нанести чувствительного удара по торговой

партии. Единственным эффективным способом борьбы с ними было открытие новых,

более выгодных рынков. Впоследствии Писистрату удалось захватить ключ к хлебу -

Сигей на Геллеспонте.

Как представитель партии диакриев Писистрат в первую голову занялся реформой

мелкого крестьянства Он значительно расширил крестьянский земельный фонд,

наделив крестьян участками (клерами) из конфискованных земель Это были земли

аристократии в самой Аттике, а также на Саламине, на Лемносе, а вероятно, и в

других владениях Афин (на фракийском Херсоне-се, в Сигее, в Рэкеле и т д.).

Чтобы эти меры принесли результаты, он щедро выдает вновь наделяемым крестьянам

из казенных сумм ссуды и пособия на покупку скота, орудий, инвентаря и

необходимые расходы.

Далее, одной из причин быстрого разорения крестьянства в досолоновс-кую эпоху

было то, что суды находились в городе, в самом гнезде аристократии, и состояли

из аристократов, тогда как крестьянина, ничего в законах и судах не понимавшего,

легко было обмануть и обобрать Писистрат переносит суды (разбиравшие, вероятно,

чаще всего земельные споры, возникавшие на почве переделов последних лет) в

деревню и назначает разъездных судей из верных адептов крестьянской партии. Он

лично объезжает крестьянские хозяйства. Писистрат превращает в важнейший

государственный праздник крестьянский праздник Диониса и официально предписывает

крестьянам носить их старинный национальный костюм - "катонаку". В то же время,

пытаясь остановить стихийный процесс переселения разоренных крестьян в город, он

велит наказывать крестьян, слоняющихся по городу в поисках заработка (по

сельской одежде крестьян легко было распознать в толпе)

Геродот считает, что основной опорой его тирании, кроме наемников, были доходы,

поступавшие частью из Аттики, частью с Пангейских рудников Аристотель же четко

называет "десятину" от урожая, то есть регулярно выплачиваемый прямой налог в

размере 10 процентов Ежегодное повышение земельного налога в пользу тирана

коснулось всех землевладельцев, и крупных, и мелких. Без сомнения, властитель

повышал налоги в свою пользу, а не в пользу общины Афин, которая ни до, ни после

тирании не знала таких больших налогов Еще один источник дохода тирана -

серебряные копи в Лав-рийских горах. Добываемый там драгоценный металл вместе с

тем, что давали Пангейские рудники, позволял ему чеканить монету и тем самым

оплачивать наемное войско, а также расходы на строительство, празднества в честь

богов и содержание собственного двора

Писистрат стремился лишь к тому, чтобы на высших выборных должностях по

возможности находились члены его семьи или, по крайней мере, сговорчивые люди,

поскольку же бывшие архонты заседали в ареопаге пожизненно, он мог оказывать тем

самым решающее влияние на его состав. Такую

34

100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ

тактику мог бы осуществлять любой влиятельный гражданин, и некоторые аристократы

до Писистрата так и пытались действовать, но за ними не стояли сторонники в

городе, постоянно готовые к действию, и не было той военной силы, которая делала

пожелания Писистрата непререкаемыми Писистрат силой покорил родной город и

навязал ему свою волю Даже если он затем формально соблюдал законность,

фактически это была монархическая власть, опиравшаяся на наемные войска и

обложившая граждан налогами в свою пользу При ней, как отмечал Аристотель,

законы Солона стали "невидимыми", дух его законов больше не ощущался

Во внешней политике Писистрата можно назвать предшественником Фе-мистокла и

деятелей Афинского морского союза Он направил свое внимание прежде всего на

Делос, религиозный центр всех ионян Он всячески хотел (как и Солон) подчеркнуть,

что Афины (жители которых несколько отличались по языку от ионийцев, хотя и были

близки к ним) не только ионийский город, но и столица всех ионян

Писистрат высадился с войском на Наксосе и овладел городом, посадив здесь

тираном Лигдамида, оказавшего ему помощь в походе на Афины Таким образом, Наксос

оказался в фактической зависимости от Афин Благодаря Лигдамиду власть на Самосе

удалось захватить Поликрату, очевидно, и с ним Писистрат поддерживал

дружественные отношения

Но наибольшую важность для Писистрата имело обеспечение пути к хлебу, идущему из

Северного Причерноморья Аттический крестьянин быстро переходил от хлебных

культур к более выгодным культурам оливы и винограда, поэтому он стал нуждаться

в привозном зерне Нуждался Писистрат и в новых колониях, куда можно было

переселить часть населения Кроме того, расширение торговли было выгодно

населению Афин

Огромное количество аттических ваз эпохи Писистрата, а также монет и

металлических предметов, найденных в Северном Причерноморье, особенно в Ольвии,

показывают, насколько оживленным был товарообмен с Аттикой в это время Эти

товары шли далеко вверх по Днепру, откуда, вероятно, в обмен на них получдли

янтарь Но этим не ограничивались торговые связи Писистрата художественную посуду

эпохи Писистрата находят в Египте (в Навкра-тисе) и в Этрурии (Италия) С этим

вполне согласуется то, что, по свидетельству одного из источников, египетский

фараон Амасис присылал в Афины корабли с хлебом

Культурная деятельность Писистрата в известном смысле была частью его

международной политики, так как, между прочим, имела целью привлечь к Афинам

внимание иностранцев Писистрат построил ряд прекрасных храмов и статуй,

например, храм Афины Паллады и Зевса Олимпийского, соорудил водопровод Писистрат

приглашает в Афины рапсодов (исполнителей Гомера) и заставляет их по порядку

декламировать "Илиаду" и "Одиссею", а писцам записать эти поэмы Возможно, что

при этом были сделаны небольшие вставки в текст в интересах Афин Далее,

Писистрат и его сын Гиппарх приглашают в Афины самых выдающихся поэтов своего

времени Анакреонта из Теоса, Ласа из Гермионы, Симонида из Кеоса

Писистрат настолько укрепил свою власть, что в 527 году, после его смерти,

власть без всяких потрясений перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппар-ху,

продолжавшим править в том же духе, что и их отец Фактическим руководителем

государства был Гиппий, интересы Гиппарха лежали, главным образом, в области

литературы и искусства

ПОЛИКРАТ

35

В Афинах тирания была более устойчива, чем в других местах, так как она до 513

года обходилась без террора и превратила Афины в богатейшее и влиятельнейшее

государство Греции Недаром тиранию называли "золотым веком", "веком бога

Кроноса" Очевидно, для возникновения сильной оппозиции должны были существовать

особые причины недовольства

ПОЛИКРАТ

(?-522 или 523 до Р. X.)

Тиран (правитель) на острове Самос (приблизительно с 540 года). Осуществил

государственную чеканку монеты, создал военный и торговый флот и армию, боролся

с городами Малой Азии и островов Эгейского моря за торговые пути.

Наиболее блестящим из тиранов и притом опиравшимся, по-видимому, на торгово-

ремесленный класс, был Поликрат с острова Самос

К концу VI века Самос достиг расцвета, об этом можно судить по дошедшим до нас

остаткам керамики, живописи и скульптуры Самосскую керамику находят при

раскопках в различных частях Греции (исключая лишь район Черного моря и Хал-

кидики, куда самосцев не пускали милетяне и коринфяне) - именно на Родосе,

Кипре, в Египте, Сицилии, Италии и Карфагене Это свидетельствует о наличии

широких торговых связей и сильного флота

Аяакес, отец Поликрата, скорее всего не был тираном такой вывод можно сделать по

тому, как Поликрат пришел к власти Он собрал в гетерию представителей своего

сословия, посулив им щедрое вознаграждение, и вместе с ними и родными братьями

Пантагностом и Сило-соном силой захватил Самос (537-538) Произошло это во время

большого праздника Геры, когда жители города отправились в святилище,

находившееся в полутора часах ходьбы, и там сложили оружие Поликрат напал на

них, затем захватил важнейшие центры города, в том числе акрополь Поликрат

запросил военной помощи у Лигдама, тирана острова Наксос, и тот послал ему

войска

До 532 года братья правили совместно, затем Поликрат приказал убить Пан-

тагноста, а высланный Силосон нашел убежище при дворе персидского царя

Среди противников режима были прежде всего гаморы и другие состоятельные люди

Многие из них добровольно покинули остров, не желая ми-риться с тиранией В