Смекни!
smekni.com

"Тиран" не греческое слово Вдревности его связывали с тиренцами, догреческим (стр. 3 из 217)

нубийцы и азиаты, наблюдали за подступами к городу, и внезапное нападение было

исключено.

Несомненно, значительная часть фиванской администрации, верная монархии

фараонов, продолжала служить Эхнатону. Лица, известные еще при дворе Аменхотепа

III, сохраняют свое положение. Фараон остается истинным владыкой царства. Как ни

гневались фиванские жрецы, им оставалось только подчиниться.

Однако Эхнатон, удалившись из Фив, отстраняется также от некоторых слоев знати,

приближая к себе новых людей, в частности чужеземцев.

Округа новой столицы вместе с ее богатыми угодьями, скотом, кораблями и

мастерскими поклонялась Атону. Храмовые склады были полны богатств, жертвы

приносились с невероятной расточительностью.

12

100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ

Жрецы нового бога теперь управляли всем этим хозяйством. Они хвалились своей

принадлежностью к новым людям. Культы старых богов лишились прежней щедрой

государственной поддержки и вытеснялись единым государственным культом, а то и

вовсе прекращались.

Большую роль наряду с Эхнатоном играет царица Нефертити. Царица так же поглощена

"атонизмом", как и ее повелитель. Нефертити стала символом красоты египетской

женщины. Два ее удивительных портрета (один хранится в Берлине, другой - в

Каире) излучают очарование, к которому и в наши дни никто не остается

равнодушным.

В те времена царица Нефертити исполняла религиозные функции. Она деятельно

участвует в ритуалах и становится верховной жрицей особого свя-тилиша, где

отправляют культ заходящего солнца.

В начале религиозной "реформы", которая в действительности опиралась на древние

основы, в первую очередь на гелиопольское учение, Атон лишь первый из богов,

главный среди них. Но затем положение меняется. Царь утверждает, что самая

порочная сила, против которой ему пришлось выстоять, - это речи жрецов. А жрецы

служат богам. Эхнатон пытается уничтожить культы, приказав сбить со стен храмов

имена других богов, и прежде всего Амона, что равнозначно их истреблению. Однако

причины и практика такой религиозной политики остаются совершенно туманными. Она

непоследовательна; более того, в самой Амарне население помимо Атона продолжает

поклоняться и другим богам

Одно из серьезнейших деяний Эхнатона - уничтожение культа Осириса. Осирис -

антипод Атона Он - воплощение мрака, тогда как Атон - воплощение света Царь

совершил чреватую тяжелыми последствиями ошибку, ибо народ был всей душой

привержен этой религии, отражавшей надежды на загробную жизнь, на божественную

справедливость, одинаковую для богатых и бедных.

Слово "боги" во множественном числе упраздняется. Отвергнув имя "Аменхотеп",

Эхнатон приказал сбить его и оставил одно только имя Небмаатра, где фигурирует

имя солнечного бога Ра и богини Маат, которую царь считал дыханием божественной

жизни Сам Эхнатон как жрец "дает Маат телам", то есть жизнь своим подданным.

Желание мертвых - выйти утром из подземного мира, увидеть поднимающегося Атона,

поспешить к жертвоприношениям, услышать голос царя, прославляющего солнце во

время богослужения. Вот почему в убранстве гробниц царя часто изображают

раздающим золото в награду верным слугам.

Эхнатон преуспел в своем начинании. Он вновь стал абсолютным монархом,

единственным посредником между богами и людьми, какими были правители Древнего

царства. Правда, образ жизни Эхнатона был иным: он хотел показать себя

человечным, стоящим ближе к подданным, но суть власти осталась прежней.

В первую очередь египетскому двору требовалась дань. Если кто-либо из владетелей

(даже самых подозрительных) округлял свои владения за счет соседей (хотя бы

самых верноподданных), фараону было до этого мало дела. Главное, чтобы дань

поступала исправно и в нужном размере.

В двенадцатый год правления на грандиозную церемонию в амарнском дворце

собирались чужеземные посольства из Азии, Ливии, Нубии, с Эгейских островов.

Международная ситуация постепенно складывается не в пользу Египта. А ведь у

фараона имеются обязательства по отношению к своим союз-

ЭХНАТОН

13

никам. Когда грабят официальные торговые караваны Вавилонии, ее царь требует

возмещения понесенных убытков. Верные Египту властители считают Эхнатона своим

защитником. Но царь, похоже, не выполняет своего долга в полной мере. Хетты

затевают интриги, чтобы привлечь к себе союзников Египта и организовать некое

подобие современного шпионажа. Они ссылаются на слабость и систему увиливания

царствующего фараона.

Упоминая о других странах, фараон все еще называл их "мои владения", но это было

не более чем голословное утверждение. Империя, основанная Тутмосом III, быстро

разваливалась. Причина распада таилась в стремительном росте силы хеттов. Один

за другим отворачивались от Египта союзники, которых либо подкупали, либо

угрозами принуждали к измене. Нарастали волнения в Сирии и Палестине. Отпали от

Египта финикийские порты. С карты исчезает Митанни, союзница Египта,

разгромленная ассирийцами и хеттами. Бедуины наводняют Палестину, овладевают

Мегиддо и Иерусалимом. Повсюду утверждаются хетты и их союзники, вытесняя

Египет. Азиатская империя прекращает свое существование.

Внешняя политика Эхнатона привела к катастрофе. Первые фараоны XVIII династии

понимали, что миролюбие приведет Египет к гибели, так как народы Азии мыслят

лишь о войне и завоеваниях. В царствование Эхнатона рухнула великая египетская

империя. Окончился самый славный период истории Нового царства

Но почему бездействовал Эхнатон9 Считается, что те сообщения, которые он

получал, были неполны, искажены, иногда лживы. Так или иначе Атон, который был

призван заменить могущественного Амона-Ра, стал для египтян символом ослабления

их государства. Бог, которого он предпочел, отнял у народа мужество и предал

военное призвание великих фараонов XVIII династии.

Конец царствования Эхнатона до сих пор окутан тайной. На этот счет существует

множество теорий Может быть, царь, погрузившись в апатию, оказался не в

состоянии контролировать события, или он впал в безумие, видя, как рушится его

мечта, или отказывался понимать всю серьезность положения. Эхнатон и Нефертити

не смогли оставить Египту наследника-правителя У них рождались только дочери.

Согласно обычаю, фараон взял соправителя. Будущего преемника фараона звали

Семнехкара, и поступки его трудно истолковать. Некоторые считают, что он одним

из первых отрекся от Атона, покинул Амарну и вернулся в Фивы. Из надписи в одной

фиванской гробнице мы действительно узнаем, что царь Семнехкара воздвиг храм в

честь Амона. Тем не менее он пользовался полным доверием Эхнатона. Перед

коронацией соправителя во дворце Ахетатона царь отдал ему в жены одну из своих

дочерей.

Последняя известная дата царствования Эхнатона - семнадцатый год его правления О

смерти царя ничего не известно. Вероятно, он не был погребен в семейной

усыпальнице Может быть, приближенные царя спрятали тело в какой-нибудь гробнице.

Легенды утверждают, что его тело было растерзано и брошено собакам или сожжено

В правление Аменхотепа IV (Эхнатона) Египту довелось пережить странные события.

Продолжались они семнадцать лет - с 1364 по 1347 год до Р. X. Это царствование

знаменует разрыв в плавном течении исторического развития Египта. Вознесенный на

вершину славы одними, почитавшийся умалишенным другими, фараон Эхнатон оказался

фигурой необычайной, исключи-

14

100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ

Ассирийский царь Тиглатпаласар III осаждает спартанский город

тельной Он сменил собственное имя, изменил религиозные традиции, создал новую

столицу и стремился сформировать новое общество. Его внутренние искания не

превратили его в бесплодного мистика; он сумел претворить в жизнь свои видения,

действуя именем данной ему царской власти.

ТИГЛАТПАЛАСАР III

(?-727 до Р. X.)

Царь Ассирии в 77- 727 годах до Р. X. Проводил широкую завоевательную политику.

В период временного упадка Ассирии в стране произошло несколько восстаний,

подрывающих могущество ассирийского государства. Покончить с ними удалось царю

Тиглатпаласару III, который вступил на ассирийский престол в тяжелое для страны

время. Северные владения были почти целиком потеряны, границы Ассирии по

среднему Тигру подвергались постоянным нападениям соседей. Некоторые области от

Ассирии отпали.

Тиглатпаласар III был сторонником наступательной внешней политики. Ему удалось

вернуть Ассирии ее былую славу и превратить ее в могущественную державу Он

возобновил завоевательные походы ассирийских царей. •

Свою деятельность Тиглатпаласар III начал с коренной реорганизации военного

дела. Ассирийское ополчение, выступавшее в случае крайней опасности, грозившей

стране, теперь состояло из всего взрослого мужского населения, способного носить

оружие. Кроме того, была создана постоянная регулярная армия ("царский полк"),

находившаяся на полном царском обеспечении. В войско привлекалась и беднота,

которая частично или полностью была обезземеленной Наконец имелась личная

гвардия царя, охранявшая его особу

В армии ввели однотипное вооружение. Ассирийское войско делилось на пехоту,

конницу, колесничих и обоз. Самым привилегированным родом войск, в состав

которого входили зажиточные люди, были колесничие. Колесница запрягалась парой

коней; третий конь - обычно пристяжной - использовался как запасной

Наступательное оружие ассирийской армии было железным, а оборонительное -

бронзовым. Тяжелая пехота носила панцири из пластинок и остроконечные шлемы и

была вооружена щитами, копьями и короткими мечами. Легкие пехотинцы делились на