Смекни!
smekni.com

"Тиран" не греческое слово Вдревности его связывали с тиренцами, догреческим (стр. 60 из 217)

со своим зятем Артавасдом, стратигом опсикийского войска. Едва он узнал в 742

году о кончине тестя Льва Исавра, как сразу взял клятву с подчиненных ему войск'

стоять за него и не признавать императором никого другого. В это время римская

армия находилась во Фригии и готовилась к походу на арабов. Константин вызвал

Артавасда к себе в лагерь на военный совет. Артавасд отправился в надежде, что

сможет легко захватить своего врага, но Константин послал навстречу зятю

патрикия Висира, и когда узнал, что тот убит, бежал в Анатолийскую область.

Местное население благожелательно приняло его и обещало поддерживать до самой

смерти. Фракисийское войско также приняло сторону Константина.

182

100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ

Между тем Артавасд овладел столицей. Магистр Феофан провозгласил его

императором, а византийцев уверил, что Константин умер. Артавасд послал за своим

сыном Никифором, бывшим тогда стратигом во Фракии, и поручил ему охрану

Константинополя. Сам он, едва вступив в город, восстановил почитание икон и стал

готовиться к отражению нападения. Весной следующего года, собираясь в поход, он

назначил младшего сына Никиту стратигом войска Армениаков, а старшего, Никифора,

венчал на царство.

Но если Опсикий был за Артавасда, то прочие фемы решительно выступили против

него, и после 16-месячной гражданской войны 2 ноября 743 года Константинополь

был взят фемными войсками. Феофан сообщает, что Константин приказал

провинциальным архонтам грабить дома горожан, масса сторонников Артавасда была

осуждена.

Артавасд с сыновьями бежал в Вифинию, в Пузанскую крепость, но вскоре был

захвачен. Император велел с позором влачить их связанных во время конских

состязаний, а потом ослепить. После разгрома столичной знати власть Константина

окрепла, и иконоборчество снова стало политикой империи Можно предполагать, что

именно после подавления восстания Артавасда фема Опсикий была разделена на три

фемы - Оптиматов, Вукелариев и собственно Опсикий.

'

Политика укрепления центральной власти империи и расширения границ была основным

стремлением провинциальной знати, овладевшей государственным аппаратом. При

Константине V в основном эта политика проводилась удачно.

Константин предпринял удачный поход в Исаврию, захватив Германикию и часть

Сирии. Германикия была вновь отвоевана арабами в 768 году, а через два года

арабы проникли в Малую Азию, но были наголову разбиты фемными войсками. Во время

успешных походов Константин переселял христианское население захваченных

областей в европейские провинции. Успехам Константина способствовали смуты в

халифате; после свержения династии Омей-ядов центр халифата был перенесен в

Багдад.

Еще в 716 году между болгарами и византийцами был заключен мирный договор;

согласно обязательству, Византия ежегодно выплачивала болгарскому хану субсидии.

В 752 году Константин переселил много сирийцев и армян во Фракию. Византийский

император начал укреплять границу, строить крепости во Фракии и расселять здесь

пленных в качестве воинов. Это не понравилось болгарскому хану Кормисошу,

потребовавшему повышения субсидий (755). Константин отказал ему. Тогда болгары

напали на Фракию и дошли до Длинных стен Константинополя. Разгневанный

византийский император решил разгромить Болгарское государство, начав поход от

границ Фракии и высадив в устье Дуная мощный десант (756) В битве у Маркелл

Болгары потерпели поражение. Кормисош вынужден был запросить мира, но и стантину

не удалось полностью подчинить Болгарию

Новый болгарский хан Телец решил взять реванш, однако Константиь внимательно

следил за событиями в Болгарии и сумел своевременно подгото-' вить отпор. Он

отправил сильный флот с кавалерийским десантом к Анхиалу, а сам с большой армией

вторгся в Болгарию. 30 июня 763 года Телец выступил навстречу. Битва у Анхиала

закончилась полным разгромом болгар. Большое количество пленных, в том числе

представители высшей болгарской знати, были отправлены в Константинополь.

КОНСТАНТИН V

183

Телец был свергнут, и вскоре после этого болгары заключили мир с Византией.

Развивая успех в борьбе с Болгарией, Константин решил расправиться со славянами

Македонии, во главе которых стоял князь северян Славун. Без объявления войны

Константин напал на славян. В числе пленных оказались и греки, "скамары" (так

называли повстанцев из греческого населения, отказавшихся от христианства), а

также сам князь Славун. Главарь скамаров подвергся по приказу императора

ужасающему наказанию - ему отрубили руки и ноги и живым вскрыли, чтобы врачи

могли наблюдать жизнедеятельность человеческого организма, после этого он был

сожжен

Заручившись содействием представителей болгарской знати, Константин намеревался

полностью подчинить Болгарию, но посланный им флот был рассеян бурей в июле 766

года. Дальнейшие походы также не принесли особых удач

Константин V проводил активную политику иконоборчества. С 10 февраля по 27

августа 754 года заседал вселенский собор в одном из предместий Константинополя

Единогласно все 338 представителей церкви приняли положения о том, что

иконопочитание возникло вследствие козней сатаны. Писать иконы Христа,

богоматери и святых - значит оскорблять их "презренным эллинским искусством"

Запрещалось иметь иконы в храмах и частных домах. Собор принял также меры против

расхищения церковных сокровищ под предлогом борьбы против священных изображений.

Все "древопоклонники и ко-степоклонники" (т. е. почитавшие мощи святых)

предавались анафеме и особо Иоанн Дамаскин и Герман

Собор 754 года встретил критику со стороны римского Папы и всей западной церкви.

В 769 году на Римском церковном соборе были отвергнуты иконоборческие положения

собора 754 года Неудачной оказалась и попытка Константина опереться в этих

спорах на поддержку Франкского королевства.

Именно после собора 754 года монашество выступает на сцену как наиболее

решительный противник иконоборчества. Борьба против икон была материально

невыгодна монастырям Дело не только в том, что отдельные монастыри вели бойкую

торговлю иконами и реликвиями святых Более важно иное обстоятельство монашество

(особенно столичных и подгородных монастырей) было тесно связано с городской

знатью, невзлюбившей императора. Наконец, на позицию монашества влияло давнее

соперничество между монастырями и епископатом Решения ряда соборов ставили

монастыри под власть епископата, тогда как монахи стремились к независимости. И

теперь представился удобный повод не подчиниться центральному церковному

управлению и епископату под предлогом несогласия с канонами собора 754 года об

иконоборчестве.

Встретив сопротивление, император начал террор, особенно против городской знати

В столице Константин стремился натравить городское население на монахов, которых

называл "мраконосителями". Монахов выводили на ипподром для публичного осмеяния,

фактически в Константинополе организовывались погромы монахов. Тех из них,

которые хранили свой обет и противостояли иконоборческому учению, Константин

предавал различным пыткам и издевательствам: одним беспощадно выжигали или

выщипывали бороды, другим разбивали головы иконами; некоторым выкалывали глаза

или обрубали им руки и другие члены Многих, исполнявших государственные или

воен-

¦Г"*"

184

100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ

ные должности, обвиняли в поклонении иконам и, как бы уличенных в

жертвоприношении, убивали и во множестве высылали за границы империи Часть

монастырей Константин отдал под жилища воинам, а другие приказал срыть до

основания

В 764 году по доносам клеветников Константин велел казнить многих знатных

вельмож, которых обвинил в заговоре Тогда же был подан донос на патриарха

Константина, его с позором свели с амвона, посадили на осла и со многими

издевательствами возили по городу Наконец, император велел отрубить ему голову,

а труп бросить в Пелагиевы рвы

Гонения на непокорных, фрондирующих монахов затронули и провинцию Стратиг

Фракисийской фемы Лаханодракон в 770 году собрал монахов и монахинь в Эфесе и

предложил им на выбор или немедленно вступить в брак и стать светскими лицами,

или же быть ослепленными и изгнанными Большинство подчинилось стратигу и бросило

монашескую жизнь, но нашлись и фанатики, предпочитавшие пострадать за веру

Сторонники иконопочитания эмигрировали в Сицилию и Южную Италию, в Херсон, на

острова В 771 году Лаханодракон закрыл ряд монастырей во Фракисийской феме

Монастыри передавались под казармы, земли и скот распродавались Правда,

репрессиям подверглись только непокорные обители Иконоборческие менастыри

оставались зачастую под контролем государственного чиновника

Положение в империи в результате иконоборческого движения было очень напряженным

Это заставляло Константина V искать союзников в среде еретиков Отношение к

еретикам со стороны иконоборческого правительства было неоднозначным Разумеется,

союз государства с господствующей церковью ни в коем случае не мог быть разрушен

Собор 754 года прекрасно это показал, преследования еретиков формально не были

отменены

Для укрепления своего положения в столице Константин стал усиливать налоговый

гнет в деревне Крестьяне, облагавшиеся непосильными налогами, должны были дешево

продавать хлеб для столицы Патриарх Никифор едко замечает по этому поводу

"Нерассудительные люди объясняли это изобилием плодов земли, процветанием, а

разумные - проявлением жадности, тирании и человеконенавистничества" Дальнейшая