Смекни!
smekni.com

Вадим Акентьев (стр. 34 из 38)

[30] Покаянием у баптистов называется, прежде всего, «обряд» обращения к Богу, когда человек, решивший начать христианскую жизнь, должен на собрании общины выйти вперед, встать на колени и публично попросить у Бога прощения. Таким образом, человек становится «новообращенным». Правда, я так и не смог преодолеть свою стеснительность, и каялся наедине с пресвитером.

[31] Правда, как миссионер, я все еще работал: вел (и до сих пор веду) ежедневную программу по телефону-автоинформатору «Библейские рассказы и ответы на ваши вопросы». Год назад к этому добавились: подготовка еженедельной программы «Православное воскресение» для «Европы+» и проведение уроков «Закона Божьего» в Воскресной школе Никольского собора для взрослых прихожан.

[32] «Постоянно демонстрировать фасад нормальности и скомпенсированности – безблагодатное дело; это очень тяжелая и безрадостная работа… Это, по слову поэта, «работа адова». И это воистину так» [8].

[33] Многие мыслители пришли к этой истине. Например, Гете сказал, что самая глубокая из пропастей находится в сердце человека. А еще до него Руссо говорил о себе так: «Я вижу добро, я люблю его, и в то же время делаю зло». Остается добавить, что «в своих критических выступлениях против православной церкви Толстой зашел так далеко, что стал отрицать не только его обрядовую сторону, но и основы христианского вероучения. Толстой не верил в Христа, как Сына Божьего, умершего за грехи и воскресшего для нашего оправдания. Христос у него оказался на одном уровне с религиозными философами и мудрецами» [15].

[34] «Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,/Да брат мой от меня не примет осужденья, /И дух смирения, терпения, любви /И целомудрия мне в сердце оживи (из стихотворения А.С. Пушкина – переложения молитвы св. Ефрема Сирина).

[35] Именно поэтому иной батюшка в проповеди может плохо отозваться о протестантах. Это не шовинизм [19], а просто забота пастыря об овцах, пастыря, который может не разбираться в сложном мире современного протестантизма. Тем более что к последнему иные религиоведы относят и деструктивные культы [20].

[36] Причем грязи может появиться еще больше, чем было до «уборки» (см. Мф. 12:43-45).

[37] Мнение протестантского пастора из журнала «Вера и жизнь»: «Наш взгляд таков. Бог хочет спасти всех. Это невозможно… явно не по причине бессилия Бога. Значит, от человека что-то зависит. С другой стороны, множество мест в Библии указывают на то, что спасение – не наша заслуга. Что это – дар. Есть достаточно мест, которые говорят о нашем бессилии перед грехом, о всецелом уповании на милость. Думается, что ответ коренится вот в чем. Как правило, мы судим по поступкам. Однако поступки не всегда выражают состояние человеческого сердца. Человек может не делать явных грехов, но при этом быть гордым, сластолюбивым, злоречивым. И ко всему прочему весьма далеким от самоосуждения. Другой же, наоборот, может совершать много явных грехов, осознавать их и очень глубоко переживать свое состояние… Даже при крещении мы даем Богу обещание не абсолютно безгрешной жизни (а способны ли мы к ней?), а обещание доброй совести (другой вариант перевода – крещаемый просит у Бога добрую совесть)» [21]. В народе на этот счет есть пословица: иной не пьет, и гордится, а иной пьет – и кается. Кстати, в притче о блудном сыне оба этих человека из пословицы наглядно представлены – в образах старшего и младшего братьев (см. Лук. 15:11-32).

[38] Однажды на собрании общины ЕХБ я с пафосом проповедовал: «Братья и сестры! Слава Богу, что Он хранит нас от гордости! Поблагодарите же Его те, кто избавился от гордости!». До сих пор стыдно.

[39] И такое понимание заложено в вероучении ЕХБ: «Христианин нуждается в постоянном освящении в течение всей жизни (Евр. 12, 14; Откр. 22, 11)… Освящение осуществляется Богом (1 Фес. 5, 23) с участием самого верующего… К участию человека относится: 1) осуждение, исповедание своих грехов и сознание нужды в прощающей благодати Божьей (1 Иоан. 1, 7-9; 1 Кор. 11, 31; 2 Кор. 7, 1; Евр. 4, 16)…» [24]. Интересно, что следовать этому, вполне православному, первому пункту я начал учиться только в православии. В баптизме сей пункт я сдал «экстерном» еще до крещения.

[40] Кстати, несколько слов критикам православного аскетизма. Православные подвижники усмиряли себя постом и бдением, порабощали себя веригами и юродством не для того, чтобы «заработать прощение». Они стремились к победе над собой, к победе духа над плотью. Через воздержание и другие подвиги они «распинали» свою плоть (см. Гал. 5:24), как необъезженную лошадь усмиряют голодом, лишая ее избытка дурных сил. Здоровый дух, по Библии, – не столько в здоровом теле, сколько в страдающем (см. 1 Пет. 4:1) (конечно, если страдание принимается с благодарностью, как из рук Самого Господа). Сильный дух – в немощной плоти. «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41), в НЗГЯ: «Дух деятелен – плоть же бессильна». «Сила Моя совершается в немощи», - говорит Господь (2 Кор. 12:9; см. также 1 Кор. 2:3-4). Только тот, кто усмиряет и порабощает свою плоть (как бы обессиливая ее), способен успешно побеждать «плотские похоти, восстающие на душу» (см. 1 Пет. 2:11) и не исполнять «вожделения плоти» (см. Гал. 5:16).

Торжество духа нам необходимо для того, чтобы исполнить две самые главные христианские заповеди: возлюби Бога всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя. «Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила» [26]. В этом – смысл православного аскетизма и развившегося из него православного монашества.

[41] Особенно я умилялся «присущей» мне, как баптисту, миссионерской ревности. Хотя, по Библии, я должен был испытывать какие-то другие чувства: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10).

[42] Наверное, в первый раз – на очередной сессии в баптистском институте в Москве. Тогда после лекций вечером я уходил из общежития, и забредал в гулкий полутемный коридор умиравшего на ночь здания Союза ЕХБ. Здесь я читал Библию и молился, стараясь себя утешить. Но, возвращаясь к ребятам, только глубже прятал непонятную печаль.

[43] Умело спровоцированный государством, раскол евангельско-баптистского братства в 1961 году на два независимых союза (рана, которая не заживает и кровоточит до сих пор – уже около сорока лет) показал, до каких пределов может разыграться наша испорченная человеческая природа даже в среде благочестивых русских баптистов. (См.: Максимов С. История Евангельско-баптистского братства в период 1961-1999 года // Христианская газета Кузбасса. 2003, № 1. С. 8-9). Кстати, раскольникам Максимов ставит, на мой взгляд, точный диагноз: «Раскольник – это духовно больной человек, ежедневной пищей которого являются грехи других и собственная самоправедность. Он постоянно нуждается в оправдании раскола, производит соблазны и заражает своей болезнью других. Поэтому ап. Павел пишет: «Остерегайтесь производящих разделения» Рим. 16:17». (Там же).

[44] «Один из известных духовных работников так говорит о себе в автобиографии: «В годы моего ученичества я видел фарисеев только на страницах Евангелия. В студенческие годы я увидел фарисеев в своих коллегах, и только совсем недавно я увидел его в самом себе. Это был день моего полного духовного обновления» [27].

[45] «Во всех духовных, глубоких культурах всегда был и есть институт послушания и ученичества. Прохождение этого пути смиряет гордыню… Гордость не надо путать с чувством достоинства. Гордыня есть самоистуканство, источник гнева, зависти. От гордости исходит осуждение ближних, самохвальство и властолюбие» [33]. «Святые Отцы учат, что духовную жизнь нельзя начинать сверху, то есть с исполнения наивысших заповедей. Надо начинать ее снизу, то есть прежде всего надо очистить душу от страстей и пороков, приобрести терпение и другие добродетели, а тогда уже усовершенствуется любовь к ближним и к Богу» [34].

[46] Если кто соберется меня осудить, то пусть начнет с апостола Павла, который называл Авраама отцом (см. Рим. 4:1, 16-18). Христос ведь ясно сказал: «…отцом себе не называйте никого» (выделено мой – прим.авт.) (Мф. 23:9).

[47] Протестантская традиция лишена таинства исповеди. Перед причастием открывать пресвитеру свои грехи и каяться в его присутствии перед Богом необязательно. Кстати, православное таинство исповеди основано на Библии: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:18). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18), - так говорит Господь апостолам и их преемникам – пресвитерам или священникам.

[48] В стремлении отстоять равноправие членов церкви протестанты могут даже игнорировать Священное Писание. Например, протестантский учебник «История христианства» повествует: «В обязанности старейших (пресвитеров – прим. авт.) входило совершение крещений и хлебопреломлений. Но это не давало им право возвышаться над другими верующими и требовать к своей персоне особых почестей» [35]. Сравните: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь…» (1 Тим. 5:17).