Смекни!
smekni.com

Вадим Акентьев (стр. 36 из 38)

[67] Под сектами здесь я подразумеваю деструктивные культы [30].

[68] «Сожительство двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную пользу».

[69] А. В. Карев: «Что такое братство Евангельских Христиан-Баптистов? - Это ни что иное как Церковь Иисуса Христа в нашей стране». См.: http://ecb.hotbox.ru/ .

[70] Конечно, такое единство – не экуменизм в его худшем смысле. Диакон Андрей Кураев пишет: «Почему мы не экуменисты? – Да потому, что нашу веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), дал людям тот, кто однажды принес в жертву Себя Самого (Евр. 7:27): Христос, Который «вчера и сегодня, и вовеки тот же» (Евр. 13, 8). Христос создал апостольскую Церковь. И поныне Он с нею же. Церковь Христа отделена от мира не для того, чтобы горделиво превозноситься над ним, а для того, чтобы хранить в себе дар, который сам мир (в том числе мир человеческих религий) создать не может. Ощущение нерукотворенности Православия до сих пор живо в Церкви… Свою Церковь Бог изъял из нашего ведения. Это – Его Церковь, а не наш кооператив… Ради радости Пасхи мы согласились быть рабами Божьими, согласились быть служителями в доме Его, а не полновластными владыками нашей религиозной жизни. Торжество экуменизма означало бы, что мы перестроили Церковь в соответствии с земными нуждами. Это означало бы, что Церковь отныне не Тело Христово, а обычное человеческое собрание, вечно терзаемое спорами о собственном регламенте. А, значит – Пасха нас больше не радует и не обнадеживает…

Так что вопрос "православная церковь и экуменизм" для нас означает выбор: Радость Пасхи или экуменическое реформаторство. Причастие Христу или будни "экуменических контактов" [31].

[71] Кстати, в его семье растут две девочки из Африки, удочеренные им. В Никольском соборе, который они однажды посетили по моему приглашению, это были, наверное, самые необычные гости за всю его историю.

[72] «Многие находятся в плену духа времени, который диктует искаженное толкование Библии. Особенно это ясно в вопросе о гомосексуализме. Для него находят якобы библейское обоснование: его можно рассматривать как вариант творения…». Это цитата из статьи «Дух времени и ветры учений. Критический анализ евангельского движения Запада на разломе тысячелетий» из журнала «Вера и жизнь» [40].

[73] Напрашивается как бы резонный вопрос: «Пусть протестанты тоже грешат. Но почему в Православной Церкви гораздо больше номинальных христиан?». Ответить можно простой статистикой. В России сегодня 80 % населения крещены в православии, и только 2-3 % - в протестантизме (цифры приблизительные) [41]. Итак, православных у нас в стране – в сорок раз больше, чем протестантов. В какой конфессии будет больше номинальных верующих? Если подобные расчеты применить к протестантской Америке, где Православная Церковь очень маленькая, то «резонный вопрос» надо адресовать уже протестантам… В общем, есть такой совет: «не ищи православных христиан среди крещеных, а ищи среди воцерковленных».

[74] См.: Диакон Джон Уайтфорд. Только одно Писание? Нижний Новгород. 2000. С. 38.

[75] По всей видимости, «русский миссионер» не слышал даже о Кирилле и Мефодии, которые не только перевели Библию с греческого на славянский, но и создали русскую азбуку и письменность. Тем более Приступа ничего, наверное, не знает о других добрых примерах миссионерского служения Православной Церкви. А их немало. В 11-м веке святой Исайя, святитель Ростовский, обходил города и села Ростовской и Суздальской областей и «повсюду увещевал язычников оставить нелепое суеверие и уверовать в Бога истинного… В течение одиннадцати лет святой Исайя… не боялся разрушать идолов, а самих язычников смирял и привлекал к себе отеческой кротостью, а также делами милосердия». Церковь прославляет память святого князя Константина, просветителя Мурома. Прославляет святого мученика Авраамия, просветителя болгар. Прославляет блаженного Феодорита, просветителя лопарей. Прославляет архиепископа Мисаила Рязанского, просветителя мордвы. Прославляет святых Гурия, Варсонофия и Германа, просветителей Казани. Прославляет святого Стефана, просветителя Пермской земли (более подробно о нем – в Приложении № 5). Перечислять можно долго [43].

«В пределах России существовали духовные миссии среди язычников: алтайская (миссия не только обращала единородцев в православие, но и устраивала хозяйственный быт каждой обращенной семьи и имела за обращенными полный санитарный надзор), киргизская (с 1883 года), иркутская, забайкальская, камчатская, обдорская, сургутская, енисейская, якутская. Вне России существовали православная японская миссия (училища, иконописная школа, «общество для перевода религиозных книг на японский язык) …и миссия американская» [44].

[76] Доклад был опубликован в миссионерском журнале «Вера и жизнь» (тираж 110 000 экз.).

[77] Надо сказать, что сам Августин Блаженный в своей «Исповеди» так описывает свои переживания в тот момент, когда понял, что его прежние нападки на Церковь безосновательны: «Я покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную церковь, а на выдумки плотского воображения. Я был дерзким нечестивцем: я должен был спрашивать и учиться, а я обвинял и утверждал… Учит ли Церковь Твоя истине, я еще не знал, но уже видел, что она учит не тому, за что я осыпал ее тяжкими обвинениями» [48].

[78] Издается Союзом ЕХБ России. Журнал, на мой взгляд, гораздо терпимее «Веры и жизни». В том же номере, в передовой статье Председателя Российского Союза ЕХБ Юрия Сипко, например, цитируется митрополит Сурожский Антоний: «Наше призвание – не только быть Христовыми, но так сродниться с Ним, так с Ним быть едиными, чтобы всякий человек, встречаясь с нами, встретил бы Христа…» [51].

[79] Недавно сделал для себя маленькое открытие, которое еще раз показало несправедливость моих суждений о Православии. Оказывается, «уклонившись от простоты во Христе» (см. 2 Кор. 11:3), Православная Церковь правильно сделала. В Синодальном переводе слово «уклонившись» набрано курсивом. «Это означает, что его просто нет в греческом оригинале… Церковно-славянский перевод несет противоположный смысл: «боюся же да не истлеют разумы ваши от простоты яже о Христе». Противоположный перевод оказывается возможен из-за двусмысленности греческого предлога «апо» - «от»… Св. Феофилакт Болгарский понимал «апо» как указание на причину: «Чтобы не прельстились вследствие своей простоты». Да и по контексту своей речи Павел предупреждает коринфян, что их простота может довести их до беды: если они будут доверять всякому, кто будет к ним обращаться от имени Христова…» [54]. Кстати, в НЗГЯ третий стих (из 2 Кор. 11) звучит так: «Боюсь же… чтобы были испорчены мысли ваши от простоты…».

[80] Правда, все это не столько напоминает, сколько являет здесь и сейчас Царство Божие. «Для первых христиан всеобъемлющей реальностью и потрясающей новизной их веры было как раз то, что Царство приблизилось и, хотя и незримое, и неведомое «миру сему», уже пребывает «посреди нас», уже светится, уже действует в нем…» [56].

[81] Да и физически в облачении служить тоже нелегко – так же как военному в полной парадной амуниции где-нибудь в почетном карауле.

[82] Около года назад, например, пресвитер предлагал мне вернуться, чтобы вместе организовывать библейскую школу при церкви, для создания которой нашлись спонсоры.

[83] Явление, впрочем, не ограничено этой конфессией. «Благочестивые католики и протестанты обыкновенно с усердием исполняют то, что их религия дает им чисто-божественного… Господь да спасет их! Не об обращении таких я говорю – они и теперь бессознательно православные… Боже, сколько людей у этих протестантов на всех путях! И какие превосходные, энергичные деятели! Живо и действенно у них христианство. Без помощи Благодати Божией не было бы этого» [1].

[84] Александр Солженицын: «Баптисты… поистине ищут смиренности. И еще особенный поворот вопроса в том, что русские баптисты – наши единокровные соплеменники; в обычной жизни это обычные русские люди» [2]. Диакон Андрей Кураев: «Есть в вас доброе. Есть искренность, есть человеческая порядочность… В ваших религиозных поисках, мыслях и переживаниях есть доброе начало. Слава Богу, что после обращения Ваша жизнь изменилась, многие грехи остались в прошлом. Я не собираюсь весь ваш духовный опыт охаивать как демонический. Я полагаю, что именно Христов Дух повергнул ваше сердце к Евангелию и к исповеданию Спасителя… Но, во-первых, есть еще пространство для роста, которого в Вашей общине не хватает, но которое есть в Православии. А во-вторых, есть и такие грани насаждаемого у вас «духовного опыта», которые могут оказаться опасными…» [3].

[85] Здесь под еретиками я подразумеваю тех, кто, называясь христианином, сознательно отвергает основные христианские догматы.

[86] Уточню все-таки, кем был один из авторов учебника: «Карев Александр Васильевич (1894 – 1971 год) – видный деятель евангельско-баптистского движения в нашей стране, генеральный секретарь ВСЕХБ и главный редактор журнала “Братский вестник”; также известен как духовный писатель и пламенный проповедник Евангелия» (См.: История ЕХБ в СССР с 1959 года по 1966 год. http://agiasma.narod.ru/1234/5555/367.html).

[87] «Ревнителями подлинного христианства являются Несториане. Основоположником этого движения был Несторий, патриарх Константинопольский… Он заблуждался однако… считая Христа не Богочеловеком, а Богоносцем. Но во всем остальном Несторий строго придерживался Писания» [4]. У Нестория «Христос фактически оказывался лишь совершенным человеком, который морально стал подобен Божеству» [5].