Смекни!
smekni.com

Проблемы и перспективы (стр. 9 из 12)

Общая схема организации российско-армянского взаимодействия

* * *

Отсутствие четкого, яркого образа России, равно как и привлекательного современного интеграционного проекта, является одной из причин дезинтеграции и архаизации социумов государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза, а это, в свою очередь, является прямой дорогой к кровопролитным конфликтам и войнам за сжимающиеся ресурсы и просто за выживание. Пренебрежительное отношение к гуманитарной сфере может аукнуться самыми серьезными последствиями.

Раздел 4.
АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В РОССИИ – СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ

Роль и место диаспоры в России и мире

Мировые интеграционные процессы в различных областях человеческой деятельности являются неотъемлемой частью феномена глобализации. Несмотря на это, этническая идентификация индивида по-прежнему имеет колоссальное значение и сохранит его на длительную перспективу. В последние годы для России актуализировалась задача собирания и консолидации «Русского мира», превращения его в эффективный инструмент реализации внешнеполитической стратегии государства и укрепления его международных позиций. Как известно, многочисленные армянские и русские общины проживают во многих государствах Европы, Америки, Ближнего и Среднего Востока – как в тех, которые известны своими практиками политического лоббинга (например, США), так и в странах, не имеющих подобных традиций (Франция и др.). В ряде случаев обе диаспоры формировались примерно в один и тот же исторический период, причем отсутствие традиций этнического лоббирования отнюдь не означает отсутствия почвы для многостороннего конструктивного взаимодействия.

Задачей армянской и русской диаспор в ряде стран Европы, а также в США и Латинской Америке может стать не только укрепление существующих связей на новой основе, но и передача армянскими общинами опыта этнической интеграции и «врастания» в существующие политические институты и структуры, а также освоение рычагов экономического влияния. Очевидны корреляции между числом иностранных инвесторов в Республику Армения происхождением из конкретной страны с численностью армянского населения в этой стране. Тесные взаимосвязи армянской диаспоры различных стран с Арменией делают ее значимым фактором поступательного развития российско-армянских отношений – при наличии здесь значительного неиспользованного ресурса. Потенциально диаспора, интерес к возможностям которой проявляют самые разнообразные субъекты региональной и мировой политики, является существенным конкурентным преимуществом Армении в сфере международной политики, что на отдельных направлениях могло бы стать предметом конструктивного диалога с российской дипломатией. Залогом тому – огромный интерес к России и российской армянской диаспоре со стороны «армянского мира».

Представляется, что на межгосударственном уровне потенциал армянской диаспоры России как связующего «моста» между двумя странами, инструмента лоббирования интересов Армении в России и России в Армении востребован не в полной мере, и уж во всяком случае, используется гораздо менее эффективно, чем лоббистский потенциал армянских общин в западных странах, особенно в США[36]. И это несмотря на то, что в России проживает наиболее крупная армянская община в мире (около 2 млн. чел., что в несколько раз превышает данные переписи 1989 года). Именно в России, как близком по духу христианском государстве, уже в X – XI веках стали создаваться первые армянские поселения (первое упоминание об армянском дворе в Москве относится к 1390 году), а с начала XIX века жизнь восточных армян была уже непосредственно связана с судьбой России. Новый этап вынужденной эмиграции армян пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х годов и был обусловлен тяжелейшим положением в Армении в связи с разрушительным землетрясением 7 декабря 1988 года, глубоким экономическим кризисом, армяно-азербайджанским конфликтом и многолетней транспортной и энергетической блокадой со стороны Азербайджана и Турции.

История возникновения армянских поселений на территории субъектов федерации, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, насчитывает не одно столетие. В Ставропольском крае по численности населения армяне занимают второе место, а в Краснодарском крае и Ростовской области, где их количество сравнимо с численностью украинцев – третье.

Значительную часть армянского населения в республиках Северного Кавказа составляют выходцы из Нагорного Карабаха, Баку и ряда районов бывшей Азербайджанской ССР. Традиционно эта часть многонационального и многонационального населения Северного Кавказа ориентирована на российские культурные и цивилизационные ценности, являясь при этом весьма активной и сохраняющей многочисленные связи с местами прежнего проживания. Представляется, что в контексте сложных общественно-политических, социально-экономических и этнодемографических процессов на юге России (например, речь идет о сокращении численности славянского населения в соответствующих субъектах федерации, расширении так называемой «этнической дистанции» и т.д.) этот фактор является весьма важным для сохранения межнационального мира и стабильности. Развязывание боевых действий против Нагорного Карабаха и Армении неминуемо приведет к негативным изменениям в умонастроениях внутри тех стран и регионов, на территории которых проживают армянские общины.

Армянская диаспора России весьма неоднородна как в социальном, так и в этнокультурном плане. Так, большая часть армян, обосновавшихся в России советское время, адаптирована в правовом и социально-экономическом плане. Значительную же часть тех, кто приехал в РФ в конце 80-х - в 90-е годы, составляли люди с неопределенным гражданским статусом, испытывающие затруднения в трудоустройстве и другие социально-экономические проблемы. Как следствие, создаваемые ими объединения носили характер адаптационных центров, в которых этнокультурные и политические задачи отходили на второй план. В то же время именно среди армянских эмигрантов 90-х гг. было немало тех, кто сумел создать финансовые, коммерческие структуры и активно участвует в лоббировании экономических интересов, правда, не столько Армении, сколько отдельных групп из числа армянской диаспоры.

В настоящее время качественную трансформацию переживает армянская диаспора Москвы, и это потенциально делает ее роль в сложной системе армянских организаций на территории Российской Федерации более значимой. В то же время, для того чтобы создать полноценные механизмы комплексной реализации своих целей, действующим организациям очень часто многого не хватает. Речь идет о недостаточной консолидированности организаций, об отсутствии необходимого организационного и экспертного сопровождения их деятельности, которое имело бы системный характер. Встречаются и факты конфронтации между организациями (что, заметим, характерно и для различных организаций диаспор других народов, проживающих на территории России). Особого внимания требуют вопросы улучшения информационного обеспечения и обмена, эффективного функционирования в этих целях единой площадки, которая при этом не подменяла бы собой какую-либо организацию. Общая консолидация при сохранении многообразия форм и методов деятельности является необходимой предпосылкой к укреплению объединений, усилению их позитивного влияния армянских организаций в жизни российского общества, упрочит взаимоотношения с Арменией и армянскими общинами других стран. Создание реально действующего армянского центра в Москве (например, в виде Армянского культурного центра, станет связующим звеном с дружественно настроенной армянской диаспорой).

Фактор диаспоры в укреплении двусторонних отношений

В фундаменте армяно-российских отношений лежат не только многовековые традиции дружбы двух народов, но и потенциал армянской общины России. Это обстоятельство не может недооцениваться политической элитой обеих стран. Позиция руководства Армении во внешней политике не может не учитывать интересы всего мирового армянства, весомой частью которого является российская армянская диаспора. Укрепление взаимодействия между представителями армянской молодежи и русских национальных организаций стало бы серьезной предпосылкой для сохранения межнационального мира и гражданского согласия в Российской Федерации. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый активный представитель армянской или русской общины, в той или иной стране, несмотря на политические воззрения или идеологические пристрастия, отдавал бы свое умение мыслить и трудиться не только государству, гражданином которого он является, но и своей исторической родине, создавая для этого все необходимые условия. В этом случае позиции и Армении, и России будут усиливаться в различных регионах мира. Этот фактор важен еще и потому, что при постоянном внимании государства к судьбе диаспоры этот ресурс не только не утрачивается, а, наоборот, становится постоянным резервом нации, причем в странах, имеющих высокий научный и технологический потенциал[37].

Проживающие в США, государствах Западной Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки армянские общины, в ряде случаев достаточно политически активные, разделены по партийному, конфессиональному, земляческому признакам. Это необходимо в полной мере учитывать при выстраивании отношений с различными составляющими «армянского мира», имеющими соответствующую партийно-политическую, региональную, конфессиональную специфику. Представляется, что здесь также имеется серьезный потенциал для взаимодействия и налаживания взаимовыгодных связей.